Игнатьев нарисовал мрачную картину перед уходом с поста главы ЦБ РФ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (Рейтер) — Российскому центробанку не удалось помешать мощному оттоку капитала, давящему на рубль, и обуздать инфляцию, майский скачок которой вынудит совет директоров регулятора принимать непростое решение о процентных ставках на заседании 10 июня.
Глава Банка России Сергей Игнатьев, уступающий кресло Эльвире Набиуллиной в конце июня после 11 лет у руля центробанка, признался на банковском форуме в среду, что ЦБР оказался в затруднительном положении:
«Нам предстоит принять очень непростое решение. Непростое, потому что экономическая ситуация очень непростая: одни экономические показатели говорят в пользу одного решения, другие — в пользу другого. Возможно, мы все процентные ставки оставим неизменными; не исключаю и такого решения, при котором некоторые процентные ставки будут снижены, а другие останутся неизменными».
В апреле и мае Банк России дважды — по 0,25 процентного пункта — снижал процентные ставки по операциям рефинансирования на длительные сроки, оставляя ключевые ставки неизменными.
Позднее в беседе с журналистами Игнатьев сказал, что потенциал снижения ставок по средне- и долгосрочным операциям еще есть:
«Какой-то потенциал, наверное, есть. 0,25 процентного пункта, наверное, есть».
В этот раз ситуацию усугубляет майская инфляция, превысившая прогнозы властей, достигнув отметки 0,7 процента в месячном и 7,4 процента — в годовом исчислении. Экономический рост остается слабым: в апреле, по оценке Минэкономразвития, по отношению к соответствующему периоду прошлого года, ВВП вырос на 2,6 процента после прироста на 2,0 процента в марте.
Игнатьев объяснил низкие темпы роста, среди прочего, эффектом высокой базы сравнения, демографическим фактором — сокращением численности населения трудоспособного возраста — и падением внешнего спроса и мировых цен на российский экспорт.
«Тревогу вызывает резкое падение прибыли предприятий. Этот показатель имеет важное значение, поскольку прибыль предприятий остается основным источником частных инвестиций. Обращают на себя внимание и основные показатели российской экономики», — сказал Игнатьев, отметив падение продаж новых автомобилей.
НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ
Высказывания Игнатьева озадачили аналитиков, поскольку тон его комментария выглядел, скорее голубиным. Однако сам председатель потом указал, что решение по ставкам не настолько очевидно.
«Боюсь, что я обрисовал довольно мрачную картину, которая требует от Центрального банка смягчения денежно-кредитной политики. Но все далеко не так просто», — сказал Игнатьев и предположил, что повышение ставок 10 июня обсуждаться не будет вообще, а некоторые ставки, возможно, снизятся.
«Уровень безработицы остается низким, что не свидетельствует в пользу сколько-нибудь существенного смягчения… Продолжается рост банковского кредитования: за последние 12 месяцев по 1 мая портфель банковских кредитов нефинансовым организациям и населению возрос на 19 процентов. В реальном выражении, то есть с исключением инфляции, портфель увеличился примерно на 11 процентов, что намного превышает темпы роста ВВП в реальном выражении», — сказал Игнатьев.
«После того как Банк России загнал себя в тупик, каждое решение по ставкам выглядит нелегким …Все-таки вряд ли, что сразу после рекордной инфляции ЦБ на июньском заседании снизит ключевые ставки», — считает Владимир Цибанов из Росбанка, по мнению которого высказывания председателя сигнализируют о высоких рисках смягчения политики.
Иван Чакаров из Ренессанс Капитала не изменил своего мнения после словесных интервенций Игнатьева и по-прежнему не ждет снижения ставок 10 июня на фоне высокой инфляции, а также потому, что это последнее заседание ЦБ РФ под председательством Игнатьева, на котором он останется верен своей жесткой политике.
«Учитывая его сопротивление снижению ключевых ставок до сих пор, я думаю, что вполне естественно ожидать, что он, вероятно, хочет покинуть Центральный банк без снижения ставок рефинансирования», — сказал Чакаров.
Экономист считает более вероятным сокращение ставок в июле, когда инфляция замедлится.
ЦЕНОВАЯ ДИНАМИКА
Игнатьев подтвердил, что ЦБР по-прежнему ожидает замедления инфляции во втором полугодии:
«Конечно, мы понимаем, что высокая в настоящее время инфляция во многом объясняется высоким ростом потребительских цен на некоторые продовольственные товары, что связано с плохим урожаем в прошлом году. Во втором полугодии темпы инфляции снизятся. Тем не менее, даже временное повышение инфляции может вызвать рост инфляционных ожиданий, что может усилить инфляционный процесс и привести к повышению номинальных процентных ставок в будущем».
Повышение тарифов на услуги естественных монополий с 1 июля не окажет существенного влияния на инфляцию, считает Игнатьев:
«На годовую инфляцию повышение тарифов практически не повлияет, потому что у нас в прошлом году тарифы тоже повышались. Поэтому одно другое компенсирует. На инфляцию, накопленную с начала года, естественно, повлияет. Но это все было запланировано, все учтено, в этом ничего страшного».
Убеждение ЦБР, что пик инфляции был пройден в мае, основано на ожиданиях хорошего урожая.
«Если мы посмотрим на годовой прирост цен на отдельные группы товаров, то вы увидите там практически три группы, они определяют динамику… повышенную динамику… это две группы сельхозтоваров. Первая группа — это овощи, там рост, если взять май к маю по некоторым позициям, картофель, морковь, капуста… выше 40 процентов. Это связано с не очень удачным урожаем прошлого года», — сказал Игнатьев, указав, что новый урожай в августе-сентябре повлечет снижение цен на овощи.
«Вторая группа товаров.. это все, что связано с зерном… там тоже по отдельным позициям рост примерно 20 процентов. И новый урожай, очевидно, будет лучше прошлогоднего», — добавил глава ЦБР.
Минсельхоз прогнозирует урожай зерна в России в текущем году на уровне 95 миллионов тонн, тогда как в прошлом году страна собрала 70,9 миллиона тонн.
«И последняя группа товаров — это водка и табак. Это связано с повышением акцизов, но тут уже никуда не денешься, акцизы повышены в январе месяце и какого-то ослабления динамики… не знаю», — сказал глава ЦБ.
«Динамика роста цен на продовольственные товары по меньшей мере сильно замедлится. Это повлияет на динамику инфляции», — добавил он.
Достичь целевого диапазона в 5-6 процентов, по мнению Игнатьева, инфляция сможет через три-четыре месяца:
«Осень, может быть, даже август, скорее всего сентябрь-октябрь».
Банк России предложил установить на ближайшие два-три года таргет по инфляции в 4,5 процента с возможным отклонением в любую сторону на 1,5 процентного пункта. Игнатьев назвал вопрос установления цели политическим:
«Для нас, я считаю, в нынешней ситуации ширина коридора 3 процентного пункта (от 3 до 6 процентов получается цель) …это может, конечно, сбить с толку, так как может быть интерпретировано: ну вот ЦБ не укладывается в свой будущий прогноз 4-5 процентов на 2014 год и хочет поблажку для себя сделать. Это вопрос немножко политический».
ОТТОК БЕЗ КОНЦА
Отток капитала из России остается «очень мощным», и ЦБР пока не видит никаких признаков его замедления, сказал Игнатьев, назвав бегство капитала ключевой причиной ослабления рубля и предсказав стабильный курс при текущих ценах на нефть и укрепление — при сокращении оттока.
«Если останется текущий уровень цен на нефть, то сомневаюсь, что ослабление рубля продолжится… Скорее наоборот. У нас отток капитала, если он сократится, рубль будет укрепляться», — сказал Игнатьев на пресс-конференции в среду.
«Сейчас валютный курс во многом определяется чистым оттоком капитала оттоком, который очень значительный. Этот чистый отток в тех масштабах, которые мы сейчас наблюдаем, для российской экономики, он неестественен, его не должно быть. Поэтому, я надеюсь, что он рано или поздно сократится или прекратится. Если это случится, это повлияет на валютный курс рубля. Значит, рубль должен укрепиться».
Игнатьев отказался комментировать предварительные данные платежного баланса и оттока капитала за май, сославшись на то, что у него появились вопросы и он хочет обсудить их с сотрудниками ЦБ — авторами таблицы: «Изменился формат предоставления информации».
«Единственное, что я скажу: к сожалению, отток капитала остается очень мощным, не побоюсь этого слова. Какой-либо тенденции к его снижению пока я не вижу».
Игнатьева в конце июня сменит на посту главы ЦБ советник президента Владимира Путина Эльвира Набиуллина. Игнатьев сказал, что не ожидает масштабных кадровых перестановок в Центробанке со сменой председателя, а на просьбу прокомментировать слухи о возможном уходе первого зампреда Алексея Улюкаева в министры ответил: «Не скажу».
(Оксана Кобзева, Лиза Добкина. Текст Елены Фабричной. Редактор Дмитрий Антонов)