Просроченные долги россиян подешевели в два раза.

В результате ухудшения качества кредитных портфелей и резкого роста предложения со стороны банков коллекторы уже не готовы покупать долги населения по прежним ценам.

ae6b295b25e395feee6e1ea3ff5244c3

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Стоимость просроченных долгов россиян, проданных банками коллекторам, снизилась почти в два раза. В 2014 году сделки закрывались в среднем по цене 1,6% от объема покупаемого портфеля — подобный уровень фиксируется и сейчас, тогда как еще в 2013-м стоимость составляла 2,7%. То есть если раньше права требования по долгам на сумму 100 млн рублей продавались за 2,7 млн рублей, то сейчас их можно купить примерно за 1,6 млн рублей. Такие данные приводят коллекторские агентства, опрошенные «Известиями».

Как отмечают коллекторы, удешевление просроченных долгов россиян обусловлено снижением качества кредитных портфелей — на фоне кризисных явлений россияне стали хуже исполнять свои кредитные обязательства. Как указал аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, причиной этого является несоответствие между номинальными зарплатами россиян и ослаблением рубля вкупе с ростом процентных ставок. Номинальная зарплата в январе 2015 года увеличилась по сравнению аналогичным периодом 2014-го всего на 5,8%. В то же время курс доллара к рублю вырос почти в два раза, что отразилось на стоимости импортных товаров, а ключевая ставка Центробанка, от размера которой зависит стоимость кредитов, почти утроилась — с 5,5% до 15%.

Одновременно, как говорит президент коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева, увеличился срок просроченной задолженности в продаваемых портфелях — до 800 дней, против 650–700 дней годом ранее. Увеличение этого показателя, по ее словам, связано с тем, что банки стали более активно сотрудничать с коллекторами по агентской схеме, когда коллектор привлекается в качества взыскателя, но долг остается на балансе кредитной организации, а уже потом в случае неудачи продается целиком коллекторам.

По итогам 2014 года объем долгов, переданных коллекторам на аутсорсинг, вырос почти на треть (29%), говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

— Если за 2012 год банки реализовали кредитные портфели (в первую очередь плохие долги) на сумму 1 трлн рублей, то за 2013-м — на сумму 1,4 трлн рублей, а за 2014 год — 1,8 трлн рублей, — приводит данные эксперт. — Несмотря на активную распродажу плохих долгов, рост розничной просрочки ускоряется на фоне замедления роста розничного кредитного портфеля: за 2014 год розничная просрочка выросла на 51,6%, тогда как за 2013 год — на 40,7%, а за 2012 год — всего на 7,5%.

Нередко банки, прежде чем продать портфель, размещают его по агентской схеме по три и более раз, в связи с чем срок его жизни на балансе банка увеличивается. После подобной интенсивной проработки вероятность взыскания по переуступаемым портфелям существенно снижается, что в итоге влияет и на цену портфеля.

— Предполагаем, что в 2015 году существенного улучшения качества выставляемых на продажу портфелей не произойдет, — указала Докучаева. — В связи с этим цена останется на уровне 2014 года, а возможно, претерпит и дальнейшее снижение.

По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), в прошлом году банки выставили на продажу 292,4 млрд рублей плохих долгов, что на 46% больше, чем в 2013-м. В сложившейся ситуации был отмечен заметный рост в 2014 объема просроченных долгов, выставленных на продажу, но не купленных. Доля таких незакрытых сделок в 2014-м составила 30%, в 2013-м этот показатель, по разным оценкам, составлял 5–10%. Не все банки готовы продавать просроченные долги по сниженной цене, отметил гендиректор Первого коллекторского бюро Павел Михмель.

— Эти завышенные ожидания просто не соответствуют качеству портфелей. И договориться о цене с такими банками крайне сложно, — сказал Михмель.

Учитывая подобную новую для рынка тенденцию, коллекторы стали предлагать банкам ряд альтернативных форм закрытия сделок. Первая — это разделение доходов, когда портфель продается по минимальной цене, а доходы по этому портфелю делятся между банком и коллектором. Вторая форма — рассрочка платежа. Третья — покупка с возвратом разницы, то есть банк продает портфель по максимальной цене и, в случае если качество окажется ниже ожидания коллектора, компенсирует разницу между запланированными и фактическими сборами.

Зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин указал, что завышенные ожидания банков связаны с нежеланием менеджмента адаптироваться к новым реалиям.

— Но это временное явление: адаптируются, — считает банкир. — Плохих долгов очень много, и закономерно, что дисконт увеличивается. В 2015 году следует ожидать роста рынка цессии (уступки права требования. — «Известия») по объему проданных портфелей на 20–30%. Но в деньгах, скорее всего, упадет: банки получат меньше денег от коллекторов из-за снижения стоимости долгов.

Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова отметила, что сложившаяся ситуация стала следствием ообострившейся проблемы так называемых токсичных активов.

— Из-за стремительной девальвации рубля в 2014 году и снижения платежеспособности населения заметно вырос процент просрочек и неплатежей. Банки работают с этим самостоятельно, однако токсичные активы накапливаются на банковских балансах, заметно их ухудшая, что может в конечном итоге отразиться на собственной устойчивости банка. Создание банка «плохих долгов» для выкупа проблемных активов кредитных организаций позволит изменить ситуацию в лучшую сторону. Но пока банки будут стараться продать плохие долги подороже, чтобы хоть чем-то закрыть прорехи в показателях, — отметила Бодрова.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-25 23:37
  • MSK: 2024-11-26 01:37
  • +10: 2024-11-26 08:37
  • IST: 2024-11-26 00:37
  • +08: 2024-11-26 06:37
  • EST: 2024-11-25 17:37