Коллекторы зарабатывают на россиянах вдвое меньше, чем до кризиса.
В прошлом году коллекторским агентствам удавалось взыскать 10% от полученной в работу задолженности, в этом — 5%
Фото: Владимир Суворов / ИЗВЕСТИЯ
В первой половине 2014 года коллекторским агентствам удавалось взыскать с заемщиков-должников 10% от суммы долга, в первой половине 2015 года — уже 5,4%. Таким образом, результативность взыскания коллекторами необеспеченных долгов населения сократилась почти в два раза. Об этом «Известиям» сообщили в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), в которую входит 30 компаний, занимающих 90% рынка взыскания просроченной задолженности. С 2011 года стоимость портфелей, продаваемых банками взыскателям, упала в 10 раз.
По данным НАПКА, до кризиса из портфеля объемом 1 млн рублей коллекторы взыскивали 100 тыс. рублей за три месяца. Сейчас взыскатели при работе с аналогичным портфелем могут рассчитывать на возврат лишь 54 тыс. за тот же период времени. Цены на портфели продаваемых банками коллекторам долгов также снижаются: в 2011 году показатель был равен 5,2% от объема продаваемого портфеля, в 2012-м — 5%, в 2013-м — 4%, в 2014-м уже наблюдалось существенное падение показателя — до 2,7%, в 2015 году банки продают свои безнадежные долги за 0,5–1,5% от номинала.
— Снижение эффективности взыскания розничных долгов пока нельзя назвать катастрофичным для коллекторского рынка, — констатирует первый вице-президент НАПКА Александр Морозов. — Однако и для банков, и для потребителей снижение собираемости долгов — тревожный знак. Дешевых кредитов и высоких ставок по вкладам не будет еще долго, а, может быть, уже никогда. Должники иногда испытывают некое злорадство при мысли о том, что у коллекторов возникли трудности, не понимая, что своим поведением вредят добросовестным заемщикам и вкладчикам: платить за неплательщиков, по сути, придется им.
По словам Морозова, коллекторские агентства по-разному оценивают долю недобросовестных заемщиков, которые используют различные уловки и сознательно уклоняются от уплаты долга.
— Чаще всего это 15–20% от общего числа должников, с которыми работает агентство. Кроме того, есть заемщики, попавшие в тяжелые обстоятельства скорее по причине кризиса, их около 40–50%. Они более активны в попытках решить свои финансовые проблемы, чаще готовы искать дополнительный заработок и, хоть и с опозданием, вернуться в график платежей. И есть те, кто загнал себя в так называемое кредитное рабство своими руками, совершая траты не по уровню доходов, — их около 30–40%, и, как правило, это наименее обеспеченные и социально незащищенные граждане. Они обычно более инертны и чаще склонны к отказу от контакта с кредитором, просто прячутся от проблемы. Этакая социальная инфантильность. Провести здесь границу между финансовым легкомыслием, неграмотностью и прямым мошенничеством трудно.
Психологи, опрошенные «Известиями», говорят, что в кризисные времена в первую очередь страдает психическое здоровье людей, и в своих финансовых трудностях граждане начинают винить всех, кроме себя. Тогда коллапс провоцирует их на безответственное отношение к выплате долгов — знакомым, предприятиям ЖКХ, банкам. В такой ситуации многие руководствуются логикой «мне всё равно нечем отдавать» и не пытаются ни договориться об отсрочке долга, ни найти новый источник дохода.
Президент коллекторской компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева подтверждает, что в последнее время креативные должники стали притворяться «мертвыми душами», пытаясь избежать разговора и выплаты долга по кредиту.
— С 1 июля 2014 года по 1 июля 2015 года курс доллара вырос на 65%, евро — на 35%; инфляция по итогам июня в годовом выражении составляла 15,3% при падении реально располагаемых доходов населения на 3,5%, — сказала Докучаева. — Долги со сроком просрочки 360 дней составляют 93% всех просроченных кредитов населения, объем которых уже приблизился к 1 трлн рублей. На необеспеченные кредиты приходится 89% долгов в продаваемых коллекторам портфелях. На практике показатель эффективности зависит от многих факторов: срок просрочки, наличие обеспечения, сумма долга, наличие у должника других кредитов и т.п. Если человек идет на контакт, коллекторы стараются предложить должникам несколько вариантов решения проблемы — к примеру, обратиться в банк с просьбой о прощении части пени и штрафов по кредиту, реструктуризации долга, разработке индивидуального графика платежей, в противном случае необходимо переходить к судебной стадии взыскания.
Глава движения ОНФ «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов указал, что, «хотя коллекторы и сетуют на трудности, число агентств особенно не снижается». По его словам, в текущей ситуации заемщики гораздо уязвимее, чем взыскатели.
— В плане законодательства нас волнует даже не регулирование до сих пор не имеющего своего закона рынка взыскания, а защита прав потребителей, — сказал Климов. — Человек должен быть уверен, что какой бы долг у него ни был, никто не сможет доставить ему неприятностей, которые усугубят его финансовое положение. Например, не сообщат на работу о его долге и не «помогут» его увольнению, что грозит потерей дохода.
Впрочем, по оценкам защитников прав потребителей, коллекторские агентства становятся лояльнее к должникам (izvestia.ru/news/591647). Для тех, кто еще применяет на практике методы «утюга и паяльника» (занимают 10% рынка взыскания просрочки), скоро закрутят гайки. Разработаны уже два законопроекта о коллекторской деятельности — от сенаторов (izvestia.ru/news/588329) и от правительства (izvestia.ru/news/589439). Ожидается, что коллекторам запретят сообщать кому-то, кроме должника, информацию о задолженности и о взыскании, нельзя будет делать эту информацию публичной, размещая ее, например, в интернете или в доме должника. Взыскатель не сможет выбивать долги из несовершеннолетних, недееспособных, психически нездоровых, будет не вправе обращаться к должнику в ночные часы (с 22.00 до 8.00 в будни и с 20.00 до 9.00 в выходные и праздники), беспокоить его более одного раза в сутки, более трех раз в неделю и более десяти раз в месяц, должник сможет дополнительно ограничить свое общение с коллектором и пр.