Кредитные кооперативы Приморья саморегулируются
В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) значатся записи о 89 кредитных потребительских кооперативах граждан (КПК), когда-либо существовавших на территории Приморья. Краевая Ассоциация кредитных кооперативов объединяет под своим крылом 18 кооперативов, за действия которых она может поручиться. Существует ряд кооперативов, которые также ничем не запятнали свою деятельность. Но как бы прискорбно это ни звучало, многие из них были и остаются внесистемными, а значит, не входят ни в одно объединение. Более того, не собираются вступать в Саморегулирующие организации (СРО).
Как известно, вступление в СРО должны были предпринять потребительские кооперативы граждан до 4 августа 2011 года в соответствии с новой редакцией закона «О кредитной кооперации». На сегодняшний день законодательство позволило отсрочить это решение на 3 месяца. Увы, но на Дальнем Востоке СРО, членами которых могли бы стать потребительские кооперативы, до сих пор нет.
Законодательная заминка, которая с одной стороны предоставила КПК время на приведение в порядок всех учредительных документов, увеличение размеров резервного и компенсационного фондов, а также дала возможность определиться с выбором СРО, оказала и «медвежью услугу» чистоплотным субъектам кооперативного рынка.
Закон, имеющий своей целью очистить рынок от кооперативных «пирамид», породил нового дракона — общества взаимного кредитования, а, возможно, в дальнейшем взаимного накопления денег. С 2009 года как грибы после дождя на рынке потребительского кредитования стали появляться организации, готовые предоставить деньги в займы — «отличные наличные» под брендом ИП и под 1 000% (!) годовых.
Участие в СРО — действительно удовольствие не из дешевых. Ряд приморских кооперативов сегодня ищут пути выхода. Легальность своего существования они продлевают через создание микрофинансовых организаций, которые в свою очередь не попадают под юрисдикцию закона «О потребительских кооперативах». И здесь их можно понять, чрезмерный контроль вынуждает их уходить с рынка, но наработанную базу клиентов, соглашающихся жить по новым, внесистемным правилам, бросать также жаль. Выходит, что цель, которую исподволь хотели достичь законодатели — создание страхового фонда для вкладчиков КПК по аналогии с Агентством страхования вкладов, оказалась для многих непосильной ношей. И здесь речь идет не только о финансовой, но и моральной готовности. Интересно, что 24 кредитных кооператива в Приморье возникли сразу после принятия нового закона, и, вероятно, их уставы должны были быть заточены под вступления в СРО. Но до сих пор они не обозначили свою деятельность ни в одной организации.
Честно говоря, кредитные кооперативы Приморья мелковаты, и денег для вступления, к примеру, в СРО Москвы им не хватает. Уж очень велик паевый вступительный взнос для каждого члена кооператива. По данным «ЗР», руководство некоторых местных КПК сегодня обдумывает решение о вступлении в СРО Смоленска, там взнос меньше.
«Мы для себя решили: вступление в саморегулируемую организацию — наша прямая обязанность перед пайщиками, и мы не вправе затягивать этот процесс. Поэтому намеренно вступили в СРО г. Волгограда, которая нас устраивает по уровню профессиональной подготовки команды, многолетнему опыту работы в кооперации, участию в международных программах. СРО г. Волгограда имеет также широкую географию участников. Ее членами стали кооперативы из Самары, Тюмени, Иркутска, Хабаровска и т.д., что позволит обмениваться опытом деятельности кооперативов разных регионов России. И сегодня наш кооператив уже значится в реестре на официальном сайте министерства финансов», — говорит директор кредитно-потребительского кооператива «Оберег» Татьяна ВАСЕНКОВА.
Кстати, Федеральный закон N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» налагает и большую ответственность на сами кредитные кооперативы: 8% от собственных средств кооператива должен составлять его паевой фонд, 5% — резервный, 0,2% среднегодовой величины активов до достижения 5% все кооперативы члены СРО должны ежегодно перечислять в компенсационный фонд. В случае возникновения в кооперативе сложностей по выполнению обязательств перед пайщиками, СРО придет на помощь. В итоге компенсационный фонд кооператива получает возможность при неприятностях компенсировать потери пайщиков. В этом прослеживается аналогия с системой страхования вкладов, действующая в банковской сфере.
По мнению Васенковой, кредитному кооперативу сегодня нет необходимости бить себя кулаком в грудь и отмахиваться от подозрений в «пирамидальной деятельности», надо лишь доказать свой легальный настрой вступлением в СРО.
Вместе с тем, каким образом можно регулировать деятельность ИП, раздающих кредиты под 1000% годовых, вопрос открытый до строительства очередной финансовой пирамиды по типу кредитного кооператива «Родина». Микрофинансовый рынок кредитования оказался обойден законодательством в отличие от потребительской кооперации. И новые неизбежные конфликты здесь будут базироваться, скорее всего, в другой плоскости — выбивания долгов из пожилых людей (кредиты выдаются до 65 лет) и необеспеченных представителей нашего общества.