Приморцы в условиях кризиса пополняют вклады и отказываются от кредитов.

Елена АСТАФУРОВА

Пять наивных вопросов о доверии к банкам, процентных ставках и покупательной способности жителей края

big

Легковушки подорожали в Приморье в среднем на 11,3%. Фото: Татьяна МЕЕЛЬ

Расхожая фраза «Не в деньгах счастье» не всегда звучит убедительно. Наличие сбережений позволяет строить перспективы, их отсутствие заставляет делать выводы.

И приморцы, строя жизненные планы, в меру своих сил стараются подвести под них экономический фундамент. Вопросы о том, как это у нас получилось в кризисном, 2015 году, «Комсомолка» задала нашему постоянному эксперту, председателю «Лиги финансовых институтов» Александру Ивашкину.

1. С какими результатами заканчивают год банки, обслуживающие население в Приморье?

— В банковском секторе края отмечается любопытная тенденция: народ стал меньше брать кредитов, но увеличил свои сбережения на личных счетах. Если в цифрах, то в период с начала 2015 года и до октября физические лица в Приморье положили на личные счета 10,5 миллиарда рублей, тем самым повысив «коллективные» сбережения на пять процентов. Зато по части кредитов тенденция противоположная: сумма денег, взятая населением взаймы, с начала года снизилась на 12,7 процента. Что, впрочем, неудивительно, на отчетную дату 1 октября кредиты, предоставленные населению в российской валюте, являются самым дорогим банковским продуктом. Притом что совокупный портфель кредитов населению изрядно похудел, доля просроченной задолженности продолжает расти — с 3,6 до 5,26 процента. И объемы просроченной задолженности по кредитам физлиц в банках Приморского края тоже растут. За последние пять лет вес «плохих» кредитов в приморских банках увеличился почти вдвое.

В итоге сформированный за отчетный период финансовый результат составил 3,7 миллиарда рублей, что в 2,2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года, при этом почти 90 процентов прибыли в регионе приходится на долю филиалов банков, чье основное «место жительства» — другие регионы.

2. Потребительские кредиты: почем банковские рубли для народа?

— Что касается динамики процентных ставок: если в январе 2015 года ставки росли и в среднем составляли 23 — 29 процента годовых, то начиная с февраля ставки кредитования постепенно стали снижаться. Последнее заметное снижение было в октябре. Сейчас разброс ставок потребкредита в различных банках от 16,5 до 24 процентов. Но за ними нет очереди. Как-то сами по себе в крупных торговых центрах исчезли кредитные инспектора ретейловыхбанков, предлагавшие кредит на покупку «чего душа пожелает».

Могу смело утверждать, что потребительское кредитование превратилось в экономический «пузырь», который однажды лопнет. Думаю, как раз пришло то самое время, когда потребители смогут осознать истину о том, что занимать у банков слишком много, не имея надежды вернуть, — это всегда плохо. То, что потребительское кредитование резко пошло на убыль, может быть, даже и хорошо, но то, что потребление снижается, — это плохо. С другой стороны, о каком потреблении может идти речь, когда зарплаты и прочие доходы населения в лучшем случае не растут, тогда как цены неуклонно повышаются? Реальная заработная плата в различных отраслях региона снизилась в среднем на 9 процентов.

Потребители затянули пояса. Падение объемов продаж в розничной торговой сети в октябре составило минус 11,7 процента. А в ноябре покупательский спрос снизился до показателей периода рублевого кризиса 1998 года.

К этому добавляется еще то, что в туриндустрии края наметился резкий крен к падению количества поездок за границу жителей края даже в почти «как родной» приграничный городСуйфэньхэ.

Как результат — по итогам 11 месяцев 2015 года граждане стали меньше кредитоваться, следовательно, меньше платить по кредитам, соответственно, кредитные учреждения получают меньше прибыли.

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-25 22:57
  • MSK: 2024-11-26 00:57
  • +10: 2024-11-26 07:57
  • IST: 2024-11-25 23:57
  • +08: 2024-11-26 05:57
  • EST: 2024-11-25 16:57