Заявление министров финансов экономик АТЭС в отношении финансовой грамотности и финансового образования

Мы, министры финансов экономик АТЭС, рассматриваем финансовую грамотность как навык, необходимый каждому в 21 веке, а также как важный компонент усилий любой экономики, способствующий обеспечению экономической и финансовой стабильности, инклюзивному развитию и укреплению личного и семейного благополучия. Мы благодарны России, как председателю АТЭС, за включение вопросов финасового образования в повестку АТЭС и их глобальное продвижение через российский Траст фонд по финансовой грамотности и образованию.

Мы признаем, что текущие изменения в социальной, экономической и финансовой системах, а также повышение сложности финансовых продуктов требуют повышения уровня финансовой грамотности, поскольку приводят к увеличению числа потребителей финансовых продуктов и услуг, а также значительному возрастанию финансовых рисков и ответственности граждан. Это приводит к увеличению количества домохозяйств, которые не имеют четкого понимания о возникающих рисках и ответственности, а также о финансовом планировании. Важными изменениями в сфере финансовых систем, которые оказали значительное влияние на поведение граждан, являются:

  • Рост объема потребительских кредитов, инвестиций и спроса на страховые продукты, которые предоставляют новые возможности, однако также могут повлечь за собой повышение рисков.
  • Реформы по обеспечению устойчивого развития пенсионных систем как результат старения населения. Эти реформы предусматривают повышение ответственности участников систем социального страхования и уровня их финансовой грамотности для улучшения понимания и управления этими изменениями.
  • Рост разнообразия и повышение сложности финансовых продуктов, а также расширение доступа к ним — применение технологий, таких как интернет и мобильный телефон — позволяет большему количеству новых потребителей получить доступ и воспользоваться финансовыми услугами и инструментами, которые могут помочь им принять лучшие финансовые решения. Однако, эти продукты возможно не полностью включены в существующие программы по защите прав потребителей, что делает потребителей, не имеющих опыта решения финансовых вопросов, более уязвимыми в случае мошенничества и способными совершать ошибки.

Значительная часть исследований в области финансовой грамотности, проведенных во всем мире и, в частности, в экономиках АТЭС, показывает, что большая часть населения имеет недостаточный уровень знаний для понимания даже основных финансовых продуктов и планирования, недооценивает свои риски и часто принимает не эффективные решения по управлению своими финансами.

Мы считаем, что финансовое образование и эффективная система защиты потребителей хотя и не могут самостоятельно предотвратить возможные проблемы в будущем, однако, они могут способствовать снижению рисков, возникающих во время кризиса, предоставляя возможность гражданам эффективно использовать финансовые продукты и услуги, принимать правильные решения с целью защиты себя, а также плодотворно участвовать в финансовой и экономической деятельности. Такие меры также могут способствовать восстановлению экономики, ее росту при возникновении финансовых угроз как на уровне индивида, так на местном уровне, а также в масштабах всех экономики. Таким образом финансовая грамотность стала необходимым навыком любой экономики для развития безопасных и надежных, эффективных, прозрачных и комплексных финансовых систем.

Для обеспечения эффективности и устойчивости инициатив в области финансового образования их необходимо интегрировать в комплексную национальную стратегию. Это позволит избежать дублирования мероприятий и обеспечит эффективное использование ресурсов. Мы также понимаем, что мероприятия в области финансового образования должны быть разработаны с учетом специфики, приоритетов и потребностей каждой экономики.

В связи с этим, мы приветствуем разработку подобных масштабных стратегий финансовой грамотности в экономиках АТЭС. Мы также признаем важное значение Принципов высокого уровня по разработке национальных стратегий в области финансового образования, подготовленных ОЭСР/Международной сетью в области финансового образования и одобренных лидерами «Группы 20» на саммите в Лос-Кабосе, которые могут использоваться как основа для разработки национальных стратегий.

В частности, мы признаем важность масштабных стратегий в области финансового образовании, учитывающих особенности систем и выводы исследований, и поддерживаем меры, которые могут включать:

  • Оценку уровня финансовой грамотности в масштабе всей экономики с целью определения потребностей и пробелов финансовых знаний и способностей, что позволит определить приоритетные области и целевые группыдля реализации этих стратегий;
  • Планирование и оценку существующих инициатив с целью определения успешных практик;
  • Четко сформулированное поручение руководству или органам власти, касающееся мероприятий в области финансового образования, а также участие и взаимодействие ключевых участников процесса;
  • Конкретные и гибкие дорожные карты, основанные на реальных и измеримых целях, с четко установленными сроками. Они должны включать планы работ, определение соответствующих целевых аудиторий и политические приоритеты; дорожная карта должна обозначать приоритетные области, а также включать общую оценку воздействия и определять необходимые ресурсы;
  • Разработку эффективных механизмов реализации с учетом передового опыта и проводимых в настоящее время исследований, которые будут обеспечивать мониторинг и оценку программ.

Мы поддерживаем внедрение масштабных стратегий в области финансового образования экономиками АТЭС и мониторинг соответствующих мероприятий. Мы рекомендуем экономикам АТЭС при реализации комплексных стратегий и в процессе оценки программ в области финансовой грамотности и финансового образования использовать методологии и инструменты, разработанные Всемирным Банком и ОЭСР. Мы также поддерживаем экономики АТЭС в продолжении работы с международными финансовыми институтами в реализации программ в области финансовой грамотности, расширения доступа к финансовым услугам и защиты прав потребителей.

В качестве одного из основных приоритетов, мы поддерживаем разработку соответствующих программ с целью повышения уровня финансовых знаний и навыков будущих поколений путем введения финансового образования в школах. Мы признаем, что в будущем молодому поколению придется нести более значительное бремя финансовых решений, и ему потребуется больше финансовых навыков, чем предыдущим поколениям, чтобы справиться с более сложной финансовой средой, в которой они будут жить.

Таким образом, мы, министры финансов экономик АТЭС, признаем, что финансовое образование в школах является важной частью образования в 21 веке. Мы приветствуем рекомендации в области финансового образования в школах, разработанные ОЭСР/Международной сетью в области финансового образования и поддерживаем их использование в экономиках АТЭС с учетом экономических, региональных и местных особенностей. В частности, мы понимаем важное значение введения финансового образования в школах на ранних этапах обучения путем создания специализированных учебных программ, адаптированных с учетом потребностей молодежи, а также с учетом оценки и активного использования наиболее эффективных подходов. В связи с этим, мы призываем экономики АТЭС участвовать в Программе международной оценки знаний учащихся (PISA) в области финансовой грамотности в 2015 году.

Мы признаем важность участия частного сектора, привлечения его ресурсов и экспертизы для экономичного, эффективного и устойчивого финансового образования, адекватного современному развитию финансовых услуг. Мы приветствуем вклад ABAC в сотрудничество частного и государственного секторов с целью развития инновационных моделей финансового образования, основанных на новых подходах к доступу к финансовому образованию, а также эффективных политиках и рекомендациях по добровольному, справедливому, прозрачному и некоммерческому участию частного сектора в финансовом образовании.

http://www1.minfin.ru/ru/official/index.php?id4=17191

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CEST: 2024-04-27 23:28
  • MSK: 2024-04-28 00:28
  • +10: 2024-04-28 07:28
  • IDT: 2024-04-28 00:28
  • +08: 2024-04-28 05:28
  • EDT: 2024-04-27 17:28