Застой, переходящий в кризис
Согласно последним статистическим данным, в первом полугодии 2013 г. в доходной части краевого бюджета на 25% снизились поступления от налога на прибыль, на 2% — от налога на доходы физических лиц. Всего же приморская казна уже недосчиталась 1,5 млрд руб. К концу года в бюджетной сфере напряжение только вырастет, ибо, как считают эксперты, экономика края входит в стагнацию.
Снижение налоговых доходов края многие эксперты объясняют, прежде всего, завершением во Владивостоке больших инвестиционных проектов в рамках подготовки к саммиту АТЭС. На фоне падения собственных налоговых сборов в бюджеты практически всех регионов РФ инвестиции, связанные с подготовкой к саммиту, позволили компенсировать и отсрочить объективные проблемы с наполнением краевого бюджета.
Александр Ивашкин, финансовый консультант, доцент ДВФУ, председатель НП «Лига финансовых институтов»: «Ситуация была прогнозируема изначально. Что мы имеем после саммита? Ни одного нового производства не запущено, рабочая сила уехала, обещанных инвестиций нет. В общем, Приморье топчется на месте. Сегодня все надеются на инвестиции, но, как говорят бухгалтеры, «деньги в пути»…
В 2008 г. население ощутило, что «кризис уже здесь», после резкого обвала курса рубля и начала массовых увольнений. Примерно по такому же сценарию события будут развиваться и в случае прихода второй волны: компании приостановят интенсивное развитие, начнут минимизировать затраты. Серьезно пополнить государственные закрома за счет продажи госсобственности не удастся — не совсем удачный момент. Не поможет и повышение налогов — значительная часть среднего и малого бизнеса может уйти в тень или обанкротиться.
Сергей Осколков, директор торгово-промышленной фирмы «Бриз»: «Предприниматели — это люди с конкретным мышлением. И задача у них — увеличение прибыли. Если завысить ставки налогов, то они будут искать, как обойти эти ставки. И уверяю вас: найдут. Кто сможет — уйдет за рубеж, кто не сможет — в теневой бизнес. Во время кризиса повысили страховые взносы с 26 до 34%. Минфин планировал, что бюджет получит дополнительный триллион рублей. А по факту вышло наоборот: минус 740 млрд. Если раньше «в тени» работали 10%, то теперь все 50% предпринимателей используют «конвертные» схемы. И не только Пенсионный фонд недосчитался, но и бюджет недополучил подоходный налог. И то, что сейчас откатились по страховым взносам до 30% — это не выход. Однажды ушедший в тень бизнес на таких условиях вовсе не торопится вернуться. 15% — это единственная ставка, которая сегодня обелит российский бизнес. И она должна касаться трех налогов: на прибыль, подоходного и страховых взносов».
Александр Попов, ИП «Алекс»: «Стагнация наблюдается именно в тех областях экономики, которые лишены льгот, предприниматели уходят «в тень» и не платят официально налоги. Загнать в тень проще, чем затем искать механизмы мотивации к цивилизованному построению бизнеса. Безусловно, сейчас сформировался класс предпринимателей, которые хотят играть по правилам и будут платить взносы в полном объеме, ограничивая себя в развитии и не имея возможности инвестировать в свой бизнес. Получается, что одной рукой выстраиваем механизмы стимуляции развития малого предпринимательства, улучшаем инвестиционный климат, а другой загоняем себя в «теневое» прошлое конца 90-х. Малый бизнес может выбрать еще один сценарий, следуя примерам крупного бизнеса: вывоз капитала за границу, в инвестиционно благоприятные страны. В таких условиях станет ли малый бизнес источником роста экономики страны? Какой выбрать механизм: кнут или морковку?».
Михаил Робканов, почетный президент ОАО «ВМТП»: «Застой постепенно переходит в кризис. Госслужащие норовят помешать бизнесу, не делая попыток помочь. Бизнес развивается вопреки. Разве можно платить такие налоги, при этом еще и развиваться?».
Евгений Быков, генеральный директор «Транспорт Лидер»: «Проблема сегодня в том, что предприниматели не хотят связываться с так называемыми «длинными деньгами». Долгосрочных инвестиций, кроме «Газпрома», никто по сути не рассматривает. Нет доверия, уверенности в стабильности, в том что деньги «отобьются». Мы на собственном отрицательном опыте с РЖД уже обожглись. В следующий раз будем думать, вкладывать ли значительные средства под одни лишь договоренности. Государство не стимулирует розничных инвесторов, не говоря уже о создании комфортной среды для бизнеса».
В отсутствие сильных финансовых рычагов, использованных в период первой волны кризиса, власти могут применить меры административного воздействия, в том числе связанные с введением непосредственного контроля над деятельностью отдельных предприятий. Хотя, как считает сам бизнес, в этих условиях лучше понижать налоги. «Низкие налоги дадут стимул для производства. Пойдут инвестиции. Появится большое количество новых бизнесов, которые тоже начнут платить налоги. И уже в следующем году мы получим прибавку и в Пенсионном фонде, и в бюджете, — считает Осколков. — Здесь и еще об одном социальном эффекте можно упомянуть: если налоги на производство сократятся, то инфляция снизится. Налоги играют существенную роль при ценообразовании, в том числе и для товаров народного потребления».
Александр Ивашкин: «Что касается малого бизнеса, то для эффективной деятельности вновь создаваемого предприятия надо обнулить налоги. В том же Сингапуре «новичков» 5 лет не облагают никакими налогами. А у нас, только открылся — сразу плати. Да и много ли даст малый бизнес казне? Налицо факт: бизнес заморозил заработную плату работникам, либо платит ее по серым схемам. Ставку надо делать на крупных налогоплательщиков, которые, как правило, все завязаны на Москве. Туда и налоги уходят. Так, по рыбоводству потеряно на 300 млн руб., более 1 млрд руб. — по строительной отрасли, более 200 млн руб. — по воздушно-транспортной и порядка 400 млн руб. — по энергетике. Есть всего четыре фактора, способные стать катализатором экономического роста на Дальнем Востоке, и в Приморье — в частности: рост рабочей силы, рост производительности, рост капитальной базы, попросту говоря, собственных средств региона и бизнес-регулирование в самом регионе. При наличии этих факторов включатся другие составляющие — рост внешнего и внутреннего потребления. Хотя, что касается роста внешнего потребления, пока без нашей продукции (кроме, пожалуй, рыбы) соседние экономически развитые страны спокойно обходятся».
КОМЕНТАРИИ
Галина Курляндская, Центр фискальной политики: «Причина тяжелой ситуации с региональными бюджетами не только в сокращении доходов. У субъектов федерации резко выросли расходные обязательства в связи с необходимостью исполнения указов президента, прежде всего, о повышении зарплат бюджетникам. Эти указы — непосильное бремя, особенно для бюджетов субъектов РФ. Муниципалам в прошлом году повысили доходную базу примерно на 6%, а расходные обязательства несколько снизили за счет передачи на уровень субъектов здравоохранения, а со следующего года — дошкольного образования.
Сокращение региональных доходов, одним из основных составляющих которых является налог на прибыль, понятно: вся страна то ли в рецессии, то ли в стагнации. Еще одно обстоятельство: урезание федеральных трансфертов — это обещанная заранее политика Минфина. В 2013 г. по Приморью их сократилось на 20%. Сокращение трансфертов не затронет только дотации на выравнивание, они защищены Бюджетным кодексом. Курс на снижение общего объема финансовой помощи регионам отражен в госпрограмме, посвященной межбюджетным отношениям, и вряд ли будет меняться. Обсуждается только равномерность предоставления федеральных трансфертов в течение года и утверждение субсидий каждому региону законом о бюджете».
Валерий Миронов, Центр развития Высшей школы экономики: «Теперь уже ясно, что не удастся выйти на те темпы роста ВВП (2,4%), которые закладывались при верстке бюджетов на 2013 г. Если цены на нефть останутся на нынешнем высоком уровне, то тотального бюджетного кризиса не будет даже при усилении поддержки региональных бюджетов за счет федерального. Но накапливать резервных фондов не будем; все станем проедать. Мы попадаем в типичную для сырьевой экономики ситуацию, когда раздутые в период бума соцрасходы в кризис начинают давить тяжелым бременем, вызывают проблемы в социальной и политической сфере. Если еще и нефтяные цены упадут, нас ждет полноценный бюджетный кризис».