Спасут ли узбеки российский Дальний Восток?
Долговременные геополитические и макроэкономические последствия проведенного во Владивостоке в сентябре 2012 года САММИТА АТЭС для развития Дальнего Востока требует пристального изучения. Руководители НП «ЛФИ» рассказали о том, какой они видят жизнь после Саммита во Владивостоке и как Приморье реагирует на возрастающие сложности в удержании трудовых ресурсов. Своим мнением о необходимости изменения экономической политики в интервью поделились руководители НП «ЛФИ». Наши собеседники — Председатель «Лиги финансовых институтов» Александр Ивашкин и его первый заместитель, Константин Лыков.
— Как вы оцениваете текущее развитие Приморья после САММИТА АТЭС?
— А.И. В краткосрочной перспективе — отрицательно, как-то ведь не сами по себе проявились очертания сокращения темпов роста экономики в целом. Достаточно ярко это иллюстрирует бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, кoторый сейчас рассматривают депутаты ЗАКС Приморья. Согласно проекту, расходы краевого бюджета в 2013 году снизятся на 20 млрд рублей по сравнению с 2012 годом (с 87,52 млрд до 67,46 млрд рублей). Бюджет Приморья в 2013 может стать дефицитным: доходы составят 63,78 млрд рублей (в 2012 году — 67,91 млрд), расходы — 67,46 млрд рублей (в 2012 году — 87,52 млрд). Таким образом, дефицит бюджета может составить 3,67 млрд рублей. Такое сокращение расходов — 20 млрд рублей — обусловлено завершением ряда краевых целевых программ, а также окончанием строительства объектов в рамках подготовки к саммиту АТЭС, на которые в 2012 году выделялись значительные средства. Особую настороженность вызывают даже не расходы, а крайне скромные доходы. Ну например по отдельным кварталам 2012 года налоговые поступления в бюджет края увеличивались всего на 0,8%, тогда как в предыдущие годы за аналогичные периоды этот показатель был 10-15%.
Понятно, если падают доходы — значит бизнес уходит в «тень» (зарплата «в конвертах», предприятия уклоняются от оприходования денег на банковские счета и др.) ,ведь в Приморский региональный бюджет идет преимущественно налог на прибыль организаций и часть от налога на доходы физических лиц.
— Однако дефицит бюджета может покрываться?
— А.И. Но за чей счет? Существует несколько вариантов: увеличение доходов края, помощь из федерального центра или кредитные средства банков. Разумеется резервные фонды есть всегда в Москве, но на эти «подачки» всегда очень много претендентов, ведь доноров бюджета гораздо меньше, чем реципиентов.
Но это уже финансово-политический вопрос — у кого лучше лоббистский потенциал, выше рейтинг, у того больше и возможностей получить дополнительные деньги. А потому, учитывая геополитическое положение Приморского края, государство будет перманентно вынуждено дотировать край, либо создавать экстраординарные условия для ведения бизнеса. Самостоятельно справиться с дефицитом бюджета край, по крайней мере, в ближайшие 4-5 лет навряд ли сможет. Вы знаете, при таком уровне дефицита неизбежны сокращения каких-то статей расхода.
-Каких?
— А.И. Региональная власть может сократить расходы, например, на себя любимую (поувольнять лишних чиновников), чем, кстати, занят сейчас новый губернатор края Владимир Миклушевский. Может уменьшить число инвестиционных программ, связанных с поддержкой сельского хозяйства, строительства и т.д. Это и есть спад, с которого мы начали эту беседу.
Все экономисты об этом говорили с того момента, как стало ясно: какая бы хорошая дорога или мост ни были построены к САММИТУ все ж по ним должны прежде всего в рабочее время ездить «работники» и на ней должны возить «их продукцию». Политика, которая проводится на территории края до сих пор не привела к снижению темпов оттока населения.
Пока власти предержащие не поймут, почему на Дальнем Востоке вообще не работают традиционные институциональные и законодательные механизмы по развитию региона, почему с удивительным постоянством демонстрируют свою неэффективность многочисленные Программы развития ДВ региона, Приморье вперед не пойдет.
Правда, с экономической точки зрения разобраться в этих дефектах очень просто — людям невыгодно жить и работать в крае. Действующие условия для бизнеса жестко его регулируют, как через монополистов (энергетики, вода и пр.), так и через различного рода контролеров, учетчиков, через возможности получения бизнесом долгосрочных кредитов для его развития. Предприятиям по-прежнему нужны длинные инвестиционные кредиты, это основа развития производственной экономики. Но такие кредиты подпадают под жесткое резервирование и банкам невыгодно их выдавать. Да и кроме того сами банки не имеют достаточно «длинных» и вместе с тем дешевых денежных ресурсов. Отток населения влечет за собой еще и отток средств из банков, снижение объемов денежных вкладов населения. А уменьшение возможностей развития бизнеса, приводит к росту цен на его продукцию. Круг замыкается снова и снова.
Поэтому все участники рынка, как работодатели, так и наемные работники находятся в Приморье в условиях «ножниц», большинство местных предприятий балансируют на грани почти нулевой прибыли, а работники предпочитают искать другие места по применению своих сил, где лучше платят и легче живется.
— Л.К. Вы ведь посмотрите на структуру миграционных процессов — уезжает прежде всего экономически активное население, способное трудиться и создавать то, что еще Маркс называл «прибавочной стоимостью». Попытка заменить экономически активную рабочую силу, покидающую регион, за счет «привоза» — достаточно сомнительна, поскольку рост числа трудовых мигрантов в регионе, это такая палка о двух концах…
С одной стороны, да, отчасти снижается нагрузка на местный рынок труда, не способный удовлетворить потребности работодателей. С другой стороны — приезжие, в основном обитатели бывших среднеазиатских республик Советского Союза — рабочая сила, во-первых, малограмотная, низкоквалифицированная, во-вторых — усиливается криминальное давление на регион их пребывания, т.к. растет статистика преступности, связанной с приезжими. Да, они более выгодны для экономики с точки зрения дешевизны этой рабочей силы. В краткосрочной перспективе это так. В долгосрочной же — видя, как перспективные рабочие места заполняются приезжими, экономически активное население еще сильнее склоняется к мысли о необходимости уехать. Возникает конкуренция, выдержать которую коренные жители этих территорий не в состоянии, т.к. не готовы работать за те копейки, за которые какой-нибудь таджик сможет прокормить свой кишлак и два соседних. Конечно, я утрирую, но экономическая опасность массированного завоза гастарбайтеров в том, что она создает очередной самовоспроизводящийся «замкнутый круг» — узбеков везут потому, что уезжают местные трудовые ресурсы, а местные трудовые ресурсы покидают регион в том числе и потому, что сюда везут узбеков.
За 2011 год численность населения уменьшилась на 3062 человека. Да, часть убыли (всего из края, по данным статистики, в 2011-м уехало 4145 человек) замещена миграционным притоком — 1083 человека. Уезжают из Приморского края на постоянное место жительство в основном в Центральный (21,7% от общего числа выбывших) и Дальневосточный (25,9%) федеральные округа. Как правило, жители Приморья предпочитают переезжать в Хабаровский край.
Повторюсь: непродуманная политика манипулирования трудовыми ресурсами, проводимая коммерческими компаниями и пассивно поощряемая государством, хотя и дает ощутимую экономическую выгоду в краткосрочной перспективе (и не столько государству, сколько частным компаниям), в долгосрочной же приносит колоссальный вред. Видя, такую «государеву волю» — а деятельность частных компаний в рамках реализации таких проектов, как Саммит, население также склонно воспринимать как демонстрацию государством своих приоритетов — люди приходят к выводу, что лично они на этих проблемных территориях не нужны. Со всеми вытекающими последствиями. Конечно, на стройках Саммита трудились не только иностранцы. По состоянию на 15.07.2012 на объектах саммита АТЭС 2012 работало 27 463 человека, из них жителей Приморского края — 10 258 человек, граждан, прибывших из других субъектов Российской Федерации — 9 884 человек, иностранных работников — 7 321 человек.
Справедливости ради, нужно сказать, что в привлечении завозных трудовых ресурсов есть и некоторый плюс. Скажем на острове Русском, где базировалась основная масса гастарбайтеров, местному населению доселе приходится жить в пошлой трезвости: уже три года в местных магазинах невозможно купить ничего крепче пива. Сделано это было специально для того, чтобы избежать «пьяных» конфликтов между строителями и местными. В общем-то это удалось. Жаль только, что этот опыт не распространили на всю остальную часть России.
— Вы хотите сказать, что выступаете против трудовой миграции в целом?
— Л.К. Конечно же нет! Трудовая миграция — основа основ освоения российского Дальнего Востока. Именно эту политику последовательно проводили и царь с его волнами переселенцев, и советское правительство с трудовыми вахтами, молодежными и комсомольскими стройками. Вопрос в другом: ранее трудовая миграция имела «необратимый» характер, люди ехали сюда — жить, закрепляться на новом месте, структурно переселенческие потоки формировались за счет хотя и бедноты, искавшей лучшей доли, но, прежде всего, это были граждане России. Цели у той трудовой миграции были принципиально другими: не сэкономить за счет дешевой рабсилы, как теперь, а обозначить присутствие государства на этих территориях, закрепить их за Россией посредством планомерного заселения.
— Извечный русский вопрос «Кто виноват?» мы опустим, переходим сразу ко второму из этого ряда: «Что делать?».
— А.И. Все-таки, по моему мнению «заинтересованные в развитии Приморья стороны» как были в состоянии «государственной спячки», так в ней и остаются. И причем каждый раз, когда возникает какая-то инициатива по особым преференциям для Приморского края или в создании ОЭЗ (особой экономической зоны), такое мнение подлежит резкой обструкции какого-нибудь «бронзового» чиновника из Москвы. Находят тут же ключевой довод, который не в пользу ОЭЗ, но смысл которого — «не пущать», а то вдруг почувствуете себя слишком самостоятельными. Да, основания для таких «жесткостей» всегда можно найти, страна у нас огромная. Но нельзя «не начав игры, ее выиграть». А так возникает презумпция невиновности чиновников, принимающих те или иные правильные или неправильные решения как нам здесь дальше жить. И, тем не менее, край ждет напряженный рост, несмотря на все трудности.
— С точки зрения направленности движения развития края, как бы вы охарактеризовали ситуацию в местной экономике?
Считаю, что прогноз некоторых «специалистов» о долгосрочном провале экономики Приморья несбыточен. Не дождутся. Ведь это вызовет цепную реакцию по всему ДВ региону и как следствие отток населения еще в больших масштабах с вытекающими отсюда геополитическими проблемами. Причем это минимальная плата. Поэтому жесткий сценарий маловероятен. А альтернативный мягкий сценарий развития один. Он подразумевает специальные преференции, как для коренных жителей, так и для приезжающих сюда заработать граждан РФ. Не нужно ничего нового придумывать, все это уже было и при царе и при Советской власти: льготы, преференции, дополнительные условия.
Если взять отдельные цифры экономики, которые любят показывать чиновники, то вроде «все хорошо прекрасная маркиза». А если смотреть под другим углом — к сожалению, у нас продолжается отток населения, прежде всего трудоспособного и экономически активного. У нас ощущается острая нехватка как неквалифицированной, так и квалифицированной рабочей силы. Ведь люди — неотъемлемая составляющая могучей машины экономики, основа, цель и средство всех преобразований, происходящих в Приморье. От того, где и как они трудятся, зависит многое. Наверное поэтому Приморье сегодня — трудонеобеспеченный район.
— Л.К Недавно краевой центр занятости обнародовал впечатляющие цифры: в крае около 70 тысяч вакансий в том числе и тех, которые не требуют специального образования, навыков. И их некем заполнять. Но опять же во многом потому, что работодатели готовы платить столько, за сколько работать будут только жители территорий со значительно меньшим уровнем жизни, чем в России. Поэтому для строек Саммита АТЭС и понадобились трудовые мигранты.
— Каковы на ваш взгляд перспективы рынка труда Приморья сейчас, когда уже основные стройки Саммита сданы или в стадии достройки?
— А.И. Потребность в тех или иных специалистах уже сейчас связана, в первую очередь, с введением и обслуживанием объектов саммита АТЭС-2012, созданием новых инфраструктур и развитием высокотехнологичных и инновационных секторов экономики, в том числе в сфере судостроения и судоремонта, нефтехимического комплекса, транспорта и логистики, строительства. Перспективы социально-экономического развития Дальневосточного региона и Приморского края как раз и формируют новые требования к качеству рабочей силы, определяющие конкурентоспособность работника на рынке труда. По численности населения Приморский край занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе. Удельный вес населения Приморского края в общей численности населения Дальневосточного федерального округа составляет 31,1%. Как уже говорили выше демографическая ситуация в крае характеризуется оттоком населения, в том числе в трудоспособном возрасте.
— Л.К. Если учесть, что до 2020 года в крае планируется реализовать 30 крупных инвестиционных проектов, то потребность в рабочих местах предполагается примерно следующая: нефтегазохимический кластер — 5,4 тыс. рабочих мест, транспортно-логистический кластер — 2,4 тыс., судоремонт- судостроение — 6,5 тыс., энергопроизводство — 3,5 тыс. и наконец, туристический комплекс — до 30,0 тыс. рабочих мест.
Итого реализация инвестиционных проектов позволит создать около 74 тыс. новых рабочих мест. Но эта капля в море, если вспомнить, что Приморье называют «окном в АТР». Скорее, это пока еще небольшая «форточка». Прибавьте сюда те проекты, которые еще не заявлены широко, но уже прорабатываются частными инвесторами. Просчитать потребность этих проектов в трудовых ресурсах сегодня не представляется возможным, но она есть и, очевидно, весьма велика.
За счет каких ресурсов будет восполняться растущий «трудовой голод» в крае? Очевидно, что эту проблему предпочтут решать за счет движения по пути наименьшего сопротивления: опять же завозом дешевых трудовых ресурсов из других регионов. Краткосрочные и долгосрочные преференции и недостатки такого подхода уже обсуждались ранее.
— Скоро новый год. Каковые ваши прогнозы на 2013?
— А.И. Ну, если исходить из того, что «конца света», обещанного неграмотными переводчиками с майянского, не предвидится… Прежде всего, в связи с особым положением Приморья в иерархии субъектов федерации России, край вынужден приобретать собственное лицо — работать над своим брендом, имиджем, репутацией.
Предполагаю, что администрация края будет нанимать качественных управленцев для создания положительного имиджа края и его инвестиционной привлекательности. Ставка будет сделана на управленцев с высоким уровнем открытости к потенциальному инвестору, которые и возьмут на себя основную работу с ним. И, анализируя их потребности, станут предлагать именно то, что им нужно.
— Л.К. Да, Саммит АТЭС несколько подправил реноме Приморья, пошатнувшееся в «нулевых» годах первого десятилетия века, но это скорее аванс на будущее, нежели реальный политико-экономический «капитал», пригодный для необходимого всем нам рывка вперед…
— А.И. Таким образом, они будут реализовывать задачи, поставленные перед властью гражданами края, то есть — создание адекватных условий для достойной жизни. На данный момент пока не решены многие вопросы статуса Приморье в АТР. Заглядывать в будущее можно будет тогда, когда станет очевидным, что край прошел точку бифуркации, и население пошло в «плюс», исчезли проблемы с оформлением земли, сошли на нет проблемы обманутых дольщиков, отсутствует коррупционная составляющая при ведении бизнеса, монополисты не давят… Вот тогда можно будет смотреть и оценивать, заглядывая на пять-десять лет вперед.
То есть, только спокойное стратегическое планирование позволит обеспечить формирование перспектив и целей для края. А сейчас, такое впечатление иногда возникает, что власти сидят и с интересом смотрят: «Уедут от нас граждане, или останутся? Посмотрим, что будет, а потом решим, что с этим делать». Почти как в анекдоте про население и дуст.
— Л.К. Несколько цифр: С 1991 по 2011 годы из региона уехал каждый пятый дальневосточник. В 1991 году в регионе проживало чуть больше восьми миллионов человек, сегодня — немногим свыше шести. По уровню плотности населения ДФО пребывает на последнем месте в России, но зато на первом — по динамике сокращения численности населения. В «Российской Газете» год назад была статья, где говорилось: наибольшие потери за последние десять лет из дальневосточных субъектов понесли северные: Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области. В общем сокращении численности населения в округе на их долю пришлось 49 процентов.
И когда отток населения приобретает устрашающие размеры, начинают срочно изобретать велосипед, вот только беда — с квадратными колесами. Это про программы развития региона, на которые тратятся огромные деньги, и которые не реализуются. Да, есть хорошо известная программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Раньше была — Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 — 2005 годы и до 2010 года». Тринадцатый год наступит через два месяца, значит, появится новая Программа с датой до 2020 года или чуть дальше. Задачи, поставленные этими программами — не выполняются, и немудрено — вложения в регион, поступающие сегодня, несмотря на избыток нулей в них, на самом деле — капли в море, мизер, крохи от тех, что имели место в СССР и царской России.
Судите сами: самые известные царские «инвестиционные проекты», которые легко вспомнить, даже не заглядывая в учебники истории, это строительство Транссибирской магистрали, связавшей далекую окраину с центральной Россией и возведение одной из мощнейших военно-морских крепостей мира -Владивостокской. На которую с конца XIX века и по 1917 год было затрачено порядка 70 миллионов рублей. Если принять, что царский золотой рубль соотносился с советским, как 1 к 100, то, получается, последний российский император вложил в это строительство, далеко двинувшее Владивосток вперед, 7 миллиардов рублей в советских ценах.
Да, скептики напомнят: в рамках подготовки к Саммиту АТЭС нынешние власти вложили в город и край порядка 600 миллиардов. НО! Советский рубль — далеко не равен нынешнему. Как утверждают экономисты, сравнивающие не только цены на основные продукты питания, но и учитывающие ряд макроэкономических показателей, один советский рубль начала 70-х равен примерно 800-1000 рублей современных. Вот и получается, что «прогнивший царский режим» влил в местную экономику не менее 7 ТРИЛЛИОНОВ нынешних рублей. Это годовой бюджет сегодняшней России. Это еще, если не считать расходов на Транссиб, затрат на создание «Доброфлота», строительство самого Владивостока, его портовых сооружений и объектов Императорского Флота, расходы на переселенческие программы…
Даже в революционном 1917 году, когда все рушилось, Николай II успел затратить на крепость 1,7 миллиона рублей. Считай — 170 миллиардов нынешними.
Идем далее. СССР также вкладывал сюда огромные деньги. Спасибо Никите Сергеевичу Хрущеву, давшему потрясающий импульс развитию не только Владивостока, но и Приморского края в целом. Только за первую и единственную «семилетку», длившуюся с 1959 по 1965 годы в край было вложено 3 миллиарда советских рублей. Это составило 40% капитальных сложений Советского Союза за тот период! Столько же денег поступило из бюджета в Приморье за все 20 предшествовавших лет существования края, с 1938 по 1958 годы. В нынешних деньгах «хрущевские» вложения составляют три триллиона рублей.
Мне не хотелось бы умалять значение Саммита АТЭС — отнюдь. На фоне того, что творилось в безвременье 80-х, 90-х и первую половину «нулевых» годов, эти деньги стали живительной струей, влившейся в местную экономику. Но, поверьте, при всем размахе строительства, эта живительная струя мало чем отличается от той которой, из чайника, товарищ Сухов поил в пустыне умиравшего от жажды Саида… Мосты, театр оперы, океанариум и ДВФУ — нужны. Но они не заменят построенных в советские годы и не существующих сегодня промышленных предприятий, свиноводческих комплексов вроде «Тихоокеанского», заводов ЖБИ, рыбокомбинатов, плавбаз и многого другого, без чего невозможно системное развитие города и края.
Вот опять же, сейчас обсуждается проект Закона о развитии Дальнего Востока. Что он нужен — никто не спорит. Программа, то бишь «велосипед» есть. Ехать он, то есть Программа, никуда не может, потому, что нет в ней таких денег, которые на самом деле необходимо сюда вложить, чтобы люди поехали обратно. Чтобы стремились сюда попасть, стремились здесь жить. Ничего нового, чтобы привлечь, заинтересовать придумывать не нужно. Все уже давно придумано умными людьми до нас.
Беседовала Елена ГЕРМАН.
http://viperson.ru/