«АСВ предлагает ввести вечную санацию банков» – интервью первого заместителя генерального директора АСВ Валерия Мирошникова газете «Известия».

В 2011 году из 14 кредитных организаций, лишившихся лицензии, были выведены активы на сумму более 10,5 млрд рублей. Об этом «Известиям» рассказал первый заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) ВАЛЕРИЙ МИРОШНИКОВ. В интервью корреспонденту «Известий» Анастасии Алексеевских он также сообщил, какие изменения нужны в законодательстве о банкротстве банков, почему нужно сделать бессрочным механизм санации кредитных организаций и что будет с компаниями экс-сенатора Сергея Пугачева. 

— Из скольких банков в прошлом году были выведены активы и на какую сумму?  

— В 2011 году лицензии отозваны у 15 кредитных организаций. Сейчас 14 из них признаны банкротами, по АМТ Банку заявление о признании банкротом находится на рассмотрении суда. Работа по анализу причин и обстоятельств банкротства этих банков еще не завершена, но, по предварительным оценкам, как минимум в 11 из них усматриваются признаки преднамеренного банкротства. На это указывает крайне высокая доля технических активов в их балансах, превышающая 70%. Предположительная сумма выведенных активов составляет более 10,5 млрд рублей (это без учета АМТ Банка, по которому комментарии преждевременны).  

— Какие изменения нужны в законодательстве о банкротстве банков?  

— Мы предлагаем ввести уголовную ответственность за фальсификацию должностным лицом кредитной организации учетных и отчетных документов (максимальная санкция — лишение свободы до четырех лет). Также должен быть установлен ограничительный порядок удовлетворения требований топ-менеджмента должника по зарплатам и выходным пособиям, то есть «золотым парашютам». Остается нерешенным еще ряд проблем. Так, по нашему мнению, следует усовершенствовать и сделать бессрочным механизм санации банков, предусмотренный законом «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года».  

— Бессрочная санация?  

— В условиях угрозы финансовой нестабильности такой закон должен иметь статус не временного, а постоянно действующего. Это, кстати, соответствует современным мировым тенденциям в сфере предупреждения банкротства, а также международным и отечественным программным документам.  

— Надо ли расширять полномочия конкурсных управляющих?  

— В части предоставления ему права запрашивать у третьих лиц (в том числе в госорганах и банках) сведения о банкроте, принадлежащем ему имуществе, включая сведения, содержащие служебную, коммерческую и банковскую тайну. Без таких прав осложняется работа конкурсного управляющего по оспариванию сомнительных сделок и привлечению к ответственности виновных в банкротстве. 

— АСВ намерено лишать премий топ-менеджеров почивших банков? Когда это будет возможно?  

— Соответствующий законопроект находится в Госдуме, наши изменения будут внесены ко второму чтению. Вся конструкция предлагаемых норм состоит из двух частей. 

— Первая часть касается заработной платы. Если она в течение шести месяцев до возбуждения дела о банкротстве увеличивалась, то арбитражный суд будет вправе определить, что разница должна выплачиваться не в составе текущих платежей и (или) второй очереди, а после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди. 

Вторая часть предложений касается выходных пособий или иных компенсаций топ-менеджеров. Если эти суммы превышают размер, прямо установленный Трудовым кодексом (три оклада), то они выплачиваются не в составе текущих платежей или второй очереди, а после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди. 

— Удастся ли Межпромбанку взыскать с Сергея Пугачева $13,5 млн? Будут ли возвращены эти деньги де-факто? 

— В обеспечение этих средств нами были наложены обеспечительные меры на виллу во Франции. Полагаем, что высока вероятность того, что нам удастся удовлетворить наши требования, так как в данном случае удалось «арестовать» реальный актив. Надеемся, что мы сможем признать на территории Франции решение российского суда и его исполнить. 

— Будет ли обанкрочена Объединенная промышленная корпорация (ОПК) Сергея Пугачева? Какие активы в ходе процедуры банкротства рассчитывает получить агентство? 

— На настоящий момент в отношении ОПК уже подано три заявления о банкротстве, одно из которых — самой ОПК. Банк также подал заявление о банкротстве ОПК, но, так как два других заявления поданы раньше, заявление банка может быть рассмотрено только после рассмотрения других заявлений. Учитывая, что ОПК заявила, что у нее нет активов, компания будет обанкрочена. К сожалению, пока ОПК имела активы, суды отказывались их арестовывать (мы подавали не одно заявление о наложении обеспечительных мер, но в удовлетворении всех их было отказано), насколько нам известно, они на настоящий момент все выведены. 

— Нужно ли дать ЦБ право на мотивированное суждение? (Законопроект о нем еще не внесен в Думу. — «Известия».)

 — Агентство — за наделение ЦБ правом руководствоваться в своей надзорной деятельности мотивированным суждением, подобно тому как это происходит в большинстве экономически развитых стран.  

Действуя в качестве санато-ра и ликвидатора, мы не раз сталкивались с тем, что формальное соответствие всем требованиям регулятора не минимизировало риски банка, а всего лишь их маскировало, ведь экономический смысл одной и той же банковской операции может быть совершенно разным в зависимости от ситуации.  

Если бы жестко формализованный банковский надзор был высокоэффективен, то самым простым и очевидным решением стала бы его автоматизация. Соответственно никакой анализ предоставляемой надзорному органу отчетности вообще бы не требовался — достаточно было бы добавить к типовой бухгалтерской программе дополнительную опцию, обнаруживающую несоблюдение нормативов Банка России. Но невозможность этого очевидна любому специалисту.  

— В какой части нужно мотивированное суждение?  

— В наибольшей степени мотивированное суждение необходимо при оценке качества активов банка, прежде всего выданных им кредитов. То есть именно в той области банковского бизнеса, которая, по сути, представляет собой его основное содержание.  

— Минэкономразвития в проекте закона предлагает ЦБ ограничивать размер ставок по депозитам для физических лиц. По замыслу чиновников, это укрепит финансовую устойчивость банков и избавит АСВ от чрезмерных выплат. Как вы относитесь к инициативе?  

— С пониманием и одобрением. Агентство считает, что в надзорном арсенале Банка России должно быть и такое оборонительное оружие, как право ограничивать ставки по депозитам.  

Напомню, что ранее ЦБ этим правом обладал и пользовался им очень аккуратно и взвешенно, прибегая к ограничению ставок действительно лишь в исключительных случаях — когда банки, суля клиентам небывалую доходность, попросту латали дырки в ликвидности. Или даже хуже того — когда они путем искусственного задирания ставок аккумулировали деньги, которые затем быстренько перекачивались в высокорисковые бизнес-проекты собственников и менеджмента.  

Кстати, я бы не придавал такого уж принципиального значения этой законодательной новелле, поскольку и сегодня ЦБ обладает правом рекомендовать банкам снизить ставки по депозитам. При этом у ЦБ достаточно властных полномочий для того, чтобы его рекомендации были услышаны и стали руководством к действию. Однако законодательное право прямого запрета позволит экономить время, что в некоторых ситуациях оказывается принципиально важным. Ведь за несколько месяцев или даже недель до неминуемого отзыва лицензии тонущий банк, вступив в письменные препирательства с регулятором и попросту затягивая время, может существенно нарастить объем своих обязательств перед вкладчиками, бремя ответственности по которым затем ляжет на АСВ. При этом серьезно страдают и корпоративные клиенты банка, так как их средства в банках не застрахованы, а в конкурсном производстве они стоят в конце очереди.

http://www.asv.org.ru/show/?id=279235

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-25 13:24
  • MSK: 2024-11-25 15:24
  • +10: 2024-11-25 22:24
  • IST: 2024-11-25 14:24
  • +08: 2024-11-25 20:24
  • EST: 2024-11-25 07:24