Программа финансового образования для г. Владивостока. ПРОЕКТ
«Работа администрации г.Владивостока по вопросам повышения финансовой грамотности населения города и формирование положительного образа финансовой столицы Дальнего Востока на период — 2012-2017 годы».
Предложенная вашему вниманию Программа имеет целью выполнение двух основных задач.
Первая: Формирование положительного образа г.Владивостока в качестве финансовой и инвестиционной столицы Дальнего Востока в глазах как жителей города, так и его гостей, а также всех категорий потенциальных инвесторов. Как нам представляется, эта задача обретает особенную важность в преддверии Саммита АТЭС 2012 года и, в свете дальнейшего развития города Владивостока после Саммита.
Вторая: Создание в столице Приморского края эффективной системы финансового образования населения и защиты его финансовых и экономических прав.
Хотя на первый взгляд эти две задачи не слишком взаимосвязаны, на самом деле, они органично переплетены, поскольку решают целый ряд вопросов:
Во-первых, улучшение инвестиционного климата в г.Владивостоке не в последнюю очередь зависит от готовности населения потреблять всю ту гамму современных финансовых продуктов и услуг, которые ему могут предоставить работающие в городе и крае финансовые институты.
Во-вторых, наличие во Владивостоке эффективно действующей системы защиты финансовых интересов населения – как через образование, так и посредством контроля за местными финансовыми учреждениями может быть положительно расценено потенциальными инвесторами – как признак здорового финансового и морального климата на финансовых рынках приморской столицы.
В-третьих, создав подобную систему, действующую эффективно и быстро реагирующую на изменение ситуации на финансовых рынках, г.Владивосток имеет все шансы стать одним из первых в России муниципальных образований, оказавшихся «на гребне волны» процессов финансового образования населения, которые только-только начинают разворачиваться в стране. На фоне несколько отрицательного имиджа города, «завоеванного» им не без помощи предшествующих администраций, подобного рода инициатива может весьма благотворно повлиять на имидж города как в глазах населения, потенциальных инвесторов и СМИ, так и власти. Особенно важным это является в преддверии Саммита АТЭС 2012 года.
1.Основные проблемы на финансовом рынке Владивостока.
По состоянию на 1 апреля 2012 года в Приморском крае действует 7 кредитных организаций, головные офисы которых расположены на территории региона, в том числе 6 банков и 1 небанковская кредитная организация. Филиальная сеть банков представлена 24 филиалами, из которых 2 расположены в Приморье вместе с головной кредитной организацией и 22 -головные банки которых находятся за пределами края, в том числе 3 филиала ОАО «Сбербанк России». Кроме этого осуществляют деятельность, 74 страховых организации, около 50 кредитных кооперативов, 5 негосударственных пенсионных фондов, 4 управляющих компании,37 ломбардов, около 75 кредитно-брокерских и консалтинговых компаний.
На протяжении нескольких лет во Владивостоке происходит ускоренное развитие сектора финансовых и консалтинговых услуг для населения. На рынке появляются новые кредитные и депозитные продукты, множество новых услуг, электронные сервисы. И хотя отмечается заметное увеличение спроса на финансовые услуги, вместе с тем финансовое сообщество начинает понимать, что без повышения информированности населения о финансовых, консалтинговых и банковских услугах, о правилах взаимоотношений клиента с финансовыми институтами, ритейловые сегменты финансового рынка не смогут дальше эффективно развиваться.
Характерный пример «познаний» населения в пенсионных реформах: большинство будущих владивостокских пенсионеров выбрали для управления своими средствами государственную компанию. Это говорит о том, что люди не имеют представления о тех финансовых возможностях, которые им предоставляет сегодня рынок.
В период 2009-2011 г.. некоммерческое партнерство «Лига финансовых институтов» усилиями волонтеров – студентов ДВФУ и ВГУЭиС провели работу исследовательскую работу по двум направлениям.
Первое направление – социологический опрос, в котором приняло участие 35 тысяч человек жителей Владивостока. Респондентам был задан ряд вопросов, из ответов на которые мы сделали достаточно любопытные выводы. Во-первых, отвечая на вопрос «Кто должен заниматься вопросами финансовой грамотности населения?», подавляющее большинство – 65 % опрошенных ответили – «Финансовые институты, банки, брокеры и пр.». Еще 16 % высказалось за «местные власти», 10% — за «Государство в лице Минфина и 9 % опрошенных затруднилось с ответом.
Отвечая на второй вопрос – «Насколько хорошо вы знаете требования и условия получения кредитов», порядка 80 % опрошенных ответили – «Знаю плохо». И при этом – 54% опрошенных в течение последних 2-х лет брали кредиты в банках! Наконец, результате опроса, порядка 50% населения не слишком удовлетворены деятельностью работающих во Владивостоке кредитно-финансовых учреждений.
Направление второе – в течении указанного периода волонтеры проводили исследование работающих во Владивостоке банков и их филиалов. Для этого использовалась методика «тайный покупатель» — студенты приходили в банки под видом клиентов, заинтересованных в получении кредитов и других услуг, и оценивали каждый конкретный банк или его филиал по целому ряду параметров- тех, которые имеют значение не для ГУ ЦБ РФ по Приморскому краю, а для конкретных потребителей.
Первый вывод, который был сделан по результатам исследований – около половины банков, работающих во Владивостоке, не соответствует критериям, важным для конечных потребителей. Слабая ориентированность ряда работающих во Владивостоке банков на конечного потребителя, проявляющаяся в неудобстве пользования услугами кредитно-финансовых учреждений – один из основных факторов, подрывающих доверие населения к банкам.
Второй вывод, который был сделан на основе полученной информации – лучше всего по результатам исследования себя показали местные банки и Сбербанк, оказавшиеся в большей степени повернутыми «лицом к потребителю».
Вывод третий, который был сделан — кредитно-финансовое сообщество, работающее во Владивостоке (да и в Приморском крае тоже) нуждается в серьезном пересмотре своего подхода к оказанию услуг потребителям. Другими словами, необходимо подтянуть доверие жителей города к банкам до максимального значения. Это совершенно необходимо для того, чтобы граждане без опасения пользовались услугами кредитно-финансовых, пенсионных и страховых учреждений. Финансовое сообщество Владивостока понимает важность этой проблемы и необходимость более широкого информирования населения. С этой целью во Владивостоке проводится ежегодная выставка “Финансовый Супермаркет” сайт www.expovlad.ru. Выставка «Финансовый супермаркет» проводится во Владивостоке, начиная с 2009 года, и представляет собой знаковое событие в жизни финансового рынка Приморского края, Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Выставка «Финансовый супермаркет» является одним из главных мероприятий «Недели финансовой грамотности в Приморье» и представляет собой один из проектов, реализуемых в границах общефедеральной программы “Повышение финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства”.
“Финансовый Супермаркет” – наш совместный проект, направленный на то, чтобы наглядно представить потребителям услуг финансовых институтов Приморья наиболее качественных и надежных участников финансового рынка как Приморского края, так Дальнего Востока России и АТР. Начиная с 2010 года выставка стала одним из основных элементов проведенной впервые в России в Приморском крае «Недели финансовой грамотности». Вывод который находит подтверждение финансовым сообществом г.Владивостока в ходе проведения «Недели» звучит так: доступность банковских услуг возможно прежде всего через активное повышение финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства..
В ноябре 2006 года состоялось заседание президиума Госсовета, посвященное вопросам развития национальной банковской системы. По итогам этого заседания Президент РФ поручил Правительству, Центральному банку совместно разработать и начать реализацию системы мер по повышению финансовой грамотности и информированности населения в области банковских услуг. Однако ожидаемой федеральной программы повышения финансовой грамотности населения пока нет.
Опираясь на существующее в финансовом сообществе Владивостока и Приморья понимание проблем в данной сфере, НП «Лига финансовых институтов» разработала собственную концепцию мер по повышению финансовой грамотности. Часть этого проекта была осуществлена на территории Владивостока в рамках гранта правительства США «Наши права», а с 2009 года проект осуществляется с помощью ДВФУ, ПРО ВПП «Единая Россия» и ПРО «Союз заемщиков и вкладчиков России».
Данная программа охватывает все слои и возрастные группы населения, от школьников и студентов до людей среднего возраста и пенсионеров. В ее реализации задействованы незначительные каналы коммуникации, ввиду ограниченности бюджета. По этой же причине практически не используются СМИ, социальная реклама, специальные образова-тельные программы в учебных заведениях и многое другое.
Сегодня администрация г.Владивостока, даже имея небольшой (в масштабах ДФО) опыт работы «Лиги» по финансовому образованию в рамках собственного проекта может стать «первой ласточкой» в РФ реализации «Программы повышения финансовой грамотности», которая потребует объединения усилий органов власти, коммерческих структур, деловых объединений и общественных организаций.
Город Владивосток относится к числу сравнительно благоприятных регионов Дальнего Востока, как по возможностям самофинансирования хозяйственной деятельности и социальной сферы, так и в отношении жизненного уровня населения. Однако одним из серьезных факторов, препятствующих развитию финансового рынка Владивостока, являются нарушения на финансовом рынке, связанных с некорректным поведением финансовых институтов.
Во Владивостоке в целом пока нет системной просветительской и имиджевой поддержки, адресованной населению. Без этого существующие уже формы работы с населением на кредитно-финансовом рынке будут все время сталкиваться с трудностями в развитии, а само население может быть легкой добычей финансовых аферистов, примером тому могут служить «события» с обанкротившимися КПКГ «Финанс-кредит», «Капитал», «Лотос», «Родина» и унесших значительные суммы денежных средств жителей города.
При проведении активной политики в области финансовой грамотности граждан, администрация г.Владивостока сможет эффективно влиять на инвестиционный климат города, а складывающееся в результате такой деятельности доверие жителей города к городской администрации должно быть использовано для повышения привлекательности всех работающих в городе финансовых институтов и их инструментов. Вплоть до выпуска муниципальных займов. Но для этого необходимо реализовать целый комплекс мероприятий, позволяющих гармонизировать этот процесс.
2. Цели программы.
С учетом изложенных проблем, целями программы администрации Владивостока в области финансовой грамотности населения являются:
— улучшение инвестиционного климата в городе Владивостоке;
— формирование образа Владивостока как одного из ведущих финансовых центров российского Дальнего Востока;
— укрепление имиджа администрации Владивостока как эффективного собственника и надежного гаранта инвестиционных проектов;
— привлечение денежных средств институциональных инвесторов, в том числе иностранных;
— поддержка деятельности крупных приморских предприятий и финансовых институтов, зарегистрированных в городе;
— пропаганда правовых знаний о финансовом рынке города;
— защита населения от любых форм финансового мошенничества;
— создание среды осознанного общественного неприятия сомнительных финансовых схем и предложений;
— формирование и пропаганда среди различных слоев населения основ грамотного финансового поведения;
3. Методы и средства ведения программы.
Для эффективного проведения программы финансовой грамотности населения и формирования образа Владивостока, как территории с благоприятным инвестиционным климатом необходимо точно сбалансированное сочетание информационно-смыслового и образно-эмоционального методов воздействия. При этом должен использоваться широкий набор средств и каналов воздействия, а именно:
— средства массовой информации, как печатные, так и электронные;
— средства визуальной уличной и транспортной информации;
— средства компьютерной информации, включая цифровые носители и Интернет;
— средства видеоинформации;
— публичные мероприятия и выступления;
— создание образовательных программ, курсов;
— полиграфическая продукция, включая издание учебников и популярной литературы для различных слоев населения, а также продукты имиджевой направленности (календари, плакаты, открытки, постеры);
4. Основные направления программы.
4.1. В области печатных средств массовой информации:
Одним из основных средств информационного воздействия на профессиональных участников финансового рынка и инвесторов являются печатные издания. Анализ публикаций по вопросам, связанным с финансовыми в периодической печати выявил два крайних направления с точки зрения массового читателя: с одной стороны — сложные для восприятия материалы профессионалов кредитно-финансового рынка, с другой — отпугивающие криминальные сюжеты с обязательным разделением участников описываемых историй на жуликов и пострадавших. Такая поляризация в информационном воздействии не только искажает реальную действительность, но и препятствует зарождению здорового интереса той части населения, которая по своим материальным возможностям могла бы включиться в реальный финансовый процесс — пенсионная реформа, страхование жизни, работа с ПИФами и др.
В связи с изложенным выше необходимо:
1) проводить информационно-просветительскую работу с акцентом на объективно существующие положительные стороны финансового процесса во Владивостоке через печатные периодические издания широкого спектра воздействия;
2) проводить широкую разъяснительную информационную работу о правилах грамотного финансового поведения населения, критериях самостоятельной оценки благонадежности тех или иных финансовых компаний;
3) рассказывать о ведущих финансовых институтах города, о том, каким образом они работают;
4) рассказывать об эффективном управлении компаниями, в уставных капиталах которых есть существенная доля города, формировать имидж администрации как эффективного собственника;
5) разъяснять особенности инвестиционной стратегии Владивостока, показывать и пропагандировать конкретные результаты этой стратегии, информационно поддерживать наиболее значимые проекты, которые находятся в стадии реализации;
4.2. В области телевидения и видеоинформации:
На сегодняшний день на местном телевидении не существует передачи, популярно рассказывающей о финансах. Анализ зарубежного опыта в данной области показывает высокий рейтинг популярности среди населения телепередач, освещающих вопросы финансовой грамотности. Организация подобной передачи на местном телевидении будет способствовать привлечению финансовых ресурсов населения в местный экономический процесс, позволит оградить наиболее неподготовленную часть граждан от грубых ошибок и неоправданного риска, научит основам грамотного поведения на финансовом рынке.
Помимо телепередач значимыми и актуальными будут являться имиджевые видеоролики, посвященные инвестиционной стратегии администрации Владивостока. Информация, встроенная в определенной последовательности в контекст образно-эмоционального видеоряда, позволит укрепить в общественном мнении положительное восприятие инвестиционного процесса в городе, создаст у населения ощущение хорошо слаженного и регулируемого финансово-хозяйственного механизма во Владивостоке.
Основными направлениями в данной области являются:
1) создание на местном телеканале еженедельной просветительской передачи для населения по вопросам финансовой грамотности. В телепередаче необходимо подробно освещать реа-лизацию наиболее важных для города программ и проектов, деятельность крупнейших или социально значимых местных предприятий, а также финансовых институтов. В телепередачу целесообразно включать выступления специалистов, занимающихся регулированием и контролем, представителей правоохранительных органов, а также известных финансовых специалистов.
2) производство и размещение на местном ТВ социально-имиджевых роликов, посвященных стратегии администрации Владивостока в сфере защиты финансовых интересов граждан. Видеоролики необходимо создавать по модульному принципу, где каждая секция в любой момент заменяется новой в зависимости от оперативной ситуации. Таким образом, 3 — 4 базовых ролика в течение года могут полностью трансформироваться параллельно развитию тех или иных проектов или изменению задач.
4.3. В области школьного образования:
Основные элементы финансового образования должны начинаться со школы. Наряду с усилением контроля и укреплением законодательной базы на рынке предоставления финансовых услуг необходимо формировать у молодежи представление об устройстве, механизме функционирования и правилах поведения на финансовом рынке,взяв за основу цикл семинаров подготовленных «Лигой» и ПРО «СЗВР» для Всероссийского детского центра «Океан».
4.4. В области социологических исследований и выставочной деятельности:
При оценке инвестиционной привлекательности города Владивостока одним из основных показателей является история финансового развития города. Очевидно, что существует необходимость в проведении исследовательской работы в области социологических замеров финансовой грамотности населения и популяризации полученных материалов не только среди профессиональных участников финансового рынка, но и среди широких слоев населения. В связи с этим очень важной является работа по продолжению организации выставочного проекта «Финансовый супермаркет», поскольку он позволяет наглядно демонстрировать становлению массовой финансовой культуры населения и продвижение на финансовом рынке Владивостока той или иной компании, направления финансового бизнеса.
Основными направлениями в области исследований и выставочной деятельности могут стать:
1) координация работы администрации и руководителей финансовых институтов;
2) проведение выставок, посвященных тому или иному финансовому направлению, а также дальнейшее развитие проекта, который осуществляется ежегодно – «Финансовый Супермаркет» (см.сайт: www.expovlad.ru)
3) организации просветительской работы в широких слоях населения, в том числе проведение публичных лекций и семинаров для граждан города на базе актового зала администрации города или ДВФУ. Не реже, чем 2 раза в месяц (имеется положительный опыт проведения за период 2009-2011 годов).
4.5. В области распространения компьютерной информации, включая Интернет и электронные носители.
Доступ граждан города и потенциальных инвесторов к информации по вопросам организации и функционирования финансового рынка возможен с использованием электронных средств связи.
В целях пропаганды правил грамотного финансового поведения, а также для популяризации финансовых инструментов необходимо:
1) Создать в сети Интернет ресурс, раскрывающий нормативные и регулирующие документы финансового рынка. На указанном портале открыть специальный раздел для инвесторов, где в популярной форме (в т.ч. на английском языке) будут даны советы и рекомендации по различным проблемам организации, регулирования и функционирования финансового рынка Владивостока. Здесь же можно оперативно предупреждать граждан о правонарушениях и незаконных схемах работы тех или иных финансовых компаний с физическими лицами;
2) Создать перекрестные ссылки между серверами администрации Владивостока крупными промышленными предприятиями и финансовыми институтами для организации единого информационного пространства.
4.6. В области издательского дела:
В настоящее время в России и в Приморье в частности практически отсутствуют популярные издания о правильном потребительском поведении и основах грамотного финансового поведения для населения. Некоторыми коммерческими структурами издано всего несколько книг и учебных пособий для школьников, основанных на опыте зарубежных стран. В связи с этим назрела необходимость просветительской литературы для граждан, такой как выпустила НП «ЛФИ» под названием «Как не попасть в кредитное рабство», «Как выжить в условиях финансового кризиса», «Семь дорог личной жилищной реформы».
Основными направлениями в данной области являются:
1) Разработка и выпуск серии популярных изданий по вопросам финансовой грамотности, рассчитанных на различные слои населения;
2) Выпуск экспериментального курса лекций для старшеклассников и студентов «Твое поведение на финансовом рынке». Наработан большой опыт проведения подобных лекций и семинаров на базе ВДЦ «Океан» и ДВФУ;
4.7. Организация постоянно работающей консультационной приемной при администрации города по вопросам консультирования граждан и предпринимателей в области финансов.
Одной из наиболее важных задач развития финансового рынка города является создание реальных возможностей для населения совершать финансовые операции. Решение этой задачи возможно, в том числе, путем предоставления консультационных и информационных услуг по широкому спектру вопросов в области финансов. Для этого не-обходимо открытие постоянно действующей Приемной.