Декриминализация вплотную приблизилась к экономике Приморья.

Власти рассматривают борьбу с теневой экономикой края как источник допдоходов в бюджет после Саммита АТЭС

Владивосток, 14 ноября, PrimaMedia. Власти Приморья, озабоченные резким снижением объемов регионального бюджета в 2013 году, стоят на перепутье: как поступить, чтобы не допустить обвала социальных расходов. Наиболее реальным представляется путь увеличения собираемости налогов с малого бизнеса посредством масштабных камеральных проверок, сообщает РИА PrimaMedia. Вывод экономики края из тени — задача правильная, но есть опасность еще большего усиления коррупции, полагают эксперты.

Подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке и реализация ряда государственных программ по строительству нефте- и газопроводов поднимала в последние годы бюджет Приморья на недосягаемую ранее высоту. Достаточно оценить динамику его доходной части: в 2008-й, первый год подготовки к Саммиту, она составила 39 млрд рублей, нынешний 2012 -й — 87,5 млрд. Однако активная фаза финансирования строек завершилась. И хотя по обнародованным на днях отчетам Счетной Палаты России, по состоянию на 1 сентября документально в эксплуатацию введено только треть из 67 объектов, бюджетные инвестиции, поступившие в объеме 689,6 млрд рублей, освоены на 99,1%. Это означает, что денежный дождь над территорией Приморья, давший мультипликативный эффект развития всей экономике региона, окончательно закончился.

После нескольких лет непрерывного роста, объем краевого бюджета в следующем году упадет сразу на 20 с лишним миллиардов — с 87,52 до 67,46 млрд рублей (согласно принятому в первом чтении проекту бюджета на 2013 год).

«За 5 лет Приморью не удалось создать ни одного мало-мальски серьезного промышленного предприятия. Зато завершились заказы для Находкинского судоремонтного завода, Новоспасского цементного завода, автоколонн и ряда других компаний. Одновременно перестал поступать подоходный налог от 30 тысяч приезжавших на стройки рабочих, — приводит цифры Александр Латкин, директор института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор.

Зато, по словам эксперта, дополнительным бременем на бюджет ляжет нагрузка на достройку и содержание новых дорог и мостов, оперного театра и спортивной арены, очистных сооружений и другой инфраструктуры. Хотя кампус федерального университета и 5-звездочные отели еще недоведены до ума, они также требуют денег на обслуживание.

«Но и это еще полбеды. За эти же годы на целом ряде крупнейших производств края сменился собственник. А вместе с ним сменился и адрес налоговых отчислений. И теперь такие гиганты, как Владивостокский морской торговый порт или Дальневосточное морское пароходство (всего около 50 предприятий) платят налоги в Москве или Подмосковье», — утверждает Александр Латкин.

О том, как решить проблему выпавших доходов сейчас размышляют в руководстве Приморья. У чиновников есть на выбор три решения, рассказал РИА PrimaMedia источник, знакомый с ситуацией. Первый: значительно сократить расходы, причем под секвестр попадут в первую очередь социальные статьи. Второй: обратиться за помощью к Москве и закрыть бюджетные дыры за счет субвенций, но шансы на федеральные вливания невелики. Третий путь, пожалуй, самый сложный, но кажущийся чиновникам самым реальным: увеличить наполняемость краевого и муниципальных бюджетов за счет налоговых поступлений.

Здесь, учитывая, что на появление в следующем году в регионе новых крупных налогоплательщиков рассчитывать не стоит, остается один способ — вывод из налоговой тени предприятий малого и среднего бизнеса.

Тем более, что эта кампания, если ей дадут старт, логически вытекает из лозунгов по декриминализации Приморья, объявленной губернатором края Владимиром Миклушевским сразу после вступления в должность.

Следует отметить, что после закручивания гаек в начале 2000-х, в последние годы субъекты малого бизнеса живут относительно спокойно. Инициативы государства по ограничению количества камеральный и прочих проверок привели к тому, что в настоящий момент «оптимизацией» собственного налогообложения занимается едва ли не каждый второй предприниматель. Ситуация еще более обострилась с увеличением ставки единого социального налога. Однако надзорным органам комфортней и безопасней прийти с проверкой на предприятие с «белой» бухгалтерией, чем выискивать по подворотням нелегалов, которые вообще не имеют юридического адреса: их и в план ревизий внести невозможно. Об эффективности борьбы с незаконным предпринимательством со стороны полиции могут свидетельствовать лишь цифры неуклонного снижения таких правонарушений.

 

Оценить масштабы теневого бизнеса в Приморье можно на примере хотя бы двух «пищевых» отраслей. По оценке Дальневосточной Ассоциации производителей муки, хлеба и кондитерских изделий, к нелегальному бизнесу на рынке хлебопечения края можно отнести до 30% производителей — в основном мелких пекарен. Наиболее показательным, говорят в ассоциации, в этом отношении является глубоко дотационный Дальнегорск, в котором хлебозавод Дальхлеб платит в казну больше налогов, чем в совокупности работающие на территории 15 небольших пекарен.

Объем сокрытых в этой отрасли налогов в Приморье оценивается экспертами в совокупности в размере 100-150 миллионов рублей в год. В эти суммы не вошли суммы налоговых недосборов, которые образовались после внедрения в 2010 году Минобороны России системы аутсорсинга — поставкой продовольствия в воинские части армии и флота, дислоцированные в Приморье, теперь занимаются не местные предприятия, а московские фирмы, имеющие отношение к скандально известному холдингу Оборонсервис.

Еще более масштабные средства бюджет теряет от теневого алкогольного рынка — порядка 0,5 млрд рублей. Это также примерно 30-40% от общего объема рынка алкогольной продукции.

«Подпольно-нелегально-суррогатный» сектор будет расти и дальше, поскольку на дешевое спиртное есть спрос, прогнозирует директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его словам, проблема контрафакта вообще является «болевой точкой» для рынка пищевой промышленности Приморья, объем теневого сектора эксперт оценивает в 50 процентов рынка.

Что касается таких традиционно «серых» отраслей приморской экономики, как добыча леса, рыболовство, автобизнес, то здесь счет налоговых потерь государства идет на миллиарды. По данным Владивостокского Центра по изучению организованной преступности, древесина в Приморье разворовывается и вывозится в соседние страны, прежде всего в Китай, на сумму не менее 200 млн. долларов примерно 9 млрд рублей).

При этом теневая экономика наносит ущерб не только казне, но и легальным производителям. Происходит эффект «схлопывания» — те, кто честно платит налоги, не выдерживает конкуренции перед нелегальными конкурентами. В итоге продолжает сокращаться налогооблагаемая база.

Административные санкции против незаконного предпринимательства и торговли контрафактом в Приморье надо ужесточить. Существующие штрафы — просто издевательство над законопослушными предпринимателями, — считает председатель общественного совета предпринимателей Приморья Марина Шемилина.

«Мы много говорим на разных уровнях о том, что нужно развивать и поддерживать местного производителя. А что у нас твориться с местным производителем на самом деле? У нас есть, в частности, прекрасный производитель алкогольной продукции — «Уссурийский бальзам». Ведь это предприятие постоянно страдает от торговцев «контрафактным» алкоголем, доля которых на рынке достигает уже 30%! По моему глубокому убеждению, для исправления ситуации нужна только твердая рука власти», — отмечала Марина Шемилина в интервью агентству.

Председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Законодательного собрания Приморья Галуст Ахоян не верит в возможность дополнительных налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса.

— Из этих предприятий вряд ли что-то можно выжать.

Как только они перешли на упрощенную систему налогообложения, то практически все вышли из тени.

Исключение составляют только заработные платы, которые многие выплачивают-получают в конвертах. Решить эту задачу можно только на федеральном уровне. Ведь конверты вернулись с введением единого социального налога. В настоящее время для большинства предприятий он является непосильной ношей. Как только его установят на реалистичном уровне в 17-18 % в добавление в реальному же подоходному налогу в 13 %, любой бизнесмен посчитает выгодным выплачивать налоги до последней копейки, — полагает депутат.

Александр Латкин, оценивая три возможные варианта решения краевой властью, проблемы восполнения выпадающих доходов, предлагает присмотреться к их альтернативе.

«Что касается трех предложенных вариантов, то здесь все просто. Москва денег не даст. Расходы надо сокращать, но не за счет социальных статей, поддерживающих бюджетников и малообеспеченные слои населения, но через снижение трат на чиновников. А малому и среднему бизнесу надо создать такие условия, чтобы им было выгодно работать открыто.

Пока еще не поздно, нужно возводить промышленные объекты на территории Приморья. Тем более, что крупный бизнес обещал президенту РФ Владимиру Путину вложить миллиардные средства в новое строительство на территории Приморья. Это нефтехимический комплекс, завод по сжижению газа, предприятия по нефтепереработке и выпуску минеральных удобрений. Ту же судоверфь в Большом Камне надо не декларировать, а строить. Заводы на земле нельзя увести под удобные флаги, как это было сделано с торговым и рыбацким флотом. Подобное в полной мере относится и к разрекламированной игорной зоне в Артеме. Все это и есть настоящий «клондайк» для бюджета Приморья. В отличие от подготовки к саммиту АТЭС», — говорит Латкин.

Впрочем, скептики полагают, что кампания по выводу экономики Приморья из тени если и начнется, носить будет половинчатый характер. Нелегальный бизнес является источником денежных ресурсов для коррупционной системы, выстроенной в России. Поэтому даже если «наверху» захотят повысить собираемость налогов, «внизу» будет лишь имитировать борьбу с нелегальным бизнесом. Более того, кампания по обелению экономики края обернется новым витком коррупции: дешевле дать еще одну взятку, чем платить по-честному налоги в бюджет.

 

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-26 04:51
  • MSK: 2024-11-26 06:51
  • +10: 2024-11-26 13:51
  • IST: 2024-11-26 05:51
  • +08: 2024-11-26 11:51
  • EST: 2024-11-25 22:51