Поручение Путина приведёт к соперничеству среди дальневосточных губернаторов — Бречалов.
Предоставление статуса свободного порта морским портам регионов Дальнего Востока будет способствовать росту конкуренции среди руководителей этих регионов.
Не должно быть «стыдно»
В декабре 2014 года президент в ходе послания Федеральному Собранию РФ заявил о необходимости присвоения Владивостоку статуса свободного порта. Статус предусматривает налоговые льготы, ослабленное таможенное и административное регулирование. «Порто-франко» в Приморье начнёт действовать 12 октября 2015 года. В сентябре, во время выступления на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, Путин предложил распространить статус свободного порта и на другие морские порты Дальнего Востока.
Данное решение президента, говорит Бречалов, обусловлено, в том числе, и запросом от бизнес-сообщества, которому выгодно создание тех или иных экономических преференций.
Создание же единственного свободного порта на Дальнем Востоке в Приморье, по мнению Александра Бречалова, может убить конкуренцию в регионах. «Развитие территорий возможно только в условиях конкурентной борьбы. Мы не можем создавать преференции одному субъекту и не создавать другому», — уверен он.
Что касается вопроса о том, не затеряется ли Приморье на фоне свободных портов других регионов Дальнего Востока, то, уверен Бречалов, «затухание региона возможно лишь в случае, если глава региона не будет за него бороться и его продвигать».
В то же время, у Приморья есть ряд преимуществ перед другими субъектами ДВ. Это ежегодный Восточный экономический форум, близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону и так далее.
«Стыдно будет, если Приморье затеряется между другими регионами. Миклушевский не должен этого допустить», — сказал Бречалов.
Всё зависит от власти
Аналогичного мнения придерживается и . «Привлекательность портов Дальнего Востока для предпринимателей – очевидна. Причём появление льгот, стимулирующих развитие предпринимательства, актуально для всех регионов Дальнего Востока», — уверен он.
В целом же, полагает Сазонов, всё зависит от власти. «Для всех существуют единые правила. В таких условиях [условиях свободных портов в разных регионах ДВ] будет сформирована квазиконкуренция. Законодательная база есть. Решающее значение будет иметь активность властей», — считает он.
Такая конкуренция будет нести исключительно позитивный характер, поскольку повлечёт за собой, в первую очередь, развитие регионов. Этому будет способствовать развитие малого, среднего предпринимательства; привлечение инвесторов.
Реализация поручения президента, считает , станет фактором развития не только Дальнего Востока России, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. «Если преференции свободного порта, которые будут действовать на территории свободного порта Владивосток, распространить на другие узловые морские гавани Дальнего Востока, то это может стать удачным прологом к формированию конкурентной работы транспортного узла дальневосточного региона и созданию мощного индустриального узла с учетом нахождения здесь колоссальной ресурсной базы. Такой дальневосточный индустриальный узел способен обеспечить ускоренный рост не только собственной экономики, но экономик стран АТР», — говорит Ивашкин.
Борьба за грузопотоки
В данном случае, полагает он, конкуренция между свободными портами разных регионов станет в первую очередь борьбой за транзит, что повлечёт за собой интенсивное портовое строительство на побережье. Причиной тому передел традиционных грузопотоков. «А появление на транспортном рынке новых объемов нефтегрузов, угля, зерна, удобрений, контейнерных, паромных и других грузов в любом случае предусматривает жесткий прессинг со стороны тех портов, откуда этот грузопоток уйдет. Одни порты станут мультифункциональными, другие будут специализироваться на каких-то отдельных видах груза», — уверен Ивашкин.
По его словам, в такой ситуации руководители регионов «должны «не тянуть на себя одеяло», но координировать сообща все свои действия». «Всегда самой острой конкуренцией портов и наиболее привлекательным для стивидорных компаний были потоки контейнерных грузов. Поэтому стоит приложить усилия, чтоб в дальневосточный контейнерный бизнес вошли ведущие в мире транснациональные корпорации в области портово – логистических услуг», — говорит Александр Ивашкин.
В тоже время, в логистической сфере на Дальнем Востоке уже назрели проблемы, без решения которых дальнейшее её развитие не реально. Речь идёт о взаимодействии с РЖД. По мнению Ивашкина, «это отдельная тема, куда непременно должно войти обсуждение модернизации БАМа, без БАМа вся идея свободных портов региона может не осуществиться».
О намерении создать свободный порт у себя в регионе уже не раз заявлял . С этим предложением он успел обратиться и к главе правительства РФ Дмитрию Медведеву в конце августа этого года, во время его визита на остров Итуруп (Сахалинская область). По мнению Кожемяко, введение режима свободного порта для портов Корсаков, Холмск и Невельск позволит увеличить грузо- и пассажирооборот, даст толчок созданию новых производств, использующих современные технологии, окажет позитивное влияние на экономику не только Сахалина и Курил, но и соседних регионов Дальнего Востока.
«Мы будем пытаться донести до руководства страны, что режим свободного порта приемлем не только для Владивостока, но и для Сахалина. Я знаю, что заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев придерживается такого же мнения. Необходимо снимать административные барьеры и использовать свое географическое положение для интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона», — сказал Кожемяко в интервью ИА «Дейта» в августе этого года.
О необходимости рассмотреть вопрос о предоставлении морским портам Дальнего Востока статуса свободного порта говорится в перечне поручений .
«Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, рассмотреть вопрос о предоставлении морским портам, расположенным на территориях данных субъектов Российской Федерации, статуса свободного порта», — следует из поручения президента.
Пока что на Дальнем Востоке нет ни одного свободного порта. В Приморье режим «порто-франко» начнёт действовать с 12 октября. В границы свободного порта Владивосток войдут 15 муниципальных образований Приморского края. Это Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, Спасск-Дальний, а также Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, партизанский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский и Ольгинский районы края, включая их морские акватории. Общая площадь свободной зоны составит 28,4 тысячи квадратных километров, на которой проживает 1,4 миллиона человек.
Предприниматели, которые получат статус резидента свободного порта, будут освобождены от излишнего налогового бремени и бумажной волокиты. Одним из важных пунктов закона является возможность получения восьмидневной визы прямо на границе Свободного порта Владивосток.
фото: ИА «Дейта»