Эксперт по ОСАГО: «Автолюбители, готовьте кошелек»
В России вступило в силу указание Центробанка о расширении коридора цен на полисы ОСАГО. Теперь страховщики смогут подбирать автолюбителям более персонализированный тариф. По новым правилам при определении стоимости полиса для каждого водителя могут учитывать дополнительные личностные факторы: семейное положение, наличие детей и другие. А базовые ставки теперь будут находиться в диапазоне от 2471 до 5436 рублей. Так повысился тариф (как утверждают некоторые эксперты) в среднем на 17% или нет, ИА DEITA.RU спросило Александра Ивашкина, председателя НП «Лига финансовых институтов», члена Общественного совета при УМВД по Приморскому краю.
«Указание Банка России, расширяющее тарифный коридор ОСАГО, вступило в силу в России с субботы, 5 сентября. Правда до этого 24 августа в силу вступили соответствующие поправки в законодательство, после чего было два постановления от Центробанка и правительства, которые ввели в закон. Согласно документу, теперь для легковых автомобилей физических лиц диапазон базовых ставок расширится на 10% вверх и вниз. Таким образом, для автомобилей физлиц он будет находиться в диапазоне 2471 — 5436 рублей.
По легковым автомобилям юридических лиц тарифный коридор расширится на 20% вверх и вниз. Для грузовых автомобилей расширение границ коридора по ОСАГО предусмотрено на 20% вверх. Для такси границы коридора будут расширены на 30% и вверх, и вниз. Для автобусов, трамваев и троллейбусов тарифы расширятся на 5% вниз», — рассказал Александр Ивашкин.
Он добавил, что стоимость страхового полиса теперь компании могут индивидуализировать в зависимости от поведения конкретного водителя на дороге. За проезд на красный свет, выезд на «встречку», превышение скорости более чем на 60 км/ч, пьяное вождение, оставление места ДТП, причинение ущерба здоровью участникам ДТП цена страховки увеличится. Для граждан, не совершающих подобные нарушение, страховые компании имеют право снизить стоимости полиса.
«Изменения в тарифах ОСАГО вступили с 5 сентября, но по факту произошло это событие с нынешнего понедельника, 7 сентября. По сути за четыре дня не имея статистики или массива отчетности страховщиков нельзя с точностью определить среднее подорожание ОСАГО не только по Приморью, но и по стране. Разумеется введение индивидуального расчета тарифов на ОСАГО, когда аккуратность водителя влияет на стоимость полиса, приведет к росту цен для отдельных сегментов автомобилистов. Ведь изменилась базовая ставка, а там от 10 до 15 критериев. Также выделяются иные факторы, которые страховые компании будут определять самостоятельно. При этом страховщикам строго запрещено использовать при расчете тарифа ОСАГО любые дискриминирующие человека факторы, в том числе связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью, должностным положением, вероисповеданием и отношением к религии», — подчеркнул председатель НП «Лига финансовых институтов».
По новым правилам при определении стоимости полиса для каждого водителя могут учитывать дополнительные личностные факторы: семейное положение, наличие детей и другие. В частности, коэффициент территории (КТ) ОСАГО, это одна из базовых переменных, которая используется в базе РСА, по Владивостоку стал ниже – 1,36,вместо 1,4 . Хотя КВС (коэффициент возраста и стажа) немного поднялся, есть пример с 1,87 до 1,93 .
«Что касается «новичков» то по моим расчетам тариф в Приморье повысится кратно увеличения верхней планки коридора с 4942 рублей до 5436 рубля, то есть буквально на 10%. И хотя начинающие водители самые «сконцентрированные» и внимательные , однако из-за отсутствия стажа стоимость полисов для них установлена самая высокая», — рассказал Александр Владимирович.
По его словам, не стоит приобретать полисы у сомнительных лиц, которые не выдадут чек от страховой компании, за услугу возьмут немого денег, оставив клиента без чека и договора на консультационные услуги. Он советует обращаться к официальным продавцам – в офисы страховых компаний или агентам/брокерам, имеющим прямые агентские договоры со страховщиками.
«Многие страховые компании рассчитывают базовый тариф, основываясь на 10-15 критериях конкретного страхователя, обращение клиента в разные компании в поиске оптимальной цены может занять много времени. В то же время брокеры, сотрудничающие официально с несколькими страховщиками, предлагают клиенту несколько вариантов страхования, что, несомненно, выгодно клиенту», — добавил Александр Ивашкин.
Он добавил, что во Владивостоке просто невозможно порой не нарушать правила. Причина этого не только неправильная организация дорожного движения, отсутствие оборудованных паркингов, выдолблины и открытые люки на дорогах, отсутствие разметки по ГОСТу, но и порой игнорирование отдельных автолюбителей некоторых правил вождения автомобилей.
«Прежде всего, разговор по телефону параллельно с управлением машины. Телефон и по закону, и по уму за рулем транспортного средства недопустимо использовать классическим образом – поднося трубку к уху. Это не только отвлекает внимание водителя, но и «связывает» его руки, замедляя процесс манипулирования с рулем и рычагом переключения передач. Международные исследования и статистка показывают, что именно мобильник причина многих прочих нарушений ПДД. Оживленная дистанционная беседа отвлекает от дороги, дезориентирует, заставляя чаще ошибаться, и снижает реакцию на меняющуюся дорожную обстановку», — подчеркнул автоэксперт.
Он добавил, что по телефону могут прийти негативные новости, которые на время могут заблокировать самоконтроль даже опытного автолюбителя.
«Поэтому ты либо будешь порой неосознанно или осознанно с телефоном в руке нарушать ПДД или нет, ну, а тарифы водителей будут все равно догонять, на радость страховщиков. Могу точно уверить автомобилистов, что цель страховой компании – заработать и именно, поэтому введено дифференцирование подсчета тарифа. А то, что тариф может понизиться при индивидуальном подсчете, это рассчитано на очень маленькое количество водителей», — считает председатель НП «Лига финансовых институтов».
По его словам, вернуться к вопросу удорожания тарифов следует после окончания 2020 года, после опубликования отчетности.
«Имея на руках отчетность, можно будет точно определить, насколько подорожали или подешевели тарифы по ОСАГО. Однако в настоящее время моя профессиональная интуиция подсказывает, что эта «индивидуализация» тарифа на круг выйдет, как и все предыдущие усовершенствования РСА – готовьте автолюбители кошелек, а лучше будьте чрезвычайно внимательны на дороге», — заключил автоэксперт.Автор: Иван Крышан