Завтра будет хуже, чем вчера

Экономика Приморского края зависла перед двумя альтернативами. Либо краю уготовано механическое удвоение роста, просто потому, что при небольшом объеме натурального хозяйства любой, даже минимальный сдвиг дает хороший статистический эффект.

Либо после саммита АТЭС произойдет страшное: работать будет негде, работать будет некому. Второй сценарий экономистам кажется наиболее вероятным.

О пугающе непонятных вещах эксперты Центра экономических оценок и прогнозов ВГУЭС доложили на прошлой неделе. Двойственное ощущение сложилось у них по нескольким причинам.

ПЕРВАЯ — НАЛОГИ. «Постоянное совершенствование налогового законодательства привело к тому, что бизнес уже не знает, какого еще подвоха ждать от государства, — считает Ольга Ворожбит, доктор экономических наук. — Для бизнеса ясно, что одной только стабилизации налоговой нагрузки на сегодняшнем уровне недостаточно для исправления ущерба, нанесенного предпринимательству повышением ставок страховых выплат. Масла в огонь подливает то, что, увеличив налоговую нагрузку, государство пока не смогло эффективно воспользоваться полученными средствами».

Грядущий 2012-й готовит очередные изменения. Так, начинается поэтапная отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и постепенное его замещение патентами. «Такие сектора экономики, как торговля и общепит, не получили никаких поблажек. А значит, будут работать на общем режиме налогообложения. Приморью еще предстоит оценить последствия такого перехода. Ведь данные сегменты играют ключевую роль в экономике края», — подчеркнула Ворожбит.

Скорей всего, будет дорожать и топливо, что увеличит затраты транспортных компаний. В этому году стоимость бензина повысилась в среднем на 7 руб. Этому способствовало повышение акцизов и увеличение отчислений во внебюджетные фонды, главным образом — страховые взносы. В 2012-м планируется двукратное повышение акцизов. И если в 2011-м доля акциза в цене 1 л бензина составляла 3,7 руб., то в 2012-м будет 4,98 руб., а в 2013-м — 6,25 руб.

«Кроме того, сейчас федеральное правительство намеревается приучать субъекты федерации к финансовой самостоятельности, а региональные бюджеты к самодостаточности. Однако очевидно, что для этого фактически нужна новая налоговая система. А вот какой она должна быть, пока непонятно», — резюмировала Ворожбит.

ВТОРАЯ — МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. «Фактически завершен процесс присоединения России ко Всемирной торговой организации. Средняя импортная таможенная пошлина в России снизится с 10,3 до 7,1%, в том числе с 15,6 до 11,2% для сельхозтоваров и с 9,4 до 6,4% — для промышленных. Для некоторых отраслей правительство выторговало переходный период — например, рынок автомобилей будет открыт только с 2018 г., — отметил Виктор Осипов, доктор экономических наук. — Теперь нужно добиться отмены поправки Джексона — Вэника, ограничивающей экспорт отечественных товаров в США. Без этого полноценного вступления в ВТО не будет».

С какими конкурентными качествами подойдет Приморье к этому периоду? Прогнозы неутешительны: производство модернизируется медленно, качество продукции большинства отраслей невысокое, производительность труда неэффективная, рост издержек набирает темпы, уровень человеческого капитала низок.

Виктор Осипов: «В целом Россия находится на задворках мировой экономики, а Приморье и вовсе непонятно где. Судите сами: рентабельность производства в крае не превышает и 3%. О какой экономике вообще может идти речь? Дальний Восток важен для федерального центра исключительно с политической точки зрения. А с экономической — ни Китаю, ни Японии, ни Южной Корее Приморский край, по сути, не нужен. Наше все — лес и рыбу — они получают и так. При условии сохранения ресурсно-сырьевой экономики, существующей утечки мозгов и отсутствии производства конкурентной высокотехнологичной продукции картина более оптимистичной не станет».

Лариса Гарусова, доктор исторических наук: «В 90-х Россия пыталась завязать экономические отношения с США. Не получилось. Сегодня страна кренится в сторону Китая, мол, Дальний Восток является перспективным транспортным коридором. Но Китай в настоящее время покачивается в сторону Монголии. Имея географическое расположение не хуже, чем ДФО, Монголия еще зазывает инвесторов строить транспортные артерии. И все идет к тому, что эта страна будет жить в несколько раз лучше Дальневосточного округа. Также сегодня идет возникновение новых стратегических треугольников, в которых пока у России тоже нет места: США — Корея — Япония, США — Австралия — Япония, США — Таиланд — Филиппины.

Что касается разрекламированного транзита российского газа в Южную Корею через Приморье и Северную Корею, то кто даст гарантию, что КНДР не станет использовать данный фактор в своих соображениях. Плюс Россия выбрала Китай в качестве нефтегазового партнера. С точки зрения геополитики — это равносильно попаданию в некую зависимость».

ТРЕТЬЯ — ФИНАНСОВАЯ. «Нестабильная экономическая ситуация в Европе качает весь мировой финансовый рынок. Евро падает, доллар находится пока на привычном месте, а рубль на развилке, — считает Андрей Корень, кандидат экономических наук. — Крупнейшие отечественные компании подешевели в два раза. Этим пользуются олигархи, скупая все на корню. Наблюдается отток капитала из России».

ЧЕТВЕРТАЯ — ПРИМОРСКИЙ ФЕНОМЕН. «Текущий год с экономической точки зрения оказался для России неплохим. Инфляция оказалась ниже запланированной, бюджет впервые будет с профицитом. А также властям удалось сдержать курс рубля в необходимом коридоре, — сказал Александр Латкин, директор Института менеджмента, бизнеса и экономики (ВГУЭС). — А вот с приморской экономикой происходят парадоксальные вещи. С одной стороны, благодаря высокой планке госфинансирования в Приморье ожили строительство и некоторый сегмент предпринимательства. Однако два момента заставляют делать осторожные прогнозы на 2012 г.».

Во-первых, как показывает мировая практика, за столь колоссальными вливаниями всегда следует приток зарубежного капитала. Между тем за девять месяцев 2011 г. объем иностранных инвестиций в экономику Приморья составил $53 млн. Это на 37% меньше показателя за аналогичный период 2010-го. Во-вторых, естественная убыль населения в края увеличивается.

Александр Латкин: «В Японии во всех стратегических документах базовым показателем является качество жизни населения. На сегодняшний день Приморский край не удовлетворяет ни одному требованию Страны восходящего солнца. В 2011 г. из края уже уехало 38,5 тыс. человек. Это в 1,5 раза больше, чем за весь 2010 г. Причем уезжают то не только в Москву, Санкт-Петербург или за границу, но и в Хабаровск, Благовещенск. Что получил край взамен? 250 тыс. мигрантов. Не кажется ли вам, что обмен неравноценен?! Если так дело пойдет и дальше, то кто останется после саммита АТЭС-2012?!»

По мнению Латкина, складывается впечатление, что власти вместо объективного анализа существующих процессов и тенденций, какими бы печальными они ни были, все время упорно ищут некую панацею, экономическое лекарство от всех невзгод, которое наконец сотворит долгожданное экономическое чудо. Разработчикам различных концепций кажется, что стоит только создать условия «для направления госинвестиций в агломерации, в сектор услуг, как Приморье прыгнет в число лидеров».

«Да, текущие экономические показатели придают чиновникам оптимизма. Но сможет ли сохранить уровень Приморье? Подготовка к саммиту заканчивается, госинвестиций уже стало меньше, а на смену ничего не приходит. Приморский НПЗ не строится, судостроительные верфи находятся в зачаточном состоянии. Как бы после саммита 30 тыс. человек, строившие объекты, не остались без работы», — спрогнозировал Латкин.

Егор БАТАЛОВ

http://www.konkurent.ru/list.php?id=2659

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-25 20:36
  • MSK: 2024-11-25 22:36
  • +10: 2024-11-26 05:36
  • IST: 2024-11-25 21:36
  • +08: 2024-11-26 03:36
  • EST: 2024-11-25 14:36