Защита для должника.
Депутат Госдумы Виктор Климов — о том, как коллекторов призвали к порядку
Ситуация со взысканием долгов в последнее время дошла до точки кипения: слово «коллектор» стало синонимом слова «бандит». В Государственной думе провели большую работу, результатом которой и стал закон, уже подписанный президентом.
На самом деле эта тема чувствительная, болезненная. На моей памяти это редкий случай, когда у нового законопроекта было 10 или 11 альтернатив. Очень многие считали своим долгом по этому поводу высказаться, внести свои инициативы: от откровенно популистских, которые проблему никак не решали, а создавали некий информационный повод, до вполне, как мне кажется, разумных.
Споров было много, поможет или не поможет закон. Мы все понимаем, что наибольший общественный резонанс вызвали случаи, в которых взыскатели совершали действия незаконные, уголовно наказуемые и даже без какого бы то ни было специального регулирования… Они произошли во многом потому, что правоохранительная система не очень активно реагировала. Например, когда коллекторы атаковали семью в Ульяновске, пострадавшие обращались в полицию еще до того, как произошла та, потрясшая многих трагедия. Но полиция не вмешалась.
Поможет ли закон гражданам? Я считаю, что поможет.
Это не закон о коллекторах — это закон о защите прав и законных интересов граждан, которые попали в процедуру взыскания.
Прежде всего закон очень серьезно ограничивает круг лиц, которые могут взыскание осуществлять. Почему это важно для людей? До принятия этого закона взысканием, по сути, мог заниматься кто угодно: коллекторы, службы безопасности кредитных или финансовых организаций или даже нанятые этими службами безопасности третьи лица, которые и сами не несли никакой ответственности, и те, кто их нанял, ни за что не отвечали. Это в значительной мере порождало безнаказанность, безответственность и тот беспредел, с которым люди порой сталкивались.
Новым законом установлена довольно серьезная — до 2 млн рублей — административная ответственность за осуществление взыскания без специальных полномочий. И это очень важно. Кроме того, установлена ответственность и для кредиторов — за передачу на взыскание или привлечение к взысканию лиц и организаций, не имеющих на это законных оснований. Такая система ответственности, я думаю, позволит исключить из этих сложных отношений неопознанных лиц, которых трудно привлечь к ответственности, когда они нарушают закон.
По новому закону кредитор может привлечь пресловутых коллекторов для взыскания только по письменному согласию должника. И, что важно, это согласие должно быть получено уже после возникновения просроченной задолженности. То есть именно в тот момент, когда ситуация стала проблемной, а не при выдаче кредита, когда заемщик не глядя подписывается под любыми условиями.
Более того, по прошествии четырех месяцев должник может отказаться от непосредственного взаимодействия со взыскателем. Под непосредственным взаимодействием понимаются личные встречи, телефонные звонки, голосовые и SMS-рассылки — то, что доставляет гражданину больше всего неприятностей. Но получать уведомления по почте должник будет в любом случае. Важно, что в законе прямо прописано, что взыскатели не вправе передавать каким бы то ни было третьим лицам информацию о долге и должнике. Это означает, что нельзя будет оказывать давление на должника через соседей, друзей и родственников.
Теперь в законе прямо прописано, что при осуществлении коммуникации запрещено скрывать номера телефонов, взыскатели обязаны представляться, предоставлять должнику полную информацию о себе и своей компании. То есть коллекторы лишаются анонимности, которая провоцировала вседозволенность и позволяла избежать ответственности. К тому же взыскатели обязаны хранить записи обо всех этих коммуникациях не меньше трех лет.
Очень важная вещь: деятельность по взысканию введена под специальный надзор. Государство будет вести специальный реестр коллекторов и контролировать соблюдение ими всех перечисленных в законе требований. У гражданина появилась конкретная инстанция, куда можно пожаловаться. Сегодня люди идут либо в полицию, либо в прокуратуру, потому что специального надзора за этой деятельностью нет.
Эти нюансы важны, так как дают возможность гражданину четко фиксировать нарушения, если они происходят, и жаловаться в соответствующий орган надзора.
Часть этих норм вступит в действие непосредственно после опубликования закона, другая часть — с 1 января 2017 года.
Я думаю, что закон существенно поправит ситуацию со взысканием и сделает ее более цивилизованной. Понятно, что приятным оно не станет, поскольку взыскание просроченной задолженности — деятельность по определению конфликтная и непростая. Во всем мире коллекторов не любят.
Безусловно, только практика покажет, насколько принятые нормы будут эффективными, но даже в самых сложных ситуациях гражданин должен быть защищен законом, и защищен надежно.
Автор — руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков»