Почему Приморье попадает в антирейтинги по ОСАГО?
С этого месяца в любом регионе России можно оформить не только бумажное, но и электронное извещение о мелких ДТП. Водители могут составить его через европротокол при помощи смартфона. На этом фоне эксперты снова заговорили о мошенничестве в сфере автострахования – наверняка разного рода злоумышленники используют новацию, чтобы обогатиться. Для Дальнего Востока это серьезная проблема – риски мошенничества по ОСАГО здесь считаются высокими. Тот же Владивосток, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА) долгое время возглавляет «красную» зону рейтинга. Однако эксперты отмечают, что ситуация намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Об этом «ФедералПресс» рассказал председатель НП «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин:
«В России существуют два рейтинга регионов с оценкой рисков по недобросовестным действиям на рынке ОСАГО. Один из них составляет Российский союз автостраховщиков (РСА), второй – Центробанк. Так вот, по методике Центробанка значительная часть ДФО входит в «желтую» зону. То есть здесь риски мошенничества с «автогражданкой» велики. Это Приморье, Якутия, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Бурятия. Это, конечно, не «красная зона», где риски совсем уж запредельные – в нее входит весь Северный Кавказ. Но приятного мало.
А вот по методике РСА Приморье часто возглавляет список самых «токсичных» регионов страны по обязательному автострахованию. Вместе с Северной Осетией и Адыгеей. Приморский край в этом рейтинге находится в «красной» зоне.Но здесь есть ряд важных моментов. Рейтинг РСА учитывает несколько критериев, указывающих на активность в нашем регионе хороших автоюристов.Их в РСА любят называть «недобросовестными».
На результат рейтинга РСА влияет величина отношения судебных издержек к несудебным. В Приморье она находится на критической отметке – так, во всяком случае, считают представители страховых компаний. Им приходится нести серьезные расходы на урегулирование дел по возмещению убытков автовладельцу, выплачивать гонорар адвокатам и так далее.
Вообще, регионы с действительно хорошей работой автоюристов часто попадают в антирейтинги автостраховщиков. Это можно расценивать как неспособность РСА противостоять решениям судебной и исполнительной системам. Поэтому представители союза страховщиков прибегают к составлению разных рейтингов, к голословным обвинениям юристов и так далее.
При этом за весь срок действия ОСАГО из судебной практики в том же Приморье не было случаев недобросовестной работы юристов. То есть, мы говорим о случаях вроде фальсификации исполнительных листов, проведении экспертизы не по единой методике, завышении стоимости экспертизы и так далее.
При этом рейтинг РСА, на мой взгляд, подрывает доверие к институту судейского корпуса и ОСАГО в регионах. Центробанк никак не вмешивается в эту ситуацию. Хотя в России автовладельцев в разы больше, чем заемщиков в банках и кредитных конторах. Так что проблема касается действительно большого числа граждан.
Так что ждать какого-то всплеска автомобильных мошенничеств, о которых говорят некоторые эксперты, явно не стоит. Электронное оформление ДТП является очень удобным инструментом. Он значительно упрощает жизнь виновнику аварии. Разговоры о всяких недобросовестных автолюбителях, возникшие после принятия нормы – не более чем попытка страховщиков продавить свою позицию».