Ольга Курилова: Нам удалось главное — активизировать бизнес-сообщество на Дальнем Востоке.
По просьбе РИА PrimaMedia, руководитель представительства АСИ в ДФО подводит итоги первого трехлетия работы организации в Дальневосточном регионе
Владивосток, 25 декабря, PrimaMedia. Декабрь 2012 года стал временем начала работы представительства АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в Дальневосточном федеральном округе. О том, что было сделано за прошедшее трехлетие, в интервью РИА PrimaMedia рассказывает руководитель представительства АСИ в ДФО Ольга Курилова.
— Ольга Сергеевна, три года — достаточный срок для того, чтобы каким-то образом оценить работу Дальневосточного представительства Агентства стратегических инициатив. Какую оценку вы бы поставили сами?
— На самом деле давать оценку самим себе довольно трудно. Оценить нашу работу должны непосредственно предприниматели, либо представители власти, с которыми мы работаем, что в принципе на подведении итогов они и сделали. Отметили, что необходимо не сбавлять темп по всем направлениям работы АСИ в регионе, особенно в части мониторинга дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы и Национального рейтинга, консолидировать бизнес-сообщество Дальнего Востока и создать Клуб при АСИ из представителей бизнеса.
Хотя, если говорить об объективной оценке, достаточно понимать, насколько инициативы, проявленные в рамках всех направлений работы Агентства стратегических инициатив (по инвестклимату, социальному предпринимательству, поддержке экспорта и т.д.), работают в регионах.
Для нас самым сложным за все эти три года было вовлечь предпринимателей в работу представительства, продемонстрировать стимулы к совместной деятельности АСИ и бизнес-сообщества Дальнего Востока. И хотя скептиков среди предпринимателей по-прежнему хватает, считаю, что, в общем, мы достигли поставленной цели. И, пожалуй, это главный итог прошедшего трехлетия лично для меня.
— С чего началась деятельность представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе?
— Когда мы только начинали свою деятельность, перед нами была поставлена задача согласно Указу Президента РФ № 1276 по итогам заседания Государственного совета в декабре 2012 года совместно с органами власти сопровождать внедрение и мониторинг инвестиционного регионального Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Агентство создало в каждом субъекте страны экспертные группы из предпринимателей, которые и по сей день являются основным пулом экспертов в регионах на нашей площадке и не только. Также мы начали работу с двумя дорожными картами: по совершенствованию таможенного администрирования и по совершенствованию правового регулирования в градостроительной деятельности.
Примечательно, что, когда мы сказали предпринимателям, что рассчитываем на их участие в проекте контрольных закупок в сфере таможенного администрирования, то услышали в ответ немало скептических замечаний вроде того, что таможню не переделаешь: как она работала, так и будет работать, — и что все, что записано в дорожной карте, не будет исполнено. Первоначальная реакция на дорожную карту по совершенствованию правового регулирования в градостроительной деятельности была еще непосредственней: «Ну, вы и замахнулись! Вы думаете, что в Земельный кодекс внесут какие-то изменения? В Градостроительный кодекс внесут изменения? Будет исчерпывающий перечень процедур в жилищном строительстве?».
— И что в итоге?
— В итоге можно смело сказать, что мы достигли определенных, а главное, ощутимых результатов в рамках реализации этих дорожных карт. Положительную оценку результатам работы в рамках Национальной предпринимательской инициативы дал и президент и премьер-министр. Если быть точными, то в период с июля 2012 года по май 2015 года в рамках дорожных карт, над которыми работало Агентство совместно с федеральными органами исполнительной власти и предпринимателями, было выполнено порядка 800 мероприятий, разработан 81 федеральный закон. При этом 53 закона было принято, на рассмотрении в Госдуме находится 25 законов, в администрации президента РФ согласовывается еще один закон. За три года формально было выполнено порядка 74% мероприятий, часть находится в процессе выполнения, только 16% не было выполнено.
Например, при работе над «дорожной картой» «Совершенствование таможенного администрирования» к реальным результатам можно отнести отказ от требования представления паспорта сделки при подаче декларации на товары в электронной форме, сокращение сроков доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов до трех часов, создание возможности введения отраслевого подхода в рамках системы управления рисками, внедрение системы ключевых показателей эффективности деятельности таможенных органов. Однако, как отмечают представители бизнеса, не все механизмы работают на Дальнем Востоке.
— Значит, скептики еще существуют?
— Скептики всегда были, есть и будут. И сейчас, когда действие дорожных карт уже заканчивается, когда уже приняты федеральные законы, когда мы говорим предпринимателям: посмотрите, то, о чем вы сами говорили, уже реализовано, давайте работать над следующими дорожными картами, нам отвечают: «Да, это вам сделать удалось, но практика правоприменения разная в регионах». И здесь нам важна та самая совместная работа Агентства и бизнеса по контрольным закупкам.
То есть с одной стороны есть понимание того, что мы вместе с предпринимателями двигаемся дальше, а с другой стороны мы понимаем, что скептицизм и даже пессимизм, имеющийся у предпринимателей, наверное, обоснован. Хотя, наверное, он напрямую не связан с тем, что делает Агентство, а с тем, что происходит в экономике в целом, причем как в отечественной, так и в мировой.
Тем не менее, — и это, я считаю, тоже результат, — если предприниматели видят, что есть необходимость заявить об административных барьерах, которые мешают вести бизнес на федеральном уровне, они приходят к нам, в дальневосточное представительство АСИ.
Сейчас, например, у нас есть поручение Президента по итогам Государственного совета, который состоялся в октябре по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, – проанализировать все существующие административные барьеры и представить предложения по оптимизации контрольно-надзорной деятельности за счет применения новейших технических комплексов контроля и внедрение электронного промыслового журнала. Недавно мы провели большое совещание с участием рыбохозяйственных предприятий Приморья и Дальнего Востока и обсудили все административные барьеры в области пограничного контроля, государственного ветеринарного контроля, а также важное препятствие для рыбопромышленников – таможенное оформление тароупаковочных материалов. Рассчитываем, что большая часть предложений войдет в итоговый документ.
— А что можно сказать о работе АСИ с субъектами Дальневосточного федерального округа?
— Все субъекты можно разделить на две группы: на регионы, которые начали активно с нами работать уже на начальном этапе (Магаданская область, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия)), и на те, которые присоединились позже (Сахалинская область, Амурская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ).
К сожалению, не все субъекты сохранили активность. Но тут нужно понимать, что активность напрямую зависит от результативности того, что мы совместно делаем. Мы все-таки работаем на результат. В представительстве постоянно генерируются новые идеи для того, чтобы заручившись поддержкой президента, правительства и министерств, начать внедрять, например, проектное управление в регионах. Но, как оказалось, не всем по силам взятый темп.
— А есть обратные примеры, когда работа в регионах идет по нарастающей?
— Есть. Например, когда мы начинали работать с региональным инвестиционным Стандартом, то было довольно проблематично набрать группы, состоящие из экспертов-предпринимателей, которые с одной стороны не занимаются огульной критикой, а с другой не являются ангажированными властью. Также мы столкнулись с тем, что не все предприниматели верили в возможность объективной экспертизы. Особенно остро это ощущалось в регионах, где не было широкого диалога бизнеса и власти. Тогда это были Сахалинская область, Амурская и Еврейская автономная области. Сейчас ситуация изменилась.
Та мотивация, которую привнесли новые региональные команды во главе с новыми главами субъектов, задала совершенно другой, нацеленный на результат вектор во взаимодействии органов власти и бизнес-сообщества. Например, после того как в правительстве Еврейской автономной области стали учитывать рекомендации, которые вырабатывает Агентство, предприниматели начали доверять власти. Вообще, Еврейская автономная область, в этом смысле, наверное, была самым сложным регионом в начале моей работы. В лучшую сторону начинает меняться ситуация и в Сахалинской области. Когда я говорю о трудностях в работе, я имею в виду исключительно диалог власти и бизнеса в этих регионах. И зачастую именно этот момент становится переломным.
Вообще, когда улучшением инвестиционного климата в регионе начинает заниматься непосредственно первое лицо, то есть губернатор или председатель правительства, появляются обнадеживающие результаты.
Скажем, совсем недавно губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь провел заседание областного Совета по улучшению инвестиционного климата. Рассматривалась инвестиционной стратегии региона до 2025 года. Было решено в 2016 году создать специализированную организацию, которая займется привлечением инвестиций и работой с инвесторами. Кроме того, претерпит определенные изменения и будет приведена в соответствие с новой Стратегией социально-экономического развития области до 2030 года ныне действующая Инвестиционная стратегия, принятая до 2025 года. Что самое важное: стратегия будет обсуждаться с бизнесом, чего до нынешнего момента, со слов предпринимателей, не было.
Отдельное ведомство для усиления работы с инвесторами в 2016 году, выделенное из министерства экономического развития, предпринимательства и торговли, будет создано в Камчатском крае. Кроме того, как заявил губернатор Владимир Илюхин, и в министерстве, и в ведомстве будет внедрено проектное управление по реализации стратегии социально-экономического развития и улучшению инвестиционного климата. Работа в таком формате станет пилотной, а уже в 2017 году данная практика должна быть распространена на другие исполнительные органы края.
Вообще, очень приятно осознавать, что именно Камчатский край является во многом примером для других субъектов Дальнего Востока.
— И все-таки трудности в регионах имеются? Какие именно?
— Сложней всего найти желающих принять участие в контрольных закупках в рамках исполнения мероприятий дорожной карты по совершенствованию правового регулирования в градостроительной деятельности и по совершенствованию таможенного администрирования. Предприниматели неохотно идут на это, поскольку опасаются за свой бизнес, несмотря на то, что все контрольные закупки проводятся анонимно. И, надо сказать, у бизнесменов на это есть повод. Известны случаи, когда в регионах структура федерального органа пеняла предпринимателям на то, что они участвуют в контрольных закупках, тем самым снижая показатели работы этой структуры. Это говорит о том, что органы власти (федеральные, региональные или муниципальные) все еще не готовы воспринимать обратную связь о работе новых механизмов, запущенных для бизнеса.
— А с чем это связано по-вашему?
— Старая привычка – делать все «для галочки» и не отслеживать, как все работает на практике. Но у нас есть поручения президента и правительства, и мы будем продолжать мониторинг мероприятий дорожных карт и фиксировать это в отчетах, которые направляются в администрацию президента и правительство, а также правоприменительную практику исполнения федеральных законов в субъектах РФ, которые принимаются во благо бизнеса, но работают, как показывают контрольные закупки и Национальный рейтинг, не всегда для предпринимателей. Количество дней и процедур по одной и той же услуге настолько разное, что сразу понимаешь, где создаются условия для бизнеса, а где создаются новые административные барьеры.
— И как это менять?
— Конечно, многое зависит от желания конкретного руководителя региональной структуры федерального органа, работающей на территории того или иного региона.
Показательный пример – начало нашей работы с руководством управления Росреестра по Приморскому краю. Когда подводились итоги пилотного рейтинга инвестиционной привлекательности 21 региона Российской Федерации в 2014 году, оказалось, что Приморье занимает последнее место в рейтинге по срокам прохождения процедур в этом ведомстве (67 дней).
Узнав об этом результате, руководители Росреестра разобрались, из каких показателей складывается число дней и процедур, приняли к сведению итоги Рейтинга и начали совместно работать с бизнесом Приморья на площадке АСИ. В итоге конструктивное взаимодействие управления с экспертной группой в Приморье и контрольные закупки дали свой результат. Благодаря новому федеральному закону и слаженной работе количество дней в рейтинге 2015 года снизилось до 17-ти. Конечно, такой момент, с нашей точки зрения, является и позитивным, и обнадеживающим.
К сожалению, далеко не все органы власти в дальневосточных регионах готовы работать в таком режиме. Хотя, казалось бы, если ведомство оказываете государственные услуги бизнесу, то почему бизнес не может это оценить? Ведь это обратная связь по исполнению законов, которые призваны работать в регионах для бизнеса.
Конечно, нам бы хотелось эту ситуацию изменить. Чтобы власть была конструктивно настроена на работу с предпринимателями, чтобы органы власти были заинтересованы в контрольных закупках, поскольку это, в конечном счете, помогает им улучшить свою работу и повысить показатели. Но пока ситуация плачевная. И в каждом субъекте Дальнего Востока своя сложная ситуация.
— Изменение сознания происходит трудно?
— И трудно, и медленно. Изменение сознания, по-видимому, самый долгий процесс. Знаете, когда подводишь итоги трехлетия представительства Агентства, с одной стороны понимаешь, что сделано очень много, потому что очень много поменялось. Но с другой стороны не все результаты можно, что называется, «потрогать руками». В том, что мы делаем, есть некий отложенный эффект. Результат будет, но он будет позже.
Что сейчас важно для нас? Чтобы предприниматели сохранили ту активность, которая уже сейчас существует в Дальневосточном федеральном округе. И не впадали в пессимизм, не получив мгновенного результата от своего участия в мероприятиях, проводимых на различных дискуссионных площадках. А то знаете, как бывает? Придет человек на мероприятие, выскажется о самом наболевшем, внесет предложения, которые, как ему кажется, кардинально и в мгновение ока изменят ситуацию, а ситуация в мгновения око не меняется. Вот он и говорит: «Что-то много площадок сейчас стало, а эффективности никакой».
— Много площадок – это же хорошо.
— Предприниматель такой странный человек. Было мало – плохо, стало много – плохо. Но я понимаю, почему возникает это «плохо». Потому что нужна эффективность. Если, например, прошел в регионе совет по улучшению инвестиционного климата или ряд мероприятий, где обсуждаются инвестиционные проекты или стратегия, – необходимо закрепить предложения соответствующими поручениями и контролировать их выполнение. Если предприниматели будут видеть, что все держится на контроле, выполняется, они будут вовлекаться в совместную работу.
К сожалению, даже внедрение и мониторинг инвестиционного Стандарта показывает, что для региональных властей важным остается формальное внедрение механизмов по работе с инвесторами и отчет в Москву, что все выполнено. Но АСИ сдает свой отчет, и в нем отражена позиция местного бизнес-сообщества, и она зачастую кардинально отличается от того, что региональные власти засчитывают как рабочий механизм, который создают и считают выполненным, а бизнес не согласен в корне. Например, создана промышленная площадка, есть постановление исполнительного органа, на ней, возможно, ведутся работы, даже бизнес может завтра зайти и начать работать, но дороги до сих пор нет. Представители власти считают, что это промышленная площадка есть, все выполнено, но вот доехать туда невозможно – дорога еще не построена. Бизнес ставит неудовлетворительную оценку, и мы принимаем позицию бизнеса и считаем ее вполне обоснованной.
Сейчас, например, мэрия Хабаровска запускает новый сервис, на котором будут отслеживаться процесс получения разрешения на строительство (предприниматель сможет в электронном виде отслеживать прохождение каждого документа). И вот на этапе, пока идет тестирование сервиса, у предпринимателей есть возможность указать властям, что работает, чего не хватает и удобен ли этот сервис. И для эффективности необходима обратная связь, которая поможет сделать сервис по-настоящему эффективным.
— В Приморье, насколько я знаю, есть примеры результативной совместной работы представительства и краевой администрации. Я имею в виду работу по поддержке социально ориентированного бизнеса, в частности создание Общественной организации «Приморская краевая ассоциация дошкольных и школьных образовательных организаций».
— Знаете, когда была создана Ассоциация, мы посчитали, что теперь предприниматели с ее помощью сами будут решать возникающие проблемы. Однако оказалось, что наша помощь все еще нужна, поэтому мы продолжили работу по этому направлению.
Поначалу вообще приходилось доказывать, что Федеральный закон «Об образовании» позволяет индивидуальным предпринимателям, помимо лицензирования, рассчитывать на государственные меры поддержки. Под руководством тогда еще первого вице-губернатора Александра Ивановича Костенко был создана межведомственная группа, и восемь индивидуальных предпринимателей были лицензированы. И вы знаете, очень конструктивная работа была со всеми руководителями контрольно-надзорных органов и департаментом образования, и прокуратурой Приморского края. Мы рассчитываем, что такая работа будет иметь продолжение.
Теперь наша задача – совершенствовать механизм получения субсидии на каждого ребенка из регионального бюджета, как это положено по требованию федерального государственного образовательного стандарта. Пока средства по субсидии ежемесячно перечисляются муниципальным детским садам. Частным организациям субсидия выплачивается раз в полгода, иногда раз в квартал. Это, конечно, ставит предпринимателей в неравные условия с государственными образовательными организациями, поскольку в этом случае не работает механизм «деньги идут за ребенком». Если он заработает, то тогда это станет неким стимулом для того, чтобы предприниматели, работающие в сфере дошкольного образования, стали активней лицензироваться. Мы будем иметь представление о том, куда ходят дети, чему их там учат, как за ними присматривают. А пока предприниматели, которые находятся в тени, спокойно ведут деятельность, и их немалое количество.
И тут снова хочется упомянуть о Камчатском крае, поскольку там работает и закон, и субсидия, а в Приморье пока этот механизм не проработан до совершенства. Но мы рассчитываем, что законодательная и исполнительная власти нас услышали и в следующем году этот недостаток будет устранен.
Это очень важно, поскольку позволит предпринимателям оставаться «на плаву» в нынешних экономических условиях, не повышая плату за свои услуги, быть в равном конкурентном поле с государственными учреждениями. Ведь это и заработная плата сотрудников, и возможность вести образовательные программы в полном объеме.
— Коль скоро мы заговорили об образовании, не могу не вспомнить, что в этом году в Приморском крае был проведен Региональный чемпионат WorldSkills Russia. Поддержка этого направления – тоже ведь один из приоритетов и АСИ, и его дальневосточного представительства?
— Да, Агентство стратегических инициатив поддержало вступление нашей страны в движение WorldSkills и занималось его продвижением в России. При этом мы столкнулись с определенными трудностями, поскольку сначала никто не понимал, что собой представляет это движение, и относился к нему несерьезно.
Но вот теперь, спустя три года, есть возможность с помощью этого движения вовлечь в подготовку профессиональных кадров как можно более широкий круг людей в российских регионах, чтобы минимизировался разрыв между реальными производствами и рынком труда.
Сейчас подготовкой кадров занимаются внутрикорпоративные структуры, либо крупные корпорации берут под свое крыло какие-то колледжи. Нам бы хотелось также, чтобы в процессе принимали активное участие и отраслевые ассоциации.
— Что, дает развитие WorldSkills в России?
— Прежде всего, повышение престижа рабочих профессий. Благодаря тем же чемпионатам WorldSkills Russia, рабочие профессии приобретают совсем иной имидж. Молодежь видит, что это классно, высокотехнологично, современно. Имея рабочую профессию, можно рассчитывать на гарантированное трудоустройство с получение хорошей заработной платы, карьерным ростом и соответствующим интеллектуальным и техническим развитием.
Ведь что дают чемпионаты WorldSkills их участникам? Продвижение в профессии, возможность работать в самых престижных организациях, на лучших заводах, в лучших компаниях и т.д. Многие ребята возвращаются в свой регион, чтобы передать свои знания тем, кто хочет этому научиться. И задача региональной власти делать такие случаи достоянием общественности, рассказывать о тех, кто, обучившись профессии здесь, достиг определенных профессиональных высот. Не менее важно рассказывать о наставниках этих ребят. Это можно делать и с помощью печатных и электронных СМИ, и с помощью телевидения. Еще одна действенная форма поддержки – гранты победителям региональных чемпионатов WorldSkills, гранты победителям общероссийских чемпионатов. Это могут быть гранты, назначенные самим предприятием, где работает победитель чемпионата WorldSkills, и многое другое. Но пока субъекты Дальнего Востока говорят о движении WorldSkills исключительно как о чемпионате рабочих профессий. Системно к этому вопросу подходят пока только два региона – Республика Якутия и Хабаровский край. Кстати, в 2016 году полуфинал национального чемпионата в ДФО пройдет в Хабаровске, и здесь важно отметить, что губернатор Хабаровского края сразу поддержал идею проведения дальневосточного чемпионата именно в Хабаровске.
Определенное желание заниматься подготовкой кадров сегодня наблюдается, в том числе у представителей бизнеса. Есть регионы, в которых крепнет сознание того, что профессиональное обучение должно начинаться как можно раньше, даже не со школьной скамьи, а с детского сада. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе — в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске – недавно открылись два детских технопарка, так называемых «Кванториума». В течение года они смогут принять до 2 тысяч школьников региона на любое из более чем 10-ти направлений. Обучение в детских технопарках рассчитано на два года, и при желании воспитанники смогут перейти из одного «квантума» в другой. Я думаю, опыт Ханты-Мансийского АО должен быть интересен и на Дальнем Востоке, который испытывает острый недостаток в инженерах и технических специалистах. И в следующем году мы совместно с правительством Хабаровского края, администрацией Комсомольска-на-Амуре и предпринимателями хотим запустить проект первого детского технопарка в Комсомольске-на Амуре.
— Ольга Сергеевна, а какие еще планы существуют у АСИ на ближайшее будущее?
— Планы Агентства, прежде всего, связаны с реализацией перечня поручений президента РФ по итогам Петербургского международного экономического форума.
В частности, совместно с правительством РФ Агентству стратегических инициатив поручено принять меры по созданию на базе Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации центра обмена лучшими практиками государственного управления и формирования инвестиционного климата в субъектах РФ.
Совместно с Федеральной антимонопольной службой АСИ должно провести анализ принципов экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия закону о защите конкуренции» с точки зрения влияния на несырьевой экспорт и представить предложения по их корректировке. Совместно с ведущими деловыми объединениями предпринимателей и заинтересованными организациями — анализ эффективности принимаемых мер в рамках реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной предпринимательской инициативы, в том числе по сокращению количества и стоимости административных процедур, и в случае необходимости представить предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
И еще одно поручение президента напрямую связано с деятельностью АСИ. Речь идет о формировании в субъектах Федерации специализированных организационных штабов («проектных офисов») с возложением ответственности за внедрение «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата на основе лучших практик, выявленных по итогам ежегодного проведения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, на глав регионов. Именно АСИ, на основе лучших мировых практик, разработало методические рекомендации по применению проектного управления при решении задач улучшения инвестиционного климата в субъектах РФ.
Недавно в Москве на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) проходило обучение основам проектного управления. Приехали представители почти всех регионов страны. Были регионы, представленные целыми командами по семь-восемь человек, возглавляемыми вице-губернаторами. К сожалению, не все дальневосточные регионы приняли участие в обучении в полном составе.
Мы, конечно, будем выяснять причину, поскольку для АСИ организация проектных офисов – очень важное направление.
Кстати, в ряде регионов России уже с успехом применяется проектное управление. В Тюменской области, например, в качестве базового принципа работы взят комплексный подход — любому новому инвестору предлагается три ключевых инструмента, которые работают в совокупности: административное сопровождение и консультирование, содействие в решении вопросов подготовки персонала; налоговые льготы; финансовая поддержка. Такое сочетание помогает входить в регион и начинать свою работу гораздо быстрее, выгоднее, эффективнее. А системные вопросы, касающиеся улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, как в целом, так и на примере отдельных проектов, решаются на Совете по улучшению инвестклимата, который является организационным штабом, проецирующим необходимые изменения и отвечающим за их внедрение.
— А что можно сказать о дальнейшей работе с предпринимательским активом?
— Хотим плотно поработать с идеей клубного формата в работе с предпринимательским сообществом. Хотя здесь есть определенные трудности, связанные с небольшим количеством активных предпринимателей. Прежде всего, хотим услышать от самих бизнесменов, каким им видится этот формат, чем он должен быть наполнен.