Даешь социалку
В РАМКАХ азиатского турне президент России Владимир Путин на прошлой неделе посетил Сеул, где провел переговоры с руководством Республики Корея по развитию политических, экономических, торговых, научных и культурных связей. Корейские СМИ подчеркнули, что Владимир Путин стал первым из лидеров четырех ведущих держав (Китай, Япония, Россия и США), посетившим Южную Корею с тех пор, как Пак Кын Хе (Park Geun-hye) стала президентом Южной Кореи.
Республика Корея готова вкладываться в социально-экономическое развитие Дальнего Востока вне нефтегазовой сферы
В ходе этой встречи глава российского государства заявил: «Республика Корея – один из наших приоритетных партнеров в регионе. Мы поддерживаем отношения по очень многим направлениям. Торговый оборот достиг 25 миллиардов долларов и в первом полугодии текущего года вырос еще на 3 процента». Был подписан ряд соглашений, реализация которых выгодна всем участникам переговорного процесса.
О том, как этот визит отразится на российско-корейских отношениях, о развитии экономических связей между Приморьем и провинциями Республики Корея, об инвестиционных вливаниях в нашу промышленность и сельское хозяйство журналист «В» побеседовал с заведующей кафедрой мировой экономики и международных отношений ВГУЭС доктором исторических наук Ларисой Гарусовой.
– Лариса Николаевна, как оцениваются итоги поездки президента России в Сеул?
– Российская сторона продемонстрировала заинтересованность в дальнейшем развитии политических и торгово-экономических отношений с Кореей. Причем, подчеркну, с обеими странами на Корейском полуострове, хотя переговоры велись только с южной стороной. Москва показала, что готова максимально сотрудничать в Азиатско-Тихоокеанском регионе не только с Китаем, с которым отношения по восходящей развиваются по всем возможным направлениям, но и с другими странами региона. Россия хочет диверсифицировать торговые и экономические связи в АТР.
Республика Корея, наверное, осталась последней страной, которая готова максимально вкладываться в социально-экономическое развитие Дальнего Востока вне нефтегазовой сферы. По разным причинам разочаровались и ушли с наших территорий американские и японские компании. Канули в небытие различные проекты, финансово поддерживавшиеся со стороны зарубежных партнеров, наподобие свободной экономической зоны в Находке или металлургического кластера в Приамурье. Не хотелось бы потерять еще и южнокорейские инвестиции.
– Какие, на ваш взгляд, новые проекты имеют шансы на реализацию? В чем трудность для их претворения в жизнь?
– На переговорах речь шла о нескольких проектах. В числе основных можно выделить строительство газопровода, высоковольтной линии электропередачи и железной дороги. Но все они должны быть проложены по территории Корейской Народно-Демократической Республики. Поэтому без поддержки и одобрения со стороны Пхеньяна просто не обойтись. По итогам встречи президенты двух государств сделали совместное заявление, в котором они пообещали продвигать упомянутые выше совместные экономические проекты в Северной Корее.
Президент России Владимир Путин заявил о готовности РФ построить газопровод в Южную Корею по дну моря или по суше через территорию КНДР. По оценке главы государства, первый вариант дорогой и сложный, второй был бы идеальным при решении политических проблем. «Возможно строительство трубопроводных систем и поставки так называемого трубного газа. Такой проект может быть реализован двумя способами: строительством трубопроводной системы либо по дну океана, либо по территории Корейской Народно-Демократической Республики с выходом в Южную Корею. Конечно, по земле это дешевле и надежнее, если вынести за скобки проблемы политического характера. Если бы это удалось сделать, то, наверное, это было бы идеальным вариантом», – подчеркнул российский лидер.
При этом он отметил: «Не наше дело вмешиваться в отношения между севером и югом Кореи, между Корейской Народно-Демократической Республикой и Республикой Корея. Если две Кореи смогут договориться, то этот вариант был бы достаточно быстро реализован», – заверил президент РФ.
Владимир Путин предупредил о сложностях подводного маршрута. «По дну океана тоже возможно. Но, по предварительным оценкам, могу сразу сказать, что это непростой проект. Там большие глубины, и есть еще одна составляющая, которую нужно иметь в виду: проект будет рентабельным только в том случае, если будет обеспечен определенный объем поставок и по таким принципам ценообразования, которые будут понятны и зафиксированы на длительную перспективу. В этом случае, конечно, мы должны будем подписывать так называемые долгосрочные контракты, имея в виду, что инвестиции в эту инфраструктуру должны гарантированно окупаться.
За инициативой организации поставок российского газа на Корейский полуостров стояла потребность наших южнокорейских друзей в этом энергоносителе, в энергоресурсе и в наших возможностях его поставлять. Но я могу вас заверить, что Россия – надежный поставщик и очень удобный, особенно для Кореи, имея в виду близость обеих стран. Еще одним вариантом станет доставка сжиженного природного газа из РФ. Российские компании будут осуществлять и проекты по сжижению природного газа как на севере страны, на полуострове Ямал, так и на Дальнем Востоке, в том числе в районе Владивостока», – подчеркнул президент РФ.
По сути, дело осталось только за северокорейской стороной. Молодой и амбициозный лидер Ким Чен Ын наверняка понимает все преимущества для своей страны от поставок энергоносителей из Приморья на юг Корейского полуострова. Часть газа и электроэнергии, конечно, останется для потребления на севере полуострова. К тому же стабильно будут поступать значительные финансовые средства в твердой валюте за транзит. Его отец Ким Чен Ир в свое время оценил предложение своих северных соседей. На переговорах в Улан-Удэ (Бурятия) он положительно отнесся к данным проектам, а одному из них – реконструкции железной дороги от Хасана до Раджина – даже дал зеленый свет.
Но нельзя забывать, что существует субъективный фактор. Это мнение разных политических групп в Пхеньяне. На Ким Чен Ына давят различные группировки – партийная верхушка, генералитет армии, руководство комитета госбезопасности. И не все они готовы для поддержки экономических проектов.
– Однако с реконструкцией железной дороги все-таки вопрос решился…
– Вы правы. Россия завершила строительство 54-километровой железнодорожной ветки в Северную Корею, соединяющей расположенный на юго-востоке России поселок Хасан с недавно перестроенным северокорейским портом Раджин.
– Лариса Николаевна, мы сейчас говорили про глобальные проекты между нашими странами, а что вы скажете о небольших, но конкретных инвестициях или проектах в Приморье?
– А вот в этом вопросе я буду гораздо осторожнее. Заинтересованность южнокорейских партнеров в сотрудничестве видна невооруженным глазом. Да, летают самолеты, курсирует паром между населенными пунктами Приморья и провинций Республики Корея. В Хорольском и Анучинском районах болееменее успешно трудятся агропромышленные предприятия. Наконец, в Большом Камне строится новая верфь с участием южнокорейского капитала. Более того, в нашем судостроении появятся передовые корейские технологии. Но если бы условия были лучше, то корейский бизнес уже давно бы расцвел на приморской земле. Пока этого не наблюдается. Мы говорим только о штучных проектах. Не хочу показаться пессимисткой, но рано или поздно партнеры спросят, где реальные продукты или деньги, вложенные в их производство. И вот после этого южнокорейский капитал навсегда уйдет из России.
Некоторую надежду вселяет создание инвестиционного фонда в Республике Корея для развития российского Дальнего Востока с общей суммой в 1 млрд долларов США. И будет очень жаль, если эти деньги уйдут в никуда.
КОММЕНТАРИЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ сотрудничества Южной Кореи с Россией и Приморьем в частности оценил и председатель некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин. Он отметил, что Южная Корея входит в список сильнейших мировых экономик (4-е место в Азии, 15-е по показателю ВВП в мире). Сотрудничество с одним из самых передовых государств сулит немалые выгоды российской стороне. Но и Южная Корея весьма заинтересована в сотрудничестве. Поэтому известный в регионе финансист весьма оптимистично высказывается по поводу возможных южнокорейских инвестиций в приморскую экономику.
– По итогам прошлого года Республика Корея заняла второе место (из 183 стран мира) во всемирном рейтинге условий роста составляемых Goldman Sachs по совокупности пяти групп важнейших с инвестиционной точки зрения показателей, а именно: параметра макроэкономической стабильности, инвестиционного климата, человеческих ресурсов, политических условий и доступности современных технологий. Что интересно, Южная Корея относится к тем немногим странам, где одинаково качественно проработаны вопросы ответственности по кредитам как юридических, так и физических лиц. В частности, в стране с населением в 49 миллионов человек достигнуто 100% включение населения в реестры кредитных бюро, что позволяет снизить практически до нуля риски кредитных организаций при кредитовании граждан, а это, в свою очередь, позволяет значительно расширять возможности внутреннего рынка сбыта и покупательские возможности жителей этой страны.
До 1988 года между Россией и Южной Кореей не существовало практически никаких отношений, сегодня РФ является значимым деловым партнером Республики Корея: в прошлом году внешнеторговый оборот между нашими странами составил 24,9 млрд долларов, в списке среди внешнеторговых партнеров Республики Корея Россия занимает 11-е место (12-е по экспорту и 9-е по импорту), а инвестиционный поток между РФ и РК уже в течение нескольких лет ежегодно составляет 1,5-2 млрд долларов США (главным образом из Кореи в РФ).
Южная Корея практически лишена собственных углеводородных месторождений и потому является одним из крупнейших импортеров газа и нефти в мире. Растущая экономика постоянно нуждается в энергоресурсах. По итогам 2013 года рост ВВП страны прогнозируется на уровне 2,6–2,8%, то есть на 0,6–0,8% превысит данные 2012 года.
Как крупный импортер Корея, конечно, заинтересована в диверсификации поставок. С помощью газопровода Южная Корея может снизить свои затраты на газ примерно на треть. Для нашей страны этот проект не менее важен. Газпром заинтересован в новом рынке сбыта, который позволит диверсифицировать поставки энергоресурсов и снизить зависимость российского экспорта от ситуации в Европе. Ведь к 2020 году на Китай, Японию и Южную Корею придется половина и более мирового потребления энергоресурсов. Кроме того, реализация этого проекта также позволит усилить политическое влияние России в данном регионе.
Автор: Николай КУТЕНКИХ