Статистика

«Руль и деньги»: новый техосмотр, машины-«вёдра» и электронные диагностические карты

Премьер Михаил Мишустин отложил введение нового порядка техосмотра-плюсы и минусы этого решения.

 Пока мы готовили этот материал, 25 февраля 2021 года глава Правительства РФ перенёс сроки введения порядка ТО. «Новый порядок технического осмотра автомобилей в России вступит в силу с 1 октября 2021 г., а не с 1 марта, как предполагалось ранее» – сообщил в ходе заседания правительства премьер-министр страны Михаил Мишустин. Он попросил предоставить ему на подпись соответствующий проект постановления в ближайшее время.

Предполагается, что с 1 октября 2021 г. для автомобилистов изменятся обычные правила игры – привычная процедура прохождения техосмотра останется в прошлом. Власти обещают ввести новые процедуры: диагностические карты, фотофиксацию, координаты и новые тарифы. Какие цели преследует государство, вводя дополнительные требования и что ожидать автолюбителям от этих норм? Об этом и другом мы спросили Председателя НП «Лига финансовых институтов» Александра Ивашкина (Владивосток)

-Сразу хочу сказать, что бизнес не только в Приморье, но и в России сейчас понесет большие убытки в связи с переносом данного срока. Потому как бизнес уже «вложился» в СТО и определённо ждал дату 1 марта. Менять правила игры по ходу пьесы – думаю, это не   красит лиц, готовивших подобное решение. Но все же такое решение главы Правительства России — это небольшой подарок всем автолюбителя не только Приморья, но и России. Ниже Вы узнаете – почему так вышло. Ну, а поскольку  жизнь на этом не останавливается, начну отвечать на Ваши вопросы.

Как стало только что известно (Время 20-00 по Владивостоку или 13-00 по Москве),  поправки в закон о проведении технического осмотра и в КоАП вступят в силу только с 1 октября 2021 года. Остается еще достаточно много времени для введения новых правил проведения ТО (не прохождения, а именно проведения). Т.е. на законодательном уровне требования для владельца транспортного средства (ТС) останутся прежними – регулярное прохождение ТО на аккредитованных пунктах, но для операторов ТО есть существенные изменения.

Цель реформы – снижение «тяжёлых» ДТП посредством исключения формального техосмотра, когда, к примеру, автобус, числившийся прошедшим ТО где-нибудь на западе РФ, постоянно эксплуатируется в ДВФО. А эта «фальшь» прояснится в том случае, если этот самый автобус попадает в серьезное ДТП по причине его технической неисправности, формального прохождения ТО или пренебрежения к безопасности эксплуатации ТС его владельцами.

Итак, первая новация нового закона – это электронная диагностическая карта. Сейчас законодательство построено так, что страховщики не вправе проверять предоставленную информацию по диагностической карте, это лежит на совести самого владельца транспортного средства, и при использовании этих бумажных документов было много злоупотреблений. С 1 октября будет предусмотрен отказ от бумажной формы в пользу электронной, которую будут оформлять специализированные сервисы из реестра РСА (Российского союза автомобилистов).

Вторая новация – фотофиксация процесса ТО, которая позволит устранить случаи, когда водитель не приезжает на станцию ТО. Это позволит подтвердить, в какое время и в каком месте транспортное средство было на пункте ТО с фиксацией номерного знака. Сведения будут отправляться в ЕАИСТО (Единая автоматизированная система технического осмотра).

-Здесь немного поподробнее

– Фотографии автомобиля до и после ТО будут храниться в базе ЕАИСТО. Самое главное – на снимках должны быть отчетливо видны госномер автомобиля, цвет машины, марка и модель. Техосмотр будут осуществлять только сервисные пункты, аккредитованные РСА. При въезде на станцию ТО владельцу автомобиля придется поставить геотег, то есть указать координаты пункта техосмотра в ЕАИСТО и таким образом уведомить систему о прохождении процедуры в определенном месте и в конкретное время. Кроме того, с 1 октября 2021 года ГИБДД получат доступ к сведениям о диагностических картах. Ранее эта информация предоставлялась только в страховые компании для оформления ОСАГО. Внедрение системы ЕАИСТО также проводится в рамках реформы ТО, с тем чтобы исключить «продажу» фальшивых (нелегальных) диагностических карт.

– В Приморском крае сервисные пункты готовы к приёму автомобилей по новым правилам?

– В Приморском крае на учете ГИБДД числится более 1 млн. ТС. Одно ТС проходит проверку в среднем около 25-35 минут. Поэтому (в среднем!)  в течение одного рабочего дня один сервисный центр с двумя оборудованными по требованиям РСА рабочими местами может обслужить не более 40 автомобилей с проверкой их по всем 80 пунктам безопасности. В настоящее время на сайте РСА в Приморье значится 74 пункта технического сервиса в каждом МО края.

Но все ли перечисленные на сайте приморские СТО смогли бы заработать 1 марта?

-Из известных мне и крупных СТО региона, с руководителями которых мне удалось связаться, я получил ответы, которые меня сильно разочаровывали -идет тестирование аппаратуры и взаимоувязка с ЕАИСТО. НИКТО ИЗ НИХ НЕ ПОДТВЕРДИЛ 100% ГОТОВНОСТЬ.

Да, впрочем уже сейчас понятно, что более половины Приморских СТО не смогли бы  запуститься к 1 марта, так как не прошли аккредитацию в РСА по причине отсутствия у данных СТО необходимой диагностической (сертифицированной по требованиям РСА) аппаратуры, один комплект которой по самым скромным расчетам стоит около двух миллионов рублей. По этой причине на весь край на сегодня могло бы остаться не более 30 СТО…Что вероятно привело бы к очередям на те самые СТО и сбоям в работе по оформлению ОСАГО. Надеюсь, Вы поняли теперь, от чего нас уберёг глава Правительства РФ?

-Поэтому…

-…перенос Правительством РФ сроков введения новых правил по ТО  на 1 октября – это хороший шанс Приморью подготовиться к новациям!  Иначе переход на «электронный ТО» в Приморье с 1 марта прошел бы мучительно и больно, а страховщики бы  наступили на те же грабли – владельцы ТС в регионе стали бы просто игнорировать ОСАГОИ тогда бы была получена реальная дестабилизация рынка ОСАГО на Дальнем Востоке.

 -Проведение технического осмотра будет осуществляться на платной основе?

-Предельный размер платы за проведение технического осмотра устанавливается дифференцированно в зависимости от объема проводимых работ и категории транспортного средства, в том числе с учетом стоимости отдельных технологических операций. Так в Приморье для категории В (ТС 8 мест с водителем, легковой авто М1) макс тариф – 983,14 руб.

-Появились ли в новых поправках закона какие-либо меры административного воздействия на недобросовестных водителей, игнорирующих прохождение ТО по новым правилам?

-Конечно появились, но хочу успокоить ваших читателей, т.к. водителей за отсутствие диагностической карты штрафовать начнут только через год, с 2022 года. Однако посоветую владельцам ТС в дальнейшем проверять в ЕАИСТО отметку о пройденном техосмотре. Важно то, что выписывать штраф в будущем за отсутствие диагностической карты смогут не чаще одного раза в сутки.

– Ранее техосмотр проходил перед получением полиса ОСАГО и когда заканчивалась диагностическая карта до следующего страхования, можно было ездить без неё…

-…теперь при аварии водителю придется заплатить из своего кармана. Т.е. если после 1 октября 2021 года, автомобиль попадает в ДТП и выясняется, что ДТП произошло из-за технической неисправности, страховая компания, естественно, за водителя выплачивает ущерб, а потом регрессом взыскивает с него выплаченные деньги, при этом диагностические карты автомобилистов будут действовать.

Нужна ли диагностическая карта на новые авто и какие особенности прохождения ТО для авто «пожилых» (10 и более лет)?  И что делать, если во время прохождения ТО нашли неисправности?

-На новые автомобили, которым менее четырех лет, диагностическая карта не нужна. Для авто с четырех до десяти лет – раз в два года будет проводиться техосмотр, и диагностическая карта действовать будет также два года. Полис ОСАГО по этой диагностической карте вы можете получить два раза. Если авто свыше десяти лет – техосмотр будет проводиться раз в год.

Также, если во время проверки в машине найдут неполадки, владельцу дадут 20 дней на их устранение. Поэтому желательно приехать на пункт технического осмотра минимум за 20 дней, а лучше за 21 день до окончания действия вашей диагностической карты, чтобы у вас было время устранить те недостатки, которые выявили. Когда вы с устраненными недостатками приехали на повторный техосмотр, проверять будут только их. Заново весь цикл проходить не понадобится.

-А какова на Ваш взгляд в Приморье статистика «сегодняшнего дня» по ДК?                                         

-Прежде хочу обратить внимание на то, что по официальной статистике ГИБДД 4% аварий происходит из-за технической неисправности автомобилей и такие ДТП самые «тяжёлые». Поэтому лично у меня и моих коллег позитивные ожидания от действия поправок, поскольку действительно нормальное прохождение техосмотра положительно скажется на общей безопасности дорожного движения в Приморье.

По моему профессиональному мнению, в «автомобилизированном» Приморье на сегодняшний день почти у 90% автолюбителей «липовые» диагностические карты. Вы можете представить ту реальную опасность, что представляют из себя эти «ТС-вёдра» когда они с Вами одновременно едут на дороге!? Поэтому считаю своевременным, что на тех операторов технического осмотра, которые привыкли фальшивить, выписывать «липовые» диагностические карты, сейчас будет не только административная, но и уголовная ответственность.

Вместо послесловия, Или почему «ТС-вёдра» не уедут с автодорог Приморья

– Я был бы большим оптимистом, если бы сказал, что с введением новых правил прохождения ТО «автохлам» с автодорог Приморья схлынет. Нет! – «ТС-вёдра» будут также ездить (новый ТО их будет дисциплинировать дополнительно), но их однозначно станет гораздо меньше.  И не потому, что дальневосточники не хотят ездить на новых авто, но потому, что при нынешних экономических параметрах развития ДВФО новый авто для  некоторых домохозяйства – недопустимая роскошь.

Всем удачи на дорогах и исправного ТО! И еще раз спасибо премьер -министру России Михаилу Мишустину!

Владивосток-Хабаровск

24-25 февраля 2021 г

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CEST: 2021-10-27 02:49
  • MSK: 2021-10-27 03:49
  • +10: 2021-10-27 10:49
  • IDT: 2021-10-27 03:49
  • +08: 2021-10-27 08:49
  • EDT: 2021-10-26 20:49