Как сильно «штормит» в Приморье?
Александр Ивашкин: Если упадет экономика, то люди адаптируются к любым изменениям, но бодаться с объективными обстоятельствами — себе дороже
В конце июля первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявила, что экономика России находится в центре шторма. По ее словам, стабильность ситуации обеспечивается лишь резервами, которые без реформ могут исчерпаться к концу 2017 год. Накануне аналитики из департамента исследования и прогнозирования Банка России заявили, что в стране завершаются рецессионные процессы, и экономика государства выходит на «траекторию медленного роста» . В связи с этим возникает вопрос: что ждет российскую экономику (Приморье) в ближайшее время: медленный рост или «тряска», как в центре шторма? Своими видениями и размышлениями по этому поводу с корр. ЕНВ поделился руководитель некоммерческого партнерства «Лига Финансовых институтов» и член Общественного Совета при УМВД России по Приморскому краю Александр Ивашкин.
— Лейтмотив сегодняшнего дня — это все равно честность, тем более чиновничья честность. Это своего рода какой-то актив, который хоть иногда можно назвать «токсичным активом». Вообще-то, когда людям правду говорят, они это ценят. Хотел бы напомнить Вашим читателям о честности и непредвзятости российского премьера Дмитрия Медведева. Совсем недавно он сказал, что сейчас действительно наступили трудные времена и произнес историческую фразу «денег нет, но вы держитесь». Хотя думаю, что это не было сенсационное заявление для большинства из нас. Поэтому заявление Татьяны Нестеренко считаю правдивым и своевременным в нынешних экономических реалиях — мы в эпицентре шторма!
Единственное разумное объяснение такой честности, наверное , состоит в том, что кто-то всерьез считает, что трудно проследить для некоторых из нас связь между качеством жизни, которое мы имеем и тем, что скоро выборы в сентябре. Поэтому начинаю им верить все больше и больше, нежели тем, кто рассказывает, что у нас начался «медленный рост». К сожалению, чиновники, отвечающие за экономику и развитие, все меньше убеждают граждан, да и бизнес, что они стремятся быть успешными. Ведь стали как-то исчезать их истории успеха!
Вообще штормы и бури, которые уже сегодня хорошо видны тем людям, что стоят на капитанском мостике Минфина, завтра вероятнее всего обрушатся на экономику. А Приморье, находящееся дальше всех от столицы и ближе всех к океану, пострадает к сожалению серьезно…Если не произойдет чуда!
Ситуация в экономике сейчас является неустойчивой и временной. Скоро выборы. К ним мы и «плывем». А потом? Потом придется делать нелегкий выбор: или ввести бюджетный секвестр (замораживание, а в некоторых случаях и сокращение госрасходов в т.ч. на социальные обязательства), или повышение налогов (вероятнее всего налога на добавленную стоимость (НДС). Но ясно уже одно, что в повседневной практике (не сейчас, но потом!) по всей видимости придется применить все мощности печатного станка для финансирования не только программ развития, но и текущих расходов бюджета.
Хотя никто из моих коллег не исключает и внешних заимствований. Однако есть такой простой-простой индикатор для формирования мнения т.н. «внешнего инвестора» — «оффшорные деньги» ранее выведенные из страны, куда намечено инвестирование. Что-то не спешат эти оффшорные деньги вернуться на наш корабль, в экономику страны вложится. Или ограничения есть какие сегодня?! Да, вроде и нет. То, что Татьяна Нестеренко, называет «штормо», — это благо. Она увидела. Она сейчас на капитанском мостике. Но другие то куда смотрят?
Приморье сейчас стало «нулевым» по промышленности, говорить о доходах уже смешно. Все началось со стагнации в 2013, а в минус край пошел, когда начал привлекать государственные заимствования, и краевая администрация связалась со злополучными «Хаяттами». Потом добавились и внешние факторы (инфляция, санкции- антисанкции). Все к одному.
Наша экономическая ситуация в крае, мягко говоря, неблагоприятная -ползучий, вялотекущий кризис, который прилипает ко всему более-менее работающему, и то, что еще не найдены новые драйверы роста Приморья…
В краевом масштабе эта ситуация разворачивается на трех уровнях. Во-первых, страдают бюджеты, начиная от сельских поселений края, кончая небольшими поселками, эти бюджеты разбалансированы и испытывают очень сильное напряжение. На память и не приведу, в каком городке (поселении) комфортно сейчас живется… Хотя нет, огромный задел есть у Большого Камня. Во-вторых, несмотря на ТОРы и проект порт-франко Владивосток, наблюдается инвестиционный кризис. К сожалению, масштабные прямые инвестиции существенное сокращаются. В-третьих, этот кризис оказывает эффект на доходы и потребление населения края.
Теперь, что касается реального сектора (прежде всего промышленности). Нынешний кризис не совсем то же самое, что мы наблюдали в 90-е, когда заводы или фабрики вставали. Нынешний кризис не такой — он скрытый. Если посмотреть на динамику безработицы в крае, то она не носит катастрофического характера. Почему? Увольнения идут крайне медленными дозами, потому что есть другие инструменты и факторы, влияющие на рынок труда, — это неполная занятость. Вполне легальная, разрешенная законом форма. Неполное рабочее время, простои, отпуск по соглашению сторон. Человек работает часть времени, и получаете за это часть зарплаты. Здесь вроде, как и всем хорошо. Работодателю хорошо, потому что ему без разницы, увольнять или снижать зарплаты. Администрации хорошо тоже — потому что люди не уволены, да и протестов нет. Людям тоже относительно нормально — конечно, зарплата стала меньше, но зато ведь меня не уволили, степень неопределенности не выросла.
Теперь про шторм, о котором говорила замминистра Нестеренко. Что он принесет? Прежде всего, будет исчезать неконкурентная экономика, промышленность и торговля будут все равно адаптироваться. У нас произойдет одновременное сжатие и в рыночных и в бюджетных услугах, т.к. наша с вами покупательная способность снизится.
Сейчас трудно переценить (или недооценить) предстоящие способности выживания граждан Приморья, ведь мы прошли и конец 80-х и начало 90-х…У всех нас изменится стратегия ведения домохозяйств, мы будем искать варианты как ее вести- платить за кров над головой, учить детей, ходить в магазины все равно придется. Если выход №1 будет отсутствовать, будем искать выход №2 или №3… Но в любом случае это приведет к «понижательной» стратегии ведения нашего домохозяйства.
Да и еще, чуть не забыл. Отвечал недавно на вопросы одного солидного ведомства. Там один из вопросов был — если упадет экономика будут ли протесты ? Ответил: «Массовых протестов не будет, но локальные не исключаю». Потому как считаю, что дело людей — адаптироваться к любым изменениям, как Робинзону Крузо. Адаптацию можно выбрать индивидуальную, либо групповую — выживать с помощью друзей, родственников, объединений, общин. А бодаться с объективными обстоятельствами (государством)- себе дороже. Риски чудовищны, результаты неизвестны. Наш опыт жизни в Приморье этому нас научил. Лишь бы все это к деградации не привело! А что послезавтра?….. Все будет хорошо!