Эффект храповика.
Минэкономразвития прогнозирует, что к концу 2014 г. продовольствие подорожает почти на 15%, хотя ранее предрекали 7%-ный рост. В российских регионах власти пытаются контролировать ценовую политику. Но есть ли в этом здравый смысл и насколько эффективно искусственное сдерживание цен?
Чтобы сдержать рост цен на продукты питания, государство использует различные методы, в т.ч. госрегулирование наценок в магазинах. Власти Приморья также пытаются решать вопрос по сдерживанию цен. Так, создана специальная комиссия при администрации Приморья, которая регулярно совершает рейды по торговым точкам для того, чтобы не допустить необоснованного повышения цен на продукты питания. Как сообщили в краевом департаменте лицензирования и торговли, с 14 августа по 14 октября на «горячую линию» поступило 247 обращений от жителей региона с жалобами на необоснованное повышение цен. Спецкомиссия уже провела более 50 рейдов по магазинам края. По результатам выездов антимонопольное управление возбудило дело в отношении одного из производителей мяса птицы. Кроме того, приостановлена реализация мясной продукции в ряде торговых точек, наложены административные штрафы за нарушение прав потребителей на получение необходимой достоверной информации о товаре.
Любой ценой
Вместе с тем, продуктовый кризис Приморью не грозит, уверены производители, ритейлеры и эксперты. И, пожалуй, только в этом они единодушны. Прокормить себя мы сможем, вот только какой ценой?
Эксперты считают, что чрезмерное сдерживание цен «любой ценой» может привести к неприятным последствиям — к ускорению роста цен на дефицитные продукты или даже к их исключению из ассортимента. И примеры такие в истории есть.
«Сдерживание цен не раз происходило в истории человечества. В 301 г. римский император Диоклетиан установил в своем указе предельные цены на товары жизненной необходимости и предметы роскоши, а также максимальные размеры оплаты труда ремесленников и поденщиков. Этот максимальный тариф должен был сдержать рост цен во всем государстве, однако вскоре этот тариф был отменен из-за различия уровней развития провинций, роста спекуляции, а римская империя перешла как-то незаметно на бартер. Поэтому так называемые справедливые цены или их «выравнивание» приводят всегда к одному — товары начинают «прятаться» или исчезать», — обращается к истории Александр Ивашкин, председатель Некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов».
Чтобы до этого не доходить с той же «диоклетианской» риторикой и с теми же последствиями, лучше ничего не предпринимать — дабы не сделать еще хуже, продолжает эксперт. «Сейчас совершенно очевидно, что в прежнее состояние цены не вернутся. Тем более что в современной экономике тенденция в сторону снижения всегда слабая — действует так называемый «эффект храповика», экономический смысл которого состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят проще и легче, чем в сторону понижения, — сказал Ивашкин. — И даже если вдруг уйдут факторы, способствующие росту, цены, тем не менее, не снизятся, они останутся на прежнем уровне. Также будьте уверены, что к «тому моменту» увеличатся доходы и люди перестанут замечать свои когда-то возросшие расходы. К тому же со стороны экономики снижение цен невыгодно: низкие доходы производителей не дают им стимула для развития.
Поэтому прогноз таков: с течением времени цены станут еще выше, ведь курс доллара растет. Большинство потребительских товаров у нас иностранного производства, поэтому естественно, что они дорожают. Если дорожают импортные товары, мы частично переключаемся на отечественные. Вот только «свое» тоже станет дороже. Это закон экономики: повышение спроса способствует росту цен. К тому же мгновенно увеличить предложение невозможно. Чтобы больше произвести, нужно больше затратить. Также производитель должен быть уверенным в завтрашнем дне, т.е. знать, что его продукция найдет потребителя, даже если санкции будут когда-нибудь отменены и наступят «другие» времена».
О производителе замолвите слово
Наиболее высокий рост отмечен в ценах на свинину, молоко и молочную продукцию. При этом за два последних года цены производителей свинины выросли лишь на уровень инфляции. А в предыдущие годы она стабильно снижалась в цене. И в нынешней ситуации производители уверены, что никакое регулирование цен, внедрение плановой системы невозможно. Это приведет к дефициту товаров и прибыли у определенной прослойки — перекупщиков.
«Все это пустые разговоры о сдерживании и регулировании цен. Много нарегулировали с ГМС, электроэнергией и прочими тарифами? Мясо-молочное производство ежедневно борется, чтобы выжить и развиваться, — говорит Николай Бесшапкин, коммерческий директор ООО «Арсеньевский свинокомплекс». — Проблемы в сельском хозяйстве начались с момента уничтожения отрасли. И сегодня фермеры нуждаются в конкретной помощи: субсидиях, дотациях и просят не мешать. К слову, в бюджете США предусмотрено на сельхозпроизводителей до 30%, в России — 1%. О каком сдерживании может идти речь?
С запретом ввоза импортной свинины все ощутили дискомфорт, поскольку был временный дефицит на оптовом рынке. И в этот момент производитель получил возможность увеличить цены. Но опять же все плюсы уходят на выполнение нами жестких требований контролирующих органов. Необоснованных увеличений цен мы не делаем. Чтобы там ни придумали, с рыночных нерегулируемых цен перейти на регулируемые — невозможно. Торговые скидки — это плановая система, и внедрить ее также нет возможности».
Эксперты уверены, что производители сельхозпродукции имеют возможность поднять закупочные цены до уровня, обеспечивающего нормальный доход. Сегодня спрос на продукцию местного производителя превышает предложение. «Да, какое-то время назад отечественная, в частности, приморская продукция была по себестоимости неконкурентоспособна. И если в прошлом году в сентябре я не знал, как реализовать 1000 голов, то сегодня запись на месяц вперед. Оптовики берут живьем, и нам нет смысла отдавать «задаром», — уверен арсеньевский фермер.
Монополия начинает и выигрывает
Представитель одного из крупных сетевых магазинов Владивостока считает, что рост цен во многом обусловлен общей нестабильностью, недобросовестными поставщиками и заходом на рынок новых игроков.
«Повышение стоимости продуктов, не только попавших под санкции и запрещенных к ввозу из стран ЕС и США, объяснялись временными трудностями. Магазины последние месяцы активно искали и до сих пор ищут новых партнеров. Да, ситуация была нестабильна, наблюдался дефицит некоторых групп товаров, случаются проблемы из-за недобросовестных поставщиков. Но уже сейчас цены стабилизировались, и нет причин для их дальнейшего роста», — уверен управляющий розничной сетью Станислав Еремин.
«Крупные магазины не ощущают падения спроса. Розница действует исходя из покупательской способности той или иной группы населения. Конечно, наценка на дешевый товар, как правило, меньше. Продавцы понимают, что любая лишняя наценка будет снижать потребление, в том числе и этих дешевых товаров. С другой стороны, движение цен является естественным и нужным элементом рынка», — считает Ольга Прохоренко, маркетолог одного из супермаркетов Владивостока.
По мнению производителей, сетевая розница может снижать цены, у них есть для этого возможности. А вот владельцы мелких торговых точек, которые не смогли быстро перераспределить закупки и наладить новые контакты с поставщиками, постепенно сдают позиции. Николай Бесшапкин: «Монополизм торговых сетей — еще одна проблема продовольственного рынка. Сетевые магазины на сегодняшний день способны диктовать свои условия производителям и поставщикам. Крупные супермаркеты на некоторые группы товаров вполне безболезненно могут снижать цены, и в этом случае магазины так называемой шаговой доступности проигрывают. Мелкие торговые точки обречены. А ведь так быть не должно: оба игрока должны присутствовать на рынке».
Оптовики также винят розницу в необоснованном повышении цен и уверены, что сдерживание цен должно быть на уровне розницы. «Я могу сказать по своей отрасли — плодоовощной. Сезонное повышение, безусловно, есть всегда, и к этому все привычны. Но что творят «сетевики» с ценами! К примеру, мы оптом отпускаем картофель по 10 рублей, в супермаркетах, на рынках его выставляют по 40 рублей. Хорошая маржа получается? Перекос именно в розничной торговле», — возмущаетсяВалерий Престинский, директор ООО «Продовольственная компания «Восточный меридиан».
По мнению Престинского, нынешней осенью в Приморье идет рост цен на овощи и фрукты еще и из-за Сахалина. Там, в силу природных катаклизмов, удалось убрать лишь 30% урожая, и жители острова испытывают острый дефицит в свежей продукции. В Приморье же, наоборот, с урожаем все в порядке и, по словам руководителя «Восточного меридиана», «в крае уже высадился десант перекупщиков с Сахалина».
«Массовый закуп сахалинцами у нас плодоовощной продукции дал толчок к росту цен. При их активной деятельности и Приморье может испытывать дефицит, а значит, и цены возрастут», — прогнозирует Престинский.
«Не надо винить только нас, предпринимателей. Оптовики поднимают цены, а нам приходится покрывать расходы», — возмущается Владимир Стеклов, индивидуальный предприниматель.
Что скажет ФАС
По заявлению Федеральной антимонопольной службы, «подорожание произошло по объективным причинам, однако нами были установлены случаи, когда компании «придерживали» товары, создавая искусственный дефицит и ожидая их переоценки».Между тем еще в августе ФАС не поддержала план Минсельхоза по сдерживанию роста цен на продовольствие. По мнению антимонопольщиков, соглашения о сдерживании цен, навязываемые торговым сетям и их поставщикам, неэффективны. Впоследствии цены вырастут еще больше.
При этом в целом ФАС поддерживает предложение Минсельхоза о заморозке цен. Ведомство не устраивают некие технические детали соглашения, но какие именно — не уточняется. Известно, что Минсельхоз разработал проект постановления правительства, который позволит регионам договариваться с производителями сельхозпродукции и торговыми сетями о недопущении роста цен. Речь идет об ограничении наценки розничных сетей и поставщиков.
Необоснованные скачки цен на продукты не остаются безнаказанными. ФАС уже возбудила три дела из-за роста стоимости куриного мяса — в Крыму, Ставрополье и Приморье.
КОММЕНТАРИЙ
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»: «Возможные инструменты сдерживания ускоряющейся инфляции сводятся в основном к различным административным регулирующим решениям. Наиболее приемлемые из них, на мой взгляд, снижение импортных пошлин на ряд потребительских товаров и на определенные виды продсырья, предложение которых ограничено на внутреннем российском рынке и цены на которые демонстрируют высокие темпы роста. Эти меры уже реализуются. Снижение ввозных пошлин может способствовать снижению темпов роста стоимости продукции на внутреннем рынке.
Еще один возможный инструмент — различные программы целевой адресной поддержки малообеспеченных слоев населения. На мой взгляд, как тактическое решение, как краткосрочные меры такие программы могут привести к положительным результатам. Но, естественно, к качественному изменению ситуации это не приведет.
Менее эффективные, на мой взгляд, решения могут принять форму прямого административного ограничения цен. Возможность использовать подобные механизмы в случае роста цен на отдельные виды товаров на 30% и более в течение 30 дней предусмотрена действующим ФЗ «О торговле». Но, скорее всего, необходимости в этом не возникнет».
ОПРОС
Евгений Зверев, начальник отдела продаж компании «Мясной двор»: «Учитывая, что производителям мясопродуктов приходится работать с импортным сырьем, подорожание неизбежно в нынешних условиях. Оно обусловлено несколькими факторами: рост курса доллара по отношению к рублю, рост цен на топливо, дороговизна логистики, да и увеличение цены на мясо на мировом рынке вообще. Цены растут, а потребительская способность населения падает. Полагаю, в ближайшее время многие приморцы перейдут на потребление курицы — более дешевого продукта, чем свинина или говядина. Хотя и птица тоже дорожает. Но в любом случае совсем не перестанут покупать мясо».
Представитель сети супермаркетов «Парус»: «Минувшее лето и особенно текущая осень ознаменовались тем, что продукты дорожают беспредельно, а покупательская способность падает. И хотя расходы личных, семейных бюджетов на питание возросли в последние месяцы, но в натуральных единицах приморцы стали меньше покупать продуктов по сравнению с весной-началом лета. Особенно сильно дорожают мясо и мясные продукты, птица, молочная продукция, рыба и морепродукты, заметен рост цен и на фрукты, овощи и прочее».
Владимир Стенин, супервайзер одной из торговых компаний: «Сыры, на которых мы специализируемся, растут в цене ощутимо. Сказывается снижение курса рубля на валютном рынке. Даже сыр из Беларуси, самый дешевый (дешевле алтайского) дорожает. Но мы на данный момент не видим снижения спроса на сыр. Спрос не растет, но и не падает по сравнению с весной. Сыр — не та группа товара, от которой откажутся покупатели. Одно дело не купить банку краски, другое — кусок сыра. Как бы ни росли цены, приморское население в массе своей вряд ли станет сидеть на лапше и картошке. Сыр уж точно будут покупать».
Андрей Жиглов, владелец ИП, специализирующего на оптовых поставках молочной продукции: «Молоко и производимые из него продукты прибавляют в цене — ее изначально «задирают» производители в Приморье. У нас же объемы торговли уменьшились раза в два по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И тут играют роль не только факторы роста цены валют как таковых. Растут цены на топливо. Например, чтобы мне привезти свой ассортимент в Славянку (Хасанский район), приходится затратить 3 тыс. рублей только на «саляру». Кроме того, приморский рынок перенасыщен молочной продукцией, конкуренция сейчас огромна. Малому молочному бизнесу трудно. Хотя и покупателю от этого не легче: цены растут, а зарплаты и пенсии остаются на прежнем уровне. Люди вынуждены отказывать себе в частой покупке многих привычных в рационе наименований».
Евгений Васильев, торговый представитель алкогольной компании: «Алкоголь дорожает стремительно. Первым делом тут играет роль увеличение стоимости акцизов — это политика государства, борьба с популярностью алкоголя. И дорожает больше всего водка. Она русская, а зависит от доллара, который растет. Наши московские поставщики алкогольных напитков объясняют каждый новый рост отпускных цен именно ростом курса валют. Но, полагаю, тут добавляется и тот фактор, что они там, в Москве, кредитуются у западных банков».
КСТАТИ
Дорожают не только продукты. Весьма заметный рост цен демонстрирует и сфера авиаперевозок.
«Выездной отдых в ближайшее время подорожает для приморцев. С одной стороны, это ежегодный сезонный рост цен. С другой стороны, нынешняя экономическая ситуация вносит свои коррективы. Хотя сами по себе авиатарифы не растут, как мы отмечаем, но стоимость услуги в целом повышается», — высказалась в беседе с корр. «К» Рина Крылова, менеджер компании «Приморский клуб путешествий». Как полагают приморские представители турбизнеса, способствуют этому воздушные суда, взятые в лизинг у европейских партнеров, рост цен на топливо, повышение аэропортовых сборов.
Мнение эксперта