Статистика

Заложники эквайринга.

Розничные сети вынуждены мириться с безналичной неизбежностью

PressFoto

Высокие тарифы на эквайринг являются третьей статьей расходов ретейла после зарплат и аренды и обходятся сетям в 5–8 раз дороже инкассации. Это не дает торговым сетям возможности развивать у себя безналичные расчеты.

Банк устанавливает индивидуальные тарифы на эквайринговое обслуживание. «Процентная ставка зависит от ряда факторов: сферы деятельности компании, объема безналичного оборота (проводимых платежей по картам), количества используемого оборудования, применения банковского или собственного оборудования торговой точки», — объясняет Наталья Глухенькая, начальник отдела торгового эквайринга Приморского отделения ПАО «Сбербанк». 

Как сообщают в АКОРТ, для розничных сетей тарифы на эквайринг составляют 1–2%, для крупных игроков сектора DIY — в среднем 1,5% от суммы транзакции, что при растущей доле безналичной оплаты приводит либо к снижению эффективности бизнеса, либо к росту цен. Для интернет-магазинов ставка в разы выше, а для малого бизнеса она «просто грабительская» — до 3,5%. Кроме того, банки-эквайеры платят комиссию interchange таким монополистам, как VISA или MasterCard, также применяющим дифференцированный подход в своей ценовой политике (чем меньше банк, тем выше interchange). По словам участников рынка, в среднем ее размер составляет 1–1,2% от суммы транзакции, при бесконтактной оплате она может быть ниже на 0,2–0,3 процентного пункта.

Сергей Митрофанов, первый вице-президент ГК «В-Лазер»: «Розничные сети вынуждены мириться с эквайрингом, как приходится мириться со всякой неизбежностью. Оплата по картам не просто весьма удобна для покупателей, она заметно сокращает время обслуживания клиентов на кассах супермаркетов, а стало быть, повышается производительность труда кассиров и розничной торговли в целом. К сожалению, платежные системы давным-давно вступили в картельный сговор и задрали тарифы на эквайринг на недосягаемую высоту. Многие считают их «грабительскими», а я точно знаю себестоимость одного «щелчка» при оплате по карте. Для системы «Золотая корона» — это порядка 0,07% от суммы платежа. Другими словами, если вы набрали корзинку продуктов в супермаркете на общую сумму 3000 рублей, то «щелчок» будет стоить чуть больше двух рублей. Это себестоимость, но банк обычно берет с торговой сети за каждый «щелчок» порядка 1,6%, то есть около 50 рублей. Однако это расчет для «Золотой короны» с ее проникновением в две сотни банков РФ.

А какие масштабы у платежной системы VISA? Это 200 стран и около $5 трлн годового оборота. Российские банки рассказывают торговым сетям от том, что система VISA забирает себе 0,4% от оборота по чеку, оплаченному картой. С другой стороны, VISA работает в 220 странах, и по этим картам люди мира оплачивают покупки на сумму $4,8 трлн в год. Несложные вычисления показывают, что годовая выручка платежной системы VISA должна быть около $20 млрд, что и подтверждается их регулярной отчетностью перед акционерами. В этих же отчетах мы видим себестоимость процесса — это порядка $3 млрд в год. Таким образом, наценка в бизнесе VISA составляет свыше 85%. Именно поэтому в США Wall Mart и сотни других ретейлеров постоянно судятся с VISA в надежде разбить монопольную позицию платежных систем в судебном порядке».

Дмитрий Алексеев, генеральный директор DNS: «Эквайринговое обслуживание обходится ретейлу достаточно дорого. VISA и MasterCard держат высокий уровень комиссии, а реальной альтернативы этим платежным системам пока нет — «Золотая корона» не пользуется широкой популярностью, а система «Мир» — еще слишком сырой проект, чтобы влиять на рынок».

Как считает Дмитрий Алексеев, появление национальных платежных карт должно способствовать балансу интересов банков-эмитентов, банков-эквайеров и торгово-сервисных предприятий. Эту же задачу преследует система «Мир», позиционируемая как один из столпов финансового суверенитета России. Однако пока она не оправдывает своего заочного статуса «национального достояния», хотя и ускоряет динамику. По данным НСПК (Национальная система платежных карт), с мая по сентябрь 2016 г. количество совершенных транзакций по картам «Мир» составило 1,1 млн в месяц (учитывая, что, согласно информации Банка России, по состоянию на 1 июля 2016 г. только число POS-терминалов в торговых сетях РФ составило 1,58 млн штук). На дальневосточном рынке «Мир» занимает и вовсе ничтожную долю.

По мнению Марии Михайловой, исполнительного директора НПС (Национальный платежный совет), появление российской платежной системы должно обострить конкуренцию, и тарифы могут снизиться естественным образом. Однако других, более реальных, рычагов снижения ставок рынок пока предложить не может. Что в том числе следует из результатов совещания, на прошлой неделе проведенного Минпромторгом с представителями торговых сетей, интернет-компаний, Центробанка и платежных систем VISA, MasterСard, «Мир». Банки отказываются «оптимизировать» комиссии за эквайринг, упирая на минимальную маржу. По словам начальника управления развития торгового эквайринга «Бинбанка» Никиты Хомутова, в среднем она составляет 0,2–0,3%. Кроме того, из-за девальвации расходы эквайеров на поддержание банкоматной сети и закупку оборудования значительно выросли. А VISA и MasterCard, хотя и идут на некоторые поблажки (к примеру, VISA снижает стоимость лицензии на интернет-эквайринг), не готовы кардинально менять свою ценовую политику.

«Если в ближайшее время платежные системы не ответят на запрос рынка, то регуляторам придется пойти по пути Европы, где установлены максимальные ставки — 0,2 и 0,3%», — предупреждаетдиректор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

Общая же позиция большинства банков, компаний, оказывающих услуги эквайринга, платежных систем, включая НСПК, состоит в том, что крайне незрелый рынок находится не в той стадии, чтобы законодательно регулировать ставки, и каких-либо положительных решений следует достигать на уровне договоренностей. «В Европе другая ситуация, у нас к этому вопросу целесообразно вернуться лет через 10», — говорит Мария Михайлова.

Ретейлеры подавляющим большинством придерживаются обратного мнения, но, учитывая «право совещательного голоса», им ничего не остается, кроме как развивать рынок безналичных платежей через «примирение с неизбежностью». «Эквайринг обходится российским ретейлерам гораздо дороже, чем их западным коллегам», — отмечает Андрей Солониченко, управляющий проектом розницы «Три кота».Со слов экспертов, этот факт объясняется тем, что на Западе сложилась оптимальная практика регулирования максимальной величины interchange. Практически такой опыт реализован в ЕС, США и Австралии. В ЕС interchange ограничен на уровне 0,2% для дебетовых карт и 0,3% — для кредитных. В США ограничена только предельная межбанковская комиссия по дебетовым картам, она не должна превышать 21 цент плюс 0,05% стоимости транзакции. В Австралии действует предельный процент для кредитных карт — 0,5%, а максимальная комиссия по дебетовым ограничена восемью центами.

Юлия ПИВНЕНКО


В России увеличивается доля платежей за услуги с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями. По информации ЦБ РФ, в 2015 г. на такие операции пришлось 22% от всех транзакций. Объем безналичных платежей в 2015 г. увеличился примерно в два раза по сравнению с 29 трлн руб. в 2014 г. В целом российский рынок безналичных платежей показывает хорошую динамику, увеличивая свою долю на 20% ежегодно. А на каждого дальневосточника приходится больше двух эмитированных карт.


КОММЕНТАРИЙ 

Александр Ивашкин, председатель некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов»: «Когда рынок эквайринга только зарождался в России и, соответственно, в Приморье, я работал директором филиала АКБ «СбС-АГРО». Мы начали оказывать услуги по эквайринговому обслуживанию в гостиницах, где устанавливали «верифоны», за что брали с клиентов солидные деньги, но отельеры были готовы на любые условия, лишь бы приезжающий сюда иностранный гость мог совершать безналичные платежи. Сегодня, 20 лет спустя, установку оборудования оплачивает банк, конкуренция выросла многократно, POS-терминалы можно найти практически в любой торговой точке, и я лично являюсь держателем пяти пластиковых карт, которые использую в зависимости от ситуации и страны пребывания. Даже самый маленький магазинчик в Безверхово, где мне недавно довелось побывать, был оборудован POS-терминалом. Однако это Безверхово — достаточно туристическое место. Дело в том, что в Приморье немало муниципальных образований, где до сих пор отсутствует Интернет, так что невозможно подключить терминальное оборудование для эквайринга. Это большая проблема. А кроме того, есть населенные пункты, жители которых завязаны на какое-либо одно-два предприятия, получают зарплаты наличностью, и пластиковые карты им просто не нужны. Карточный эквайринг может стать источником незаконного обогащения. 

Есть несколько способов обмана эквайера, но бдительный эквайер быстро пресечет эти попытки. Гораздо более весомыми потерями банку грозит причинение магазином репутационных потерь международным платежным системам (МПС) Visa и MasterCard. Платежные гиганты внимательно следят за тем, чтобы их карты не использовались для мошенничества и оплаты сомнительных сделок. Так как непосредственно влиять на торговые точки они практически не могут, МПС воздействуют через банки-эквайеры, нещадно штрафуя их при выявлении нарушения правил. Это весьма эффективная мера: банк вынужден тщательно проверять организации, которые хотят принимать с его помощью пластиковые карты».

http://konkurent.ru/index.php?cont=article&id=&ida=14512

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CEST: 2024-04-19 11:19
  • MSK: 2024-04-19 12:19
  • +10: 2024-04-19 19:19
  • IDT: 2024-04-19 12:19
  • +08: 2024-04-19 17:19
  • EDT: 2024-04-19 05:19