Александр Ивашкин: Новый шанс или очередная «маниловщина»?
23 июня во Владивостоке прошла коллегия по итогам работы Министерства по развитию Дальнего Востока за 2013-2014 годы, в которой приняли участие полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, все руководители регионов Дальнего Востока, представители федеральных ведомств. Было решено, что опыт Дальнего Востока по созданию территорий опережающего развития (ТОР) распространят на всю Россию. Из материалов коллегии следует также, что в ближайшие годы благодаря поддержке инвестиционных проектов и реализации целевой программы развития Дальнего Востока в экономику округа будет привлечено 2,3 трлн рублей. На текущий момент законопроект по определению льготного режима для предпринимателей на ТОРах в высокой степени готовности.
Мы решили спросить нашего постоянного эксперта, Председателя НП «Лига финансовых институтов» Ивашкина А.В. об этой экономической инициативе.
— Экономика, что бы там ни думали политики, очень строгая и точная наука, она ничего общего не имеет с фантазией. Наравне с такими «магическими» словами экономики как «свободная экономическая зона», «оффшор», «порто-франко», «свободный город», «технополис», «научный парк» в Приморье стали обсуждать создание сети ТОРов («территорий опережающего развития»).
Вообще преимущества любой «свободной экономической зоны» (СЭЗ) или территорий с благоприятным инвестклиматом доказывать никому не надо. В мире насчитывается около двух тысяч успешных примеров. Почти все эти СЭЗ служат инструментами социально-экономического преобразования регионов, как правило, в прошлом депрессивных. Например, в 1980 году в провинции Шэнчжэнь в Китае началось создание СЭЗ. За первые же 10 лет она стала иллюстрацией настоящего китайского чуда: Шэнчжэнь из небольшой рыбацкой деревушки превратился в мегаполис с населением более 10 миллионов человек, на территории которого заработали сотни тысяч успешных предприятий.
Очень в этом плане импонирует опыт Южной Кореи, которая успешно развивает СЭЗ с 2003 года и планирует в 2020-м сделать южнокорейские СЭЗ наиболее привлекательными свободными экономическими зонами в мире. В становлении любого СЭЗ, ожидании инвестора, как правило, все страны проходят одинаковый путь от идеи, ее зарождения, до воплощения в реальные инвестиции.
Для нашего региона все же главными приоритетами жизнеспоспособности ТОРов должны стать некоторые «специфические» моменты нашего настоящего. Разумеется, создавая самый-самый привлекательный пакет стимулов привлечения инвесторов — отсутствие налогов, упрощение бюрократических процедур, лучшее таможенное регулирование и т.д. на какой-то отдельной части территории Дальневосточного региона, организаторы должны понимать, что опыт «азиатских тигров» скопировать невозможно. Это не транзисторный приемник, вроде тех, на повторении которых поднималась в 50-х годах Япония.
За примерами далеко ходить незачем, они, как и истина, «где-то рядом». Еще памятна многим Находка, на территории которой в 90-х была предпринята попытка создания приморской «свободной экономической зоны». Где та СЭЗ? И где теперь благоденствуют ее создатели?
Более свежий пример — строительство игровой зоны в Приморье, так и не ставшей нашим «макао». И, от этого никуда не денешься, надо упомянуть злополучные гостиницы «Хаятты», «пожирающие» до сих пор краевой бюджет…
Эти проекты не дали никакого экономического развития Приморью, не преобразовали его в процветающий регион, не обогатили ни людей (за исключением некоторых, ставших фигурантами уголовных дел и благополучно скрывшихся), ни государство! Что характерно, и что сейчас важно для нас: к такому же результату могут прийти и ТОРы. Как говорят чукчи в анекдотах «однако, тенденция!»
Похвастаться будущими цифрами развития и притока населения в Приморье, конечно надо (какой же чиновник не живет прогнозами?), но все же главный результат всех этих инициатив — толчок для социально-экономического развития Приморского края. Все эти вышеперечисленные проекты (за исключением проекта строительства ДВФУ на острове Русском) не стали «точками роста» и инструментами для процветания региона. Так почему же наши соседи «азиатские тигры» могут, а мы не можем? И значит ли это, что сама идея территорий со специальными экономическими условиями в России надолго и надежно дискредитирована?
По моему мнению, для успешного осуществления подобных проектов в Приморье необходимы всего две вещи: честность и профессионализм исполнителей.
И прежде, чем создавать Территории Опережающего Развития (ТОР) в Дальневосточном регионе, необходимо в достаточной степени убрать криминогенную составляющую в регионе, а в законодательной базе о ТОРах предусмотреть дополнительные антикоррупционные меры. Если факты криминогенности приобретают чрезвычайные размеры, значит, и меры по их преодолению должны быть чрезвычайными, потому как в условиях коррупции функционирование ТОРов теряет всякий смысл. Создать ТОР конечно на бумагах и постановлениях можно, однако получить от них нужный социально-экономический эффект невозможно. ТОР коррумпированным территориям просто не по силам! Или «молот» ТОРа, или маховик коррупции, третьего не дано.