Как работают коллекторы? (Закадровые будни)
Комментарии генерального директора РУСДОЛГНАДЗОР Эрика Портера
В современной России основой банковской системы является сочетание работы собственных служб банка и компаний, осуществляющих аутсортсинг (передача непрофильных функций сторонним компаниям, специализирующимся как раз на этих «непрофильных» для предприятия функциях). Каждый должен заниматься своим делом. Банк — выдавать кредиты, коллекторы – помогать заемщикам выполнять долговые обязательства, тем самым улучшая финансовые показатели банков.
В процессе работы коллекторы тесно сотрудничают с подразделениями банков по взысканию долгов. В зависимости от формы договора взаимоотношения с банками могут включать в себя: предоставление информации о должниках, регулярное информирование банка о ходе работ по возврату задолженности, обмен необходимыми документами, урегулирование вопросов по аресту и реализации имущества, решение вопросов по реструктуризации и погашению долга. Без партнерства между коллекторским агентством и банком невозможна плодотворная работа, ведь мы представляем интересы банка-кредитора.
Взаимодействие с банками по возврату просроченной задолженности предусматривает различные формы: консультационные услуги, взыскание на основе агентского договора, работа по договору цессии. Стоимость наших услуг зависит от качественных показателей проблемной задолженности (ее срока, размера, наличия обеспечения, информации о должнике, проч.). При заключении агентского договора стоимость услуг по взысканию долга колеблется от 5% до 45% от суммы долга. Стоимость договора цессии устанавливается индивидуально в зависимости от каждого отдельно взятого портфеля. На сегодня наибольшим спросом пользуется продажа портфелей потребительских кредитов со сроками задолженности свыше года. Их стоимость колеблется в диапазоне 3-5%.
Работа коллектора – это сочетание функций психолога и юриста. Методы работы у коллекторских компаний различны, однако все они, как правило, придерживаются стандартного алгоритма работы:
• предварительная работа колл-центра: СМС информирование и обзвон должников;
• рассылка писем — уведомлений тем должникам, которые не откликнулись на телефонные звонки;
• выезд по адресу и личное информирование должника;
• поиск скрывающихся должников, сбор дополнительной информации о должнике;
• подача заявления в суд.
Возврат просроченной задолженности происходит на всех ступенях алгоритма.
Качество работы коллектора во многом зависит от того, насколько специалисты компании обладает психологическими способностями, умением понять должника, мгновенно оценить ситуацию и совместно с заемщиком найти оптимальный способ возвращения долга. Ведь за каждым пунктом алгоритма стоят судьбы людей, зачастую попавших в трудную жизненную ситуацию. Одна из основных задач специалистов, работающих с заемщиками — найти компромисс между требованиями банка и возможностями должника. Большую роль в эффективной работе с задолженностью играют юридические знания и опыт, которыми в нашем агентстве обладают практически все сотрудники, работающие с должниками. Если же мы сталкиваемся со "злостными" неплательщиками, единственно верный способ возвратить кредитору деньги – максимально оперативная подача иска в суд.
В ходе нашей повседневной работы мы сталкиваемся и с рядом проблем как при работе с должниками, так и при работе с банками. При готовности банка к компромиссным решениям по реструктуризации долга процент возвратов значительно повышается. К сожалению, банки не всегда готовы вести гибкую политику по отношению к должникам. Это является одной существенных проблем и весомой причиной роста просроченной задолженности. Человеческий фактор пока уходит на второй план, уступая место финансовой составляющей. На сегодня у большинства банков в структуре долга превалируют пени, начисленные проценты и штрафы. Средние размеры штрафов и пеней в коммерческих банках составляют от 0,1 до 0,5% в день. Клиент, задержавший несколько платежей по объективным причинам (потеря работы, болезнь), зачастую не может выпутаться из "долговой ямы", так как все выплаты уходят на погашение пеней и штрафов. При возникновении просроченной задолженности свыше 60 дней необходима более гибкая политика банков, предусматривающая возможность приостановить, либо существенно уменьшить начисление пенни и штрафов. Сегодня, заключая договора с банками, мы стараемся практически всегда предусмотреть возможность проведения реструктуризации долга, ослабить нагрузку долга, уменьшив сумму штрафов.
Одной из серьезных проблем при работе с должниками является финансовая безграмотность населения, что порой приводит к тупиковым ситуациям. Клиент не понимает своих прав и обязанностей, начинает скрываться от банка, избегая любых контактов. В этом случае коллекторские агентство помимо своей основной задачи выполняют еще и «просветительские функции»: разъясняют должнику последствия его действий, разрабатывают оптимальные варианты решения проблемы.
Екатерина Калышева
Кредитный портал ProCredit.ru
Оригинал статьи — ЗДЕСЬ — http://www.pro-credit.ru/press/week/article-item_5174