Дерек Норберг: «Остановить санкции не так сложно, как кажется».

Американский эксперт о сотрудничестве США и Дальнего Востока России сегодня, предстоящем 20 форуме РАТОП и разнообразии в отношениях

20 августа 2015, 18:39, Дейта. Уже прошло больше года с момента, когда в отношении России были введены санкционные меры со стороны стран западного блока. 24 июня 2015 года Владимир Путин подписал указ о продлении антисанкционного продовольственного эмбарго до 5 августа 2016 года включительно. И хотя многие осознают, что затяжное противостояние не приводит к решению международного конфликта, а только лишь порождает все больше проблем, первый шаг навстречу друг другу никто первый делать не хочет. О том, какова на данный момент ситуация в отношениях между США и Россией, как санкции влияют на торговлю с Дальним Востоком, почему американские компании не боятся Китая как конкурента читайте в эксклюзивном интервью ИА «Дейта» с президентом Совета по отношениям США-Россия, исполнительным директор ом секретариата РАТОП США Дереком Норбергом.

Российско-американское тихоокеанское партнерство (РАТОП) – это двусторонний форум между частным и государственным секторами по установлению и преодолению препятствий на пути делового и коммерческого сотрудничества между Востоком России и Соединенными Штатами. 20-ое ежегодное заседание РАТОП в Южно-Сахалинске, Россия, состоится в 7-8 октября 2015 года.

— Дерек, прошел год, а санкционное противостояние между Россией и США продолжается. Анализируя прошедший год и сложившуюся в настоящем ситуацию, какие выводы можно сделать о состоянии двусторонних отношений? Какой ущерб принесли санкции или может, наоборот, от них выиграла одна из сторон?

Дерек Норберг: Сложившая ситуация в российско-американских отношениях действительно не радует. Но хуже всего то, что и в двустороннем плане, и в более глобальном понимании, обе наши страны много потеряют из-за отсутствия полноценного сотрудничества между США и Россией по более серъезным направлениям. На мой взгляд, причина кроется в том, что обе наши страны, США и Российская Федерация, заняли слишком принципиальные и недостаточно прагматичные позиции в отношении Украины.

США слишком яростно отстаивают территориальную целостность Украины, а Россия взялась за защиту права украинских граждан на самоопределение. Проблема не в позициях обеих стран. Обе позиции понятны.  Проблема в том, что ни США, и ни Россия либо не предвидели конфликта и затем не смогли его избежать, либо сознательно шли на него. Но спустя год все поняли, что кризис закончится плохо для всех.  Плохо для Украины в первую очередь. С самого начала, экономистам было ясно, что у Запада не было ни средств, ни достаточного интереса профинансировать перестройку Украины. В этой связи, со стороны Украины было наивно ожидать, что они могли бы стать полноценной частью Европейского экономического блока.

Теперь, из-за войны на Востоке Украины, экономическое состояние страны ещё хуже, и по всем международным рейтингам, дефолт Украины неизбежен и скоро случится.  В последствие дефолта, международный банк (IMF) и другие кредиторы, объявят жесткие экономические реформы, которые не понравятся многим украинцам.  Возможно, что от правительства в Киеве они тоже откажутся.

— Какой Вы видите выход из этой ситуации?

Дерек Норберг: До сих пор Россия и США смотрят на украинский кризис под совершенно разным углом — Россия отстаивает права украинских граждан российского происхождения, а США по-прежнему выступают за территориальную целость и сохранение границы Украины, вместе с Крымом. Чтобы решить проблему, сторонам требуется понять позицию и опасения друг друга, а также учитывать первопричины данного конфликта, включая расширение НАТО и распространение систем ПРО США в Европе.

Санкции можно судить по-разному, но в первую очередь они являются экстренной мерой влияния на политику третьей страны – в данном случае Российской Федерации в отношении Украины. Безусловно, есть более щадящие способы международного влияния, и, на мой взгляд, США ошибается, вводя санкции, и неадекватно применяет дипломатию. Санкционным давлением США добились результата лишь от тех стран, которые напрямую зависели от взаимодействия с их экономикой. По факту, экономические санкции замедляют коммерцию и тормозят развитие экономических отношений и поэтому никакой реальной выгоды от введения санкций против России.

Санкции из-за кризиса на Украине разные и они вводились поэтапно. Санкции по Крыму шли первыми и они, по сути, не были настолько существенными и эффективными, так как они запретили коммерцию с Крымом, которой фактически было совершено мало.  Санкции по Донбассу ввелись сначала против физических лиц (называемых «окружением Путина») и они также оказались не эффективными. Более существенные санкции были  в отношении финансовых, нефтегазовых  и военнопромышленных компаний.

Данные санкции имели цель не только поменять политику Российской Федерации в отношении Украины, но также и навредить экономике страны. Однако эффективными они стали только лишь во втором случае. Но падение экономики РФ отражается на Европе, а через глобальные рынки на экономическое состояние всех стран.

Те страны, которые ввели санкции против России, также испытывают ограниченный доступ к российскому рынку из-за ответных контрсанкционных мер России, которые будут иметь свое действие еще десятки лет после снятия самих санкций.

Таким образом, цена данного конфликта для России и также для всех стран, которые имеют отношение к санкциям, крайне велика, хотя далеко не все стороны понимают насколько и, к сожалению, поймут только по прошествии времени. Были бы более прагматичные подходы, менее принципиальные, стороны поняли бы, что выгоды от продолжения данного противостояния уже нет. Украина должна уже понять, что путь к достойной экономической интеграции в Европу невозможен и им лучше брать ориентир на смешенную модель экономического развития, исходя из своего географического положения, а именно находясь между Востоком (Россией) и западом (Европой) развиваться при возможном участии обеих сторон.

— Как вы считаете, на самом деле санкции коснулись рыночных отношений или это по большей части элемент политической борьбы, который сказался больше на отношении наций друг к другу в целом?

Дерек Норберг: Санкции, безусловно, коснулись рыночных отношений. В большей степени сыграли роль контрсанкционные меры Российской Федерации, а именно запрет РФ на импорт продуктов питания из стран, вводящих санкции в отношении РФ. Санкции по секторам ввелись на конкретные компании и лично я против такого хода.  Такие меры перекрывают доступ к рынку многим хорошим партнерам российских компаний, которые не имели и не имеют никакого отношения к политике своих стран в отношении внешней или санкционной политики. Таких компаний в США незначительное количество, а объем экспорта продуктов питания США в Россию по сравнению с мировым экспортом не велик и поэтому особого влияния на правительство США контрмеры РФ не имеют. Возможно данный запрет к доступу на рынок России будет иметь положительный эффект как стимул для развития отечественных производителей в России, но в плане привлечения иностранных инвестиций и экономического сотрудничества, лучше способствовать международному коммерческому сотрудничеству и не закрывать доступ к российскому рынку.

— Тогда как, по-вашему, Россия должна была поступить в ответ на санкционные меры со стороны США?

Дерек Норберг: В первую очередь, мы должны понимать, что санкции вводили не только США, а целая часть влиятельного международного сообщества, включая страны Евросоюза, с которыми у России большой объем торговли. Я против санкций, поскольку они, неся за собой серьезные экономические последствия, были введены прежде, чем были рассмотрены какие-либо пути дипломатического решения конфликта. Санкции навредили в первую очередь гражданам РФ, но они ведь не виноваты в сложившейся ситуации на Украине.

Однако, я считаю, что, каким бы сложным для России ни было это решение, она не должна была отвечать тем же. Россия могла бы быть выше этого. Тем более, что ее ответные меры не только навредили своим же отечественным компаниям и потребителю, но и зарубежным партнерам, которым пришлось искать новые пути сбыта своей продукции.

Явный выход из всего этого, выполнение Минских договоренностей и прекращение боевых действий на Донбассе. Намерения всех сторон должны быть четкими и каждый должен осознавать, что из этой ситуации никто не выйдет победителем. Все стороны итак уже проиграли и много потеряли, и невиновных нет. Если мы согласны с тем, что мир в Донбассе и снятие западных санкций, и соответственно ответных российских мер, является первоочередной задачей, мы должны прилагать более серьезные усилия со всех сторон для достижения этих целей. Это не настолько сложно, как некоторые могут предположить.

— Как вы можете охарактеризовать уровень отношений между Российским Дальним Востоком и западным побережьем США? Какие области деятельности по-прежнему остаются актуальными и продолжают развиваться, в обход санкциям.

Дерек Норберг: При подготовке к форуму Российско-американское тихоокеанское партнерство (РАТОП) я по мере возможности слежу за данным вопросом. Уровень торговых отношений с  западным побережьем США в большинстве регионов Дальнего Востока был низким даже до введения санкций.  Но в одном случае, я знаю, что одна компания на Дальнем Востоке, которая снабжалась оборудованием и материалами из США, начала пересматривать схему снабжения, так как сочла, что риск ухудшения отношений слишком велик. Они начали развивать альтернативные источники снабжения.

Но я был недавно на Сахалине и, хотя санкции, безусловно, повлияли на крупные нефтегазовые проекты (особенно в развитии Арктики), сами проекты на Сахалине продолжаются, и большинство компаний-подрядчиков по проектам работают полным ходом. Спрашивая у одной из компаний об их работе, я ожидал услышать, что деятельность сократилась, а они наоборот ответили, что они получают рекордные заказы.

Но также я слышал, что при выполнении заказов со стороны определенных производителей из США бывают проблемы из-за неправильной интерпретации санкций: иногда производители могут отказаться от заказа для России и не потому что сегодняшние санкции его запрещают, а потому что производителю не понятно, какие дополнительные запреты могут быть завтра введены. У большинства американских компаний нет времени изучать закон или развитие политических событий.  Если условия ведения отношений с Россией им непонятны, для некоторых проще отказаться от заказа, чем рискнуть, произвести и затем, в случае запрета на экспорт, остаться с товарами. Таких случаев мало, и чаще всего это специальные заказы.

По регионам, не секрет, что Сахалин по-прежнему лидирует в отношении сотрудничества с США. Но в последние годы еще Камчатский край и Республика Саха (Якутия) продолжаются активно участвовать в работе форума. Чукотка имеет особые торговые отношения с США и регулярно импортирует крупные партии товаров, хотя я предполагаю, что из-за запрета РФ на ввоз продуктов питания в прошлом году объемы сократились.

На самом деле, санкции по большей части не влияют на деятельность и поэтому многие компании продолжают сотрудничать на Дальнем Востоке без негативных настроений. Многие из более крупных компаний, таких как GE (Дженерал Электрик) примут участие в 20-м заседании РАТОП и более подробно расскажут о своей деятельности.

— Какие вопросы планируются к обсуждению на 20 заседании РАТОП? В этот раз мероприятие проходит на российской территории, в Южно-Сахалинске. По-вашему, это как-то скажется на количестве участников?

Дерек Норберг: В настоящее время, безусловно, хватает вопросов для обсуждения. Но так как форум межрегионального характера, проблема санкций будет обсуждена, но не станет основной на повестке. На РАТОП нам важнее сохранить хорошие, даже дружественные отношения между нашими регионами, штатами и компаниями, которые мы создали за 20 лет. Мы уверены, что сложившее противостояние закончится, и что политики обеих стран скоро снова поймут, что у России с США гораздо больше общих интересов, чем поводов для споров. С учетом общих интересов и географии, в 20-м заседании РАТОП я предлагаю обсудить Дальний Восток и Арктику как особые регионы для двустороннего сотрудничества. Это возможно не основной вопрос на сегодняшний день, но как только отношения улучшатся, а они улучшатся, нашим странам будут нужны площадки для совместной работы и укрепления доверия. Я надеюсь, что Дальний Восток снова послужит регионом для восстановления наших отношений.

— Учитывая заметное усиление отношений российского Дальнего Востока с Китаем, не чувствует ли США партнерской конкуренции? Не стали ли российские компании предпочитать сотрудничество с китайскими, а не американскими партнерами.

Дерек Норберг: Такое опасение у некоторых мозговых центров (Think Tanks) имеется. Я не специалист по Китаю и поэтому мне сложно судить. Но хотя усиление отношений России с Китаем в последнее время все более явно, я пока не считаю, что это может нанести ущерб российско-американскому сотрудничеству. Проектов на Дальнем Востоке много, и большая конкуренция совсем не навредит. Но также наверняка будут проекты, которые лучше вести с США, нежели с Китаем.  Я также вижу смысл в смешанных партнерских отношений и совместных работ.  Возможно, выход России на Китай способен привлечь больше американских компаний на Дальний Восток, так как у многих компаний США имеются филиалы и компании в Китае. Например, на 20-ое заседание РАТОП представитель американской инженерной корпорации «Блэк энд Витч» приезжает на Сахалин для представления одного из их проектов по сжиженному газу, который мог бы иметь интерес для многих регионов Дальнего Востока.

— У многих экспертов существует мнение, что если Москва и Пекин будут придерживаться такой же политики в отношениях, Дальний Восток может попасть под серьезное влияние Китая. Какое мнение на этот счет у американцев?

Дерек Норберг: Я, возможно, частично ответил на этот вопрос выше. Но Дальний Восток, безусловно, должен быть осторожнее, избирая курс развития экономических отношений. Я всегда был сторонник разнообразия, то есть многочисленных экономических партнеров. При большом разнообразии экономических партнеров ни одна страна не может иметь слишком много влияния. Это особенно важно в отношении Китая, исходя из его финансовых возможностей, географических, геополитических и демографических интересов. В этой связи, я всегда аргументированно поддерживал укрепление экономических отношений между Россией и США. И не исходя из выгоды для США, а как стратегически важного и выгодного для России союза для создания баланса партнеров в международных экономических отношениях на Дальнем Востоке России.  Но это мое мнение.  До большинства американских политиков понимание важности Дальнего Востока не дошло. РАТОП за свои 20 лет сумел привести десятки представителей федеральных министерств США на Дальний Восток, но еще нужно время, чтобы влиятельные фигуры американского сообщества осознали возможности и перспективы Дальнего Востока.

— Делегации из США прибывают в Россию, американские компании продолжают вести свой бизнес на территории Дальнего Востока, в частности, это касается продовольствия. Как вы считаете, американскому бизнесмену будет лучше, если санкции отменят или же он научился вести дела, несмотря на санкции?

Дерек Норберг: Всем станет лучше, когда отменят санкции. Дело даже не в том, чему препятствуют санкции, а в негативных условиях и общем фоне для бизнеса. Негативное настроение создается из многих комплектующих факторов. Но даже компании, которые научились вести свои дела, несмотря на санкции, будут чувствовать себя гораздо комфортнее, если санкции отменят. Ведение бизнеса в непривычных условиях — это неудобно и во многих случаях более затратно. Обе наши страны должны создавать максимальные удобные условия для расширения бизнеса и сотрудничества. Наши страны также должны стараться меньше следовать собственным интересам, а больше ориентироваться на международное право и состояние всего мира. Есть масса проблем в мире и ,в том числе, достаточно общих угроз для России и США.  То, как обе наши страны вели себя в двусторонних отношениях последние полтора года, не лучший пример международной дипломатии. Мы должны стремиться к тому, чтобы снова стать партнерами и сотрудничать в интересах мирового сообщества.

ЭПИ «Дейта»

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-03-29 14:48
  • MSK: 2024-03-29 16:48
  • +10: 2024-03-29 23:48
  • IDT: 2024-03-29 16:48
  • +08: 2024-03-29 21:48
  • EDT: 2024-03-29 09:48