Декриминализация Приморья: болевые точки и лакомые кусочки.
Борьба с «империей Дарькина» может обернуться очередным витком передела сфер влияния и собственности
Владивосток, 22 марта, PrimaMedia. «Декриминализация» Приморья, под лозунгом которой приступил к исполнению обязанностей новый губернатор края Владимир Миклушевский, приведет к существенным изменениям в экономической и политической элите Приморья. Ряд предприятий сменят владельцев, некоторые — директоров. Подобные мнения сегодня высказывают многие политики, бизнесмены и простые граждане. Источник РИА PrimaMedia рассказал о возможных сценариях дальнейшего развития событий.
Необходимость «декриминализации Приморья» впервые прозвучала из уст Владимира Путина еще в 2007 году. Для выполнения задачи тогда же полномочным представителем президента в ДФО был назначен заместитель министра внутренних дел Олег Сафонов. Напомним, итогом его совместной с правоохранительными органами работой стала масштабная кадровая зачистка: в отставку были отправлены сразу несколько вице-губернаторов, а ряд бизнесменов, близких, как считалось, Сергею Дарькину, сменили место жительства на иностранные государства — США, страны Европы и Азии. Завершилась «декриминализация» неожиданным отъездом губернатора с сердечным приступом в Москву и… почти триумфальным возвращением во Владивосток. С гарантией, как утверждало его близкое окружение, что вплоть до саммита АТЭС высшее руководство Приморья меняться не будет.
Но политическая ситуация в стране изменила планы. Декриминализация образца 2012 года начинается уже после отставки Дарькина. По информации источника агентства, она пройдет в два этапа. Первый, подготовительный, уже начался, в его основу положены накопленные за последние годы оперативные данные спецслужб. В ближайшее время будут выдвинуты обвинения ряду лиц, начнутся следственные действия. Первый этап в публичной плоскости завершится к лету, затем продолжится отработка полученных доказательств. Второй этап начнут реализовывать уже после саммита АТЭС. Вероятно, под прицел попадут те, кого на время оставили на свободе завершать строительство объектов.
Сейчас «стражи закона» ожидают отмашки из Москвы, чтобы приступить к «зачистке».
Силовики против «либералов»
Прежде чем рассмотреть возможный сценарий развития событий сделаем важное замечание. Для подавляющего большинства жителей края декриминализация означает борьбу с криминалом: с возросшим уровнем уличной преступности, убийствами, разбоями и грабежами, кражами из квартир и угонами автомобилей, проституцией и наркоторговлей… В Приморье образца 2007-2008 гг. ни с чем подобным специально не боролись, потому что главным тогда была борьба за контроль над администрацией края. И если ситуация бы повторилась, то декриминализация-2012 обернулась бы лишь новым витком передела сфер влияния и собственности.
Однако в этот раз есть серьезный фактор, который повлияет в том числе и на уличную преступность — проведение в сентябре во Владивостоке саммита АТЭС. Хочешь — не хочешь, а порядок придется наводить и в этой сфере. Хотя бы до саммита и на время его проведения. Но вернемся к более «лакомым» возможным последствиям декриминализации.
Согласно теории бывшего советника президента России Андрея Илларионова, российская элита разделена на два лагеря — так называемых системных либералов («сислибов») и силовиков. «Сислибы» проповедуют либеральный подход к экономике, силовики же стремятся контролировать государственный сектор экономики.
Уход Дарькина автоматически означает усиление позиций силовиков. Не случайно, что еще за неделю до инаугурации Владимира Миклушевского в белом доме начали обсуждать приход на должность вице-губернатора высокопоставленного представителя ФСБ. С этим «силовым» назначением возможностей влиять на принятие решений у клана силовиков стало значительно больше.
«Новый губернатор Приморья Владимир Миклушевский для решения задач по борьбе с коррупцией в крае при формировании своей команды должен дать место представителям силового блока», — соглашается политолог Сергей Гребенюк.
Болевые точки…
Поскольку бизнес в Приморье, как и в других регионах, тесно связан с властью, логичным будет, если декриминализация края начнется с органов государственного управления.
Как утверждают источники агентства, под удар попадают не только некоторые высокопоставленные чиновники администрации края, но и депутаты Законодательного Собрания края, поскольку краевой парламент формировался «под Дарькина», что никак не отвечает нынешним политическим интересам. Как минимум ожидаются перестановки в руководящих органах Законодательного Собрания, не исключается и «добровольное» сложение полномочий кем-либо из депутатов. Возможно, и то и другое будет происходить одновременно.
Не исключен и ряд отставок в муниципальных образованиях Приморского края. Особенно в тех территориях, которые традиционно находились на хорошем счету в администрации Приморского края. При этом едва ли в случае отставок главным будет являться вопрос об эффективности нынешних мэров. В кулуарах приморского Белого дома также активно обсуждают предстоящие кадровые изменения в крупнейших городах региона. Впрочем, пока никто из них о планах покинуть посты добровольно не заявлял. На сегодняшний день известно лишь о возможном уходе с поста главы администрации Лазовского района Виктора Настевича, который руководил муниципальным образованием более 20 лет и, по его собственным словам, «устал».
Сегодня важно помнить, что существенно изменилось само понятие «эффективность». И если раньше близким синонимом была «стабильность», то сейчас добавляются словосочетания вроде «способность соответствовать новым вызовам».
…и Лакомые кусочки
Наиболее валютоемкие, а потому и криминализированные сферы экономики Приморья, общеизвестны. Это сырьевые рыбацкая отрасль и лесозаготовка. Это коррумпированный бизнес, связанный с проведением технического осмотра (еще год назад его ежедневный оборот оценивался в 1 млн долларов США!). Это рынок нелегальной рабочей силы, особенно выросший в рамках строительства объектов Саммита АТЭС.
Несомненно, интерес у «декриминализаторов» будут вызывать сегменты «бизнес-холдинга Сергея Дарькина».
Наиболее привлекательными выглядят Находкинский БАМР, Банк «Приморье», РОЛИЗ, Приморская соя и другие. РОЛИЗ уже сменил хозяина, ряд объектов приготовлены к реализации, по крайней мере, на то указывала консолидация пакетов акций (как в АКБ «Приморье») или смена руководства — с назначением на ключевую должность лояльного руководителя (как в Находкинском БАМР). Их покупателями назывались известные российские ФПГ, а, как известно, проблемы со стражами закона в России заметно снижают стоимость активов.
Помимо этих предприятий есть и компании, которые появились или усилили свои позиции относительно недавно — в связи со строительством объектов Саммита АТЭС. Напомним, итогом «декриминализации» Приморья в 2008 году стало то, что львиная часть работ (а значит и финансовых ресурсов) «ушла» компаниям из других регионов, включая Москву и Хабаровский край. Тем не менее, ряд подрядов все-таки достались близким к краевой администрации бизнес-структурам в лице ООО Инвестиционно-строительной компании «Аркада», строящей Театр оперы и балета (2 млрд рублей), «Востокстройсервис», занимающейся комплексом по переработке ТБО (1,4 млрд рублей), Тихоокеанская мостостроительная компания, возводящая мост через бухту Золотой Рог (20 млрд рублей), Агентства «Наш дом — Приморье», занятых возведением двух пятизвездочных гостиниц во Владивостоке (7,5 млрд рублей).
Бюджетополучатели
Потенциально под удар попадают краевые государственные предприятия и учреждения. Это региональные вертикально-интегрированные на администрацию компании Примводоканал, Примтеплоэнерго, Примавтодор, Приморская краевая аптека… Назначение их руководителей зависит от воли губернатора. В тоже время становится возможной не только смена руководителей, но и списка субсидируемых из бюджета предприятий. Однако такие кардинальные решения могут нанести удар, как по экономике Приморья, так и по самим жителям региона, поскольку целевая поддержка данных предприятий из краевого бюджета позволяет удерживать цены на их услуги. Поэтому тут больше шансов на выживание у тех предприятий, названия которых фигурируют в квитанциях на оплату услуг ЖКХ. А вот «подрядчики» крупных инвестиционных проектов в области дорожного строительства или недвижимости должны быть готовы к переменам.
Хотя, по мнению экономистов, новоизбранному губернатору в этом направлении не стоит принимать радикальных методов, а следует лишь усилить контроль.
«Губернатору необходимо обратить свое внимание именно к точечной поддержке по социально-значимым видам расходов, например, на предприятие «Михайловский бройлер», который обеспечивает около 50% потребления мяса в крае, необходимо сохранить поддержку Водоканала, предприятий, занимающимся соей, поскольку это специфический продукт, обеспечивающий региону конкурентное преимущество. Сложившуюся систему целевой поддержки сегодня ломать бессмысленно. По эти позициям бить нельзя, но усилить контроль необходимо», — отмечает доктор экономических наук, профессор Михаил Терский.
Схемы декриминализации экономики не являются секретом: все они детально прописаны в Уголовном и Уголовно-процессуальных кодексах РФ. Возможным послаблением для участников процесса станет только его либерализация, предпринятая в прошлом году президентом Дмитрием Медведевым. Впрочем, наверняка у некоторых известных в Приморье лиц уже есть на руках авиабилеты с открытой датой.
Даже если не будет реализован жесткий вариант сценария декриминализации с сопутствующим ей арестами и побегами за границу, одни приближенные к власти бизнес-структуры заменят другие. Так было с приходом Сергея Дарькина, когда ушли в небытие «любимчики» Евгения Наздратенко — собственники и руководители ХК «Дальморепродукт», ОАО «Дальрыба», ВБТРФ, Дальзавод, Дальполиметалл, Востокинвестстрой, Востоктрансфлот…
Аналогичные изменения, по всей вероятности, ждет и нынешняя финансово-промышленная конфигурация в крае, при которой самым финансово-устойчивым является банк «Приморье» во главе с Сергеем Богданом, самая перспективная девелоперская компания — ЗАО «Владивосток-Девелопмент» Игоря Борбота, лучшая мясоперерабатывающая компания — ОАО «Ратимир», строительные компании — «Аркада» и «КФК», а престижнейшие торговые площади у структур, близких краевому депутату Галусту Ахояну. Впрочем, судить о «любимчиках» Владимира Миклушевского вскоре можно будет, проанализировав итоги ближайших краевых тендеров. Если это будут примерно те же компании, значит, ситуация осталась прежней.
Бить или не бить?
Перед Владимиром Миклушевским, по мнению экспертов, на сегодняшний день стоит выбор «либо чужих отмыть, либо новых бизнесменов нарожать».
«Нельзя объявлять войну бизнесу, поскольку в войне всегда кто-то погибает, а зачем гробить сформированный бизнес? Нелегко найти других бизнесменов, которые будут готовы рисковать своим капиталом. Нужно говорить не о борьбе, а искать более внятные, новые формы сотрудничества с местным сообществом, с бизнесом нужно работать, убеждать», — считает профессор Терский.
Какой эффект принесет декриминализация по-приморски? В ближайшей перспективе, смена элит нанесет экономике региона скорее вред, чем пользу. В частности, вероятно сокращение инвестиций в ряд проектов. На фоне снижения бюджетных вложений это приведет к дальнейшей стагнации экономики.
Эксперты отмечают прямую зависимость от поведения нового губернатора, в частности, принципиальным вопросом стоит выбор модели поведения с приморским бизнесом. Экономист Михаил Терский уверен, что с местной экономической элитой необходимо научиться договариваться и выстроить партнерские, если не дружеские отношения.
«У Миклушевского стоит задача повысить уровень бюджетной обеспеченности в Приморском крае. Как он будет это делать, когда в базе у него 250 предприятий в крае? Конечно, с ними нужно договариваться. У губернатора сложнейшая задача, ему каждый день нужно думать о тех деньгах, которые поступают в бюджет, и эти деньги ему обеспечивают предприятия. 90% успеха региона зависит от уровня доверия власти и бизнеса. И воевать с ним нельзя, ведь предприятия найдут тысячи способов, как не платить налоги, — считает Михаил Терский. — Сергей Дарькин строил систему доверия тем, что поддерживал людей ему понятных, внятных и преданных. То, что у нас за 10,5 лет правления Дарькина не было ни одного бюджетного сбоя, можно сказать, что бюджетный механизм эффективно работал на режиме близких бизнес-интересов. Следующие 10 лет будут хуже, и Владимиру Владимировичу Миклушевскому будет сложнее, поскольку объем денежных исчислений в бюджет края будет уменьшаться».
Другой вопрос, насколько Владимир Миклушевский будет самостоятелен в принятии решений? Ответ на него будет получен, вероятно, в ближайшее время.