Приморье на иждивении
Приморский край больше зависит от гигантских вливаний федерального бюджета, чем от собственной экономической политики. Краевые целевые программы обижены финансированием, а обещанные производства либо гладки только на бумаге, либо готовят региону роль обычного сырьевого придатка.
С такими «успехами», подчеркивают эксперты, трехкратное увеличение валового регионального продукта к 2025 г. вряд ли состоится.
На прошлой неделе сначала полпред в ДФО Виктор Ишаев, а затем и парламентская ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье», в составе которой сидят руководители региональных дум, озаботились будущим сокращением ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья». По их мнению, и текущая схема реализации проектов, требующая обязательного софинансирования из региональных бюджетов, слишком тяжела. А в последующих годах такое уже никто не потянет. Это, в конечном итоге, может привести к омертвлению гигантских федеральных капиталовложений. Чтобы смягчить удар, чиновники написали обращение в правительство с просьбой увеличить федеральные ассигнования.
«Столь яркое проявление иждивенческой позиции мне понятно. За последние два года регион посадили на хорошую государственную подпитку. А 2011-й — это, по сути, последний богатый год, особенно для Приморского края. Терять такие богатства никто не хочет», — поделился своим мнением Александр Латкин, директор Института менеджмента, экономики и бизнеса (ВГУЭС). Согласно отчету об исполнении бюджета Приморья в 1-м квартале 2011 г. его доходы составили 16,8 млрд руб. На долю налоговых и неналоговых поступлений приходится 9,6 млрд руб., а вот на безвозмездные деньги из федерального бюджета — 7,2 млрд руб. Другими словами, почти половина всей приморской казны держится исключительно за государственный счет. При этом экономическая ситуация не дает определенных оснований для каких-либо качественных сдвигов.
Александр Латкин: «Приморье в этом году занимает последнее место в ДФО по объемам привлечения иностранных инвестиций. Из более чем $3 млрд в округе на край пришлось всего $24 млн. Вообще, за последние годы иностранные инвестиции в Приморье сократились в 10 раз! Вместе с тем федеральный центр вбухивает в край как корм в коня 660 млрд руб., а законы экономики все равно не работают. Понятно, что задаваться подобными вопросами значит быть крайне наивным человеком и верить в чудо. Законы не могут и не будут работать там, где в политическом и экономическом процессах не созданы стимулы для их реального функционирования.
А что мы имеем сейчас? Бюджет сводится за счет безвозмездных дотаций из Москвы. Однако эти деньги даже не предполагают изменений структуры региональной экономики, речь идет лишь о выравнивании доходов. Такая политика проста и тем соблазнительна, но стратегически порочна, поскольку не только не создает стимулов для работы экономических законов, но еще формирует неверные ожидания у региональных элит».
Доходы приморского бюджета на 2011 г. запланированы в размере чуть более 75,5 млрд руб., расходы — 86,77 млрд руб. В общем, ожидается дефицит в 11,23 млрд. При этом из 21-й краевой долгосрочной целевой программы в 2011-м обязательства исполнены только по восьми.
Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН: «С точки зрения финансового и управленческого менеджмента все очень плохо. Стратегия развития Дальнего Востока была подготовлена еще в 2009 году. В ней четко прописали, что невысокая степень диверсификации и инновационности экономик, имеющих ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки природных ресурсов, — ключевой фактор, сдерживающий развитие Дальнего Востока.
В различных частях наблюдается также большой разрыв между условиями для ведения экономической деятельности и условиями жизни населения, низкое качество социальной инфраструктуры и, как следствие, отсутствие комфортных условий проживания в городах и поселках, не имеющих эффективных градообразующих производств. Т.е. был задан импульс, а дальше руководители регионов должны додумать самостоятельно. Но как отнеслись к этому регионы? По-прежнему стоят с протянутой рукой и ждут очередных федеральных траншей. А значительная финансовая помощь последовательно «гасит» все внутренние инициативы в развитии экономики региона своими силами».
По мнению экспертов, чтобы привлечь действительно ценные инвестиции, необходимо, во-первых, создать привлекательный внутренний рынок, на который очень хотелось бы попасть. Во-вторых, надежно защититься от товарной экспансии. В-третьих, максимально расширить возможности для инвестиций. Иными словами, необходим протекционизм в сочетании с активным поощрением иностранных инвесторов, готовых вкладываться в реальный сектор. Именно усиление протекционизма позволит наиболее эффективно интегрироваться Приморью в мировую экономику — путем создания промышленности, что предполагает принципиально другой уровень технологических, экономических и гуманитарных связей с внешним миром.
Александр Латкин: «Вы посмотрите, какие проекты тут реализуются: газо- и нефтепровод, нефтекомплекс, а все развитие портового комплекса заточено, по сути, под перевалку природных ресурсов. А ведь Дмитрий Медведев сразу сказал: деньги выделяют не для проведения саммита АТЭС, а чтобы вас развивать. Но вместо того, чтобы построить, например, на берегу Амурского или Уссурийского залива высокотехнологичный рыбоперерабатывающий комплекс, куда потянулись бы частные инвесторы, власти решили построить два моста, театр оперы и балета. На 660 млрд руб. вообще можно было построить два Владивостока. А по факту — пшик. Вот пусть федеральный центр подумает, какие управленческие способности у нашей власти».
Юрий Авдеев: «Хоть кто-нибудь из чиновников ставил вопрос о привлечении заемных средств? Никто. Да, это риск и очень большая ответственность, которая ко всему прочему требует жесткой согласованности с правительством и закладывания проектов. Но такой подход смог бы закрыть возникающую пустоту в федеральном финансировании.
Еще один важный момент. К 2025 году в Приморском крае планируется увеличить объем валового внутреннего продукта в 2,7 раза (на конец 2010 г. объем ВРП составлял 432,7 млрд руб. — прим. «К»). Но как же он увеличится, если численность населения уменьшается?! Регионы должны бороться за рабочих: не столбить место за гастарбайтерами, а делать все, чтобы приезжали и оставались высококвалифицированные специалисты. Нет денег на обеспечение жильем? Возьмите кредит. Нет рабочих мест? Создайте».