СИБИРЯЧКА ЗАСУДИЛА КОЛЛЕКТОРОВ, КОТОРЫЕ ОШИБЛИСЬ НОМЕРОМ.
Наталья получила выигранные по суду деньги и надеется, что ее опыт поможет другим людям, которых коллекторы терроризируют по телефону.
Наталья получила выигранные по суду деньги и надеется, что ее опыт поможет другим людям, которых коллекторы терроризируют по телефону.Фото: из личного архива героя публикации
Сотрудники банка думали, что звонят должнику, а попали на новосибирского адвоката
Не туда попали и не на ту нарвались: телефонная ошибка стоила московским кредиторам 30 тысяч рублей. Именно столько на днях получила 34-летняя жительница Новосибирска Наталья Беспалова от «Юниаструм Банка». С ним женщина судилась на протяжении нескольких месяцев, а все из-за телефонных звонков на мобильный. Они начались в октябре 2014 года.
— Мужской голос спросил некоего Юрия Валентиновича. Я сказала, что мужчина ошибся номером. На том конце мне не поверили и начали угрожать, — вспоминает Наталья Беспалова. — Говорят: «Он должен банку 50 тысяч рублей — ищите его, если хотите, чтобы мы вас оставили в покое. Или погасите сами его долг». Советовали еще сим-карту сменить… А я вообще этого Юрия Валентиновича знать не знаю!
Звонящие представлялись сотрудниками отдела взыскания банка. И вряд ли догадывались, что на деле звонят не должнику — Юрию Сотникову , а новосибирскому адвокату. Может, цифрой ошиблись, может, должник схитрил, заполняя документы — как вышла эта путаница так и осталось загадкой. Юрист сначала по-хорошему пыталась указать коллекторам на ошибку. Писала письмо на сайт банка, звонила в колл-центр. Но на том конце провода ничего не хотели слышать.
— Ваш номер занесем в черный список, потому что вы скрываете должника. Вам теперь будут звонить каждые 15 минут, — объявили там телефонную войну адвокату.
Вот и знания закона пригодились: обратилась сразу в несколько ведомств — полицию, Роскомнадзор, Калининский районный суд. В МВД управу на телефонных террористов-коллекторов не нашли, в Роскомнадзоре сделали запрос в банк, на каком основании тревожат сибирячку. Кредиторы промолчали и схлопотали штраф в пару тысяч рублей по административному кодексу (за игнорирование запроса). Но самые большие издержки потерпели в суде. Наталья обвиняла банкиров в нарушении Закона о персональных данных. Ведь личный номер ее мобильника откуда-то всплыл в коллекторской базе.
— Когда начался суд, звонки прекратились, но я не была уверена, что они вычеркнули мой номер из своей базы, — рассказывает адвокат. — Поэтому просила суд обязать их удалить мой телефон, а также выплатить мне за месяц звонков с угрозами моральную компенсацию. В качестве доказательства предоставила детализацию входящих с мобильного, из которой видно, что мне звонили с московского номера, принадлежащего банку.
Наталья была уверена, что выиграет дело, но на щедрую оплату своих страданий особо не рассчитывала.
— Думала, присудят 5 тысяч рублей — и ладно. Но компенсация оказалась даже больше — 30 тысяч рублей, — рада женщина.
Теперь глядишь и другие жертвы коллекторов сумеют себя защитить, прецедент в Новосибирске создан.
— Люди обращаются к нам и в органы только когда им имущество сожгли и они думают на коллекторов, либо когда их настолько прижали, что человеку страшно жить. В таких случаях все выливается в уголовные дела. Хотя можно на самом корню решить эту проблему, если вы не брали долг, а вам звонят, то просто обращаетесь в суд, — советует сибирячка.
КОНКРЕТНО
Какой закон нарушили коллекторы?
Согласно Федеральному закону «О персональных данных» персональными данными является любая информация прямо или косвенно, относящаяся к определенному физическому лицу. В законе нет прямого указания, что номер телефона относится к персональным данным, однако судебная практика показывает, что он к таковым относится. Так как владелец номера не подписывал в банке никаких бумаг о согласии на обработку своих персональных данных, то его телефон оказался в базе банка незаконно — за что банку и присудили выплату моральной компенсации жительнице Новосибирска.