«Миклуномика» или «кикс» по-приморски: ни пять, ни два, ни полтора…

Почему ТОРы в Приморье могут получиться, а могут и не получиться?

Приморье  «проживает» круглые и значимые даты.  Прошло два года, как вступил в силу Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (30 марта 2015 г). Также прошло ровно полтора года, как с 12 октября 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток». Свободный порт и ТОРы с особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования начали действовать. И хотя эти две даты не круглые, тем не менее, они позволяют подвести кое-какие итоги. Сделать мы это попросили финансового эксперта и председателя «Лиги финансовых институтов»  Александра Ивашкина.

Риск «ноль-этапа»

— Чтобы наш разговор получился полнее, назову еще одну дату, сильно повлиявшую на претворение в «жизнь» вышеназванных законов. 28 февраля исполнилось ровно пять лет с момента назначения Владимира Миклушевского на пост губернатора Приморья. Боюсь, что эту цифру можно назвать едва ли не главным достижением нынешнего губернатора на этом посту.         

Одна из основных целей создания на Дальнем Востоке ТОРов и СПВ состояла в том, чтобы улучшить качество жизни людей, оказать максимальное содействие развитию бизнеса и созданию рабочих мест. Получилось же, опять-таки, сплошь и рядом «по-черномырдину»… По нашей аналитике резидентами ТОР в Приморье стали сейчас 32 компании, Свободного порта — 160 компаний. Суммарный объем заявленных инвестиций (вместе с недавно созданной четвертой ТОР «Нефтехимический») составляет более 930 миллиардов рублей. Под проектом Свободного порта объединено 15 муниципалитетов юга Приморья, а заявленная сумма инвестиций в СПВ чуть более 220 миллиардов рублей. Т.е. суммарный объем предполагаемых инвестиций уже сейчас превышает 1,15 трлн. рублей.

И это не просто деньги. Это  ДЕНЬЖИЩЩИ! На них можно если и не сделать Приморский край раем земным, то хотя бы приблизиться к этому. Ведь всё меньшие деньги становятся большими деньгами для большей части населения Приморья. Народ-то нищает.

Совершенно понятно также, что для раскрутки грандиозных для Приморья проектов кроме денег нужны еще талантливые исполнители и … время. Ведь цикл создания любого предприятия проходит три стадии: проект – постройка — пуск. Но всему этому предшествует еще и предварительная (а может и самая главная) стадия — т.н. «фаза принятия решения», которая создается за счет формирования инвестиционного климата в регионе.  И которого в Приморье нет. Индикатором служит тот факт, что даже выведенные различными финансовыми способами в «былые» времена в оффшорные юрисдикции «русские» деньги, не особо спешат возвращаться на Дальний Восток РФ. Тогда что говорить о внешних инвесторах?

— Здесь есть причины?

— В Приморье в последнее время стало возникать достаточное количество непредвиденных рисков! Даже неспециалисту заметны противоречия между количеством заявленных проектов и реальными результатами. В регионе большая часть проектов продолжают существовать на «ноль-этапе», так как особые режимы новых условий хозяйствования не работают. Поэтому о 1,15 трлн. рублей давайте говорить как бы условно, считая их «в уме» — эти деньги вроде как и есть, а вроде их и нет! Для чиновников они вроде есть, (и, возможно, даже уже «распределены»), а для жителей края их нет, и, пока не сменится руководство краем, их не будет в принципе.

К сожалению ни на местном, ни на региональном (государственном) уровне до сих пор не проведен «разбор полетов» первых результатов и возникающих проблем, препятствующих улучшению инвестиционного климата не только в Приморье, но и на Дальнем Востоке. Диссонансом этому служит проведенный контент-анализ местных СМИ за 3 месяца 2017 г. Он характеризуется изобильным продуцированием новых (порой фантастических) инициатив администрации Приморья. Понятно, что «обещать – не мешки ворочать», и всё это делается, прежде всего, для создания позитивной видимости своей деятельности в русскоязычном информационном поле. При этом нет ни одной статьи в английском (японском, корейском, китайском, вьетнамском, малайском, индийском) сегменте СМИ.

Наряду с этим стал прослеживаться еще один инвестиционный риск (или тенденция) по работе отдельных крупных федеральных финансово-промышленных групп (ФПГ), получающих льготные условия для своей работы на Дальнем Востоке. Сразу скажу, что такие взаимоотношения бизнеса и федеральных структур создают псевдо-кумулятивный эффект для внешнего и внутреннего потенциального инвестора в Дальневосточном экономическом регионе. Иностранный (внешний) инвестор совсем не склонен любить такого рода «антагонизмы». Потому как «преференции» — одним, а  «общие условия» —  другим, что сразу вызывает озабоченность и негатив в управлении бизнесом на незнакомых (чужих) территориях. И это никоим образом не способствует выработке привлекательной и конкурентоспособной регуляторной среды.

По большому счету возникла какая-то (надеюсь, что временная) чисто ведомственная «ситуация». Все (от кого это зависит) абсолютно согласны с тем, что новые уникальные условия хозяйствования (НУХ) дают Приморью реальную возможность по-настоящему интегрироваться в глобальные экономические процессы АТР. Но на данном этапе, который можно охарактеризовать как этап «противоречий» или этап «переходного периода» (когда новые решения властей еще не заработали, а существующее положение дел с инвестклиматом оставляет желать лучшего), очень важно своевременно решать эти возникающие проблемы. По сути – все – «ЗА!», но делать никто ничего не собирается. Пар вновь медленно, но верно выдавливается в давно поломанный свисток.

-Вы можете привести примеры?

— В 2015 году по поручению Президента Российской Федерации был принят  закон «О свободном порте Владивосток», который предусматривал особый порядок въезда иностранцев на его территорию. Реализация этого порядка потребовала внесения изменений в ряд федеральных законов. Результатом проведенной в этом направлении работы стал наконец-то Федеральный закон от 7 марта 2017 года N 28-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Целых два года понадобилось, чтобы просто появился на свет такой закон! У нас что – миллиард лет впереди, что мы так никуда и не торопимся?! Ведь упрощенный визовый порядок въезда, предназначенный для туристов, бизнесменов и инвесторов, позволит снять ограничения для тех, кто заинтересован в Дальнем Востоке. Это, с виду простое и логичное поручение Президента страны о «временной визе» откладывалось, переносилось, согласовывалось много-много раз. Когда больше затягивать стало не то чтобы неприлично, но и просто вредно, была назначена окончательная дата. В полном объёме упрощённый визовый режим начнёт действовать почти за месяц до открытия во Владивостоке III Восточно-экономического Форума, т.е. 1 августа 2017 года. Хотя в этом случае не надо было искать «особый путь», изобретать велосипед, а обратились бы к похожему по условиям старта работы опыту Свободных портов — Китая, Гонконга, Сингапура. Но время уже упущено…

«Чиновники создают работу друг для друга»

— У Вас есть идеи? Что бы Вы предложили конкретно?

-Уже предложил в начале интервью. Сейчас необходима детальная «разборка» первых результатов и возникающих проблем, препятствующих улучшению инвестиционного климата. Конференция, симпозиум, воркшопы, мозговой штурм, предложения, наконец. Нужна дискуссия — а что дальше-то делать? Протоколов о намерениях собрали множество, планов громадье, но «обещать – не значит жениться».

В Приморском крае действует множество местных и федеральных органов, которые по своим функциональным обязанностям обязаны создавать, проводить в жизнь и в «рабочем порядке» строить бизнес-климат. Перечислю их: Представительство АО КРДВ (Корпорация развития Дальнего Востока), представительство АСИ (Агентство стратегических инициатив), ЦПП (Центр поддержки предпринимательства), ЦРП (Центр развития предпринимательства), АНО «Центр развития экспорта Приморского края», АНО «Инвестиционное Агентство Приморского края», и, наконец, сама администрация Приморского края.

— Да, это самое очевидное и наглядное доказательство одного из «Законов Паркинсона» — «чиновники создают работу друг для друга». К реальной работе на благо экономики Приморского края и Дальнего Востока всё это никакого отношения не имеет. Конечно, все эти структуры вроде бы активно трудятся, пишут какие-то бумажки, в муках и творческой боли рожают многочисленные проекты и прожекты. Пишут отчеты, производят закупки, проводят тендеры, устраивают бизнес-ланчи, бизнес-завтраки, бизнес-приемы, рождают приказы, письма, ездят делиться опытом, содержат штат работников, берут отпуска, снимают офисы, выступают партнерами различных конкурсов, у них есть интернет-сайты, электронная почта, наконец. Но конечного результата, ради которого и деется весь этот шум – нет. НЕТ!

Судя по тому, что мы все видим – их суммарный КПД куда меньше, чем был даже у первого паровоза Черепанова. Тот хоть и плохо, но всё-таки двигался вперед.

Если серьезно — разумных идей по созданию инвестклимата очень много. Есть серьезные общественные организации вроде ООО «Деловая Россия», ПРО «Конгресс промышленников и предпринимателей», ПРО «ОПОРА России», ПРО «ФинПотребсоюз», НП «Лига финансовых институтов», Приморская Торгово-промышленная палата – они ежедневно пропускают, что называется «через себя», все перспективы улучшения бизнес-среды Приморья. Нужна дискуссия. Но какая может быть дискуссия, когда администрация края и создаваемые ею и вокруг неё мертворожденные структуры предпочитают «вариться в собственном соку» и ничего не делать?!

Когда «передовая и смелая» местная пресса Приморья в марте отмечала успехи «5-летия губернаторства Миклушевского в Приморье», почти одновременно с этим появился «Национальный рейтинг губернаторов России» (по версии ЦИК «Рейтинг»). В нем «юбиляр» из 85 мест занял последнюю 85-ю строчку. В аналогичном рейтинге за 2016 год Миклушевский находился на 45-м месте. А теперь ответьте на простой вопрос — вы бы начали строить свой бизнес на территории, которой управляет «специалист» из конца списка? Что у нас творится в краевой экономике – давно уже «секрет полишинеля». Существующие в ней провалы могут привести к неуправляемости краем со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Динамика экономического роста всегда существовала в Приморье, еще и до прихода Владимира Миклушевского. Но сегодня мы наблюдаем отставание Приморья в создании благоприятной инвестиционной среды, самое значительное в текущем XXI веке падение покупательной способности граждан Приморского края, неудачно проводимая для предприятий и жителей края фискальная политика (растущие цены и тарифы ЖКХ), опять же упущенную динамику роста. Так может это и есть на самом деле наглядная оценка всей экономической деятельности нынешнего губернатора на его посту? Вместо инвестиционной «среды» создали в крае какой-то «инвестиционный понедельник». Неужели мы вернулись ко «Дню сурка» в Приморье!?

Наглядным подтверждением служат, хотя бы, две недостроенные за все 5 лет губернаторства Миклушевского гостиницы «Хаятт». Общие затраты на достройку этих гостиниц из краевого и федерального бюджета приближаются к 18,4 млрд. рублей! С учетом валютной курсовой разницы, переоценки, процентов пользования этой суммой, а также упущенной выгоды, упущенных налогов от будущей их деятельности, эти затраты можно смело увеличить в 1,5 раза. А это уже 27,6 млрд. рублей или 2,5 годовых бюджета Владивостока (годовой бюджет Владивостока в 2017 году составляет 11,4 млрд. рублей). Вот такая вот  «миклуномика» по-приморски: за бюджетные – читайте – НАШИ С ВАМИ средства, строится коммерческий объект, который потом в любом случае придется передать (продать) в чью-то частную собственность. Ведь гостиница — это не социальный объект.

«Коррупционные пылесосы» продолжают «доить» бюджет

Следственные материалы по злоупотреблениям на «Хаяттах» переданы в прокуратуру. Очевидно, будет суд. А в чем на Ваш взгляд суть всей этой аферы по гостиницам?

— Когда затевались саммитовские стройки во Владивостоке (строили мосты, комплекс ДВФУ, инженерные сооружения, океанариум и пр.обьекты) злоупотребления были, но потом они неожиданно (!?) стали расти, как снежный ком. Сначала аферисты буквально днем угнали за границу «на гвозди» вполне приличный океанский теплоход «Георг Отс», предназначенный для гостей международного форума. Ну, а после получения «отмашки» на «самом верху» резко озаботились гостиницами «Хаятт». Надо отдать должное местным правоохранительным органам  — почти все злоупотребления они смогли выявить. Материалы переданы в суд.

Но по «Хаяттам» впечатляет, прежде всего, размах аферистов. Даже искушенное воображение поражает обширный круг должностных и выборных лиц, вовлеченных в России в самую крупную этого века гостиничную аферу. Созданная нечистоплотными людьми система «коллективной ответственности» по уводу огромных средств из краевого бюджета «на гостиницы» позволила им легко и длительное время уходить от ответственности. Ведь исполнительные органы власти  выделяли деньги только с одобрения Законодательного Собрания Приморского края. Или депутаты ничего не понимали, когда голосовали «за», или ими кто-то «понукал»? Или им просто было глубоко плевать? Не из их личных карманов деньги уводятся, да и ладно…

По официальной версии, причиной злоупотреблений явилась непрозрачность и бесконтрольность схем финансирования, а также высокая коррупционная составляющая самого строительства, осуществляемого заказчиком АО «Наш дом Приморье». Благодаря этому, гостиницы, превратившиеся в «коррупционные пылесосы» для бюджета, достраиваются все пять «миклушевских» лет. И будут ещё строиться ровно столько времени, сколько нынешний губернатор и его команда эффективных менеджеров пробудут у власти…

В этой ситуации много пикантных фактов и любопытных моментов, но самым щепетильным является, пожалуй, тот факт, что совсем недавно был утвержден на должность Контрольно-счетной палаты Приморья близкий сподвижник губернатора Игорь Ватулин. Ранее он с Миклушевским работал в МИСиС и в ДВФУ. В октябре 2012 года он был гендиректором АО «Наш дом — Приморье», а с 12 мая 2014 года стал работать и в администрации Приморского края — возглавлял департамент государственных программ и государственного финансового контроля. Теперь он руководитель КСП Приморья и в его обязанности входит внутренний аудит краевого бюджета. КСП также дает заключение о коррупциогенности того или иного контракта, договора или затрат.

— А кто внес и кто утвердил его в этой должности?

— Ватулина выдвинул на эту должность губернатор Миклушевский, а депутаты Законодательного Собрания его в конце января утвердили. Вот такой они подарок сделали губернатору к его 5-летию «губернаторства». Вспомнил вдруг неожиданно афоризм, мол «деньги иногда помогают переступить через все законы, кроме законов физики». Хотя как тут не вспомнить и другую русскую поговорку – «Кому много дано — с того много и спросится».

— Что на Ваш взгляд может изменить ситуацию с созданием благоприятного инвестиционного климата в Приморье?

— Равенство перед законом, которое декларируется в 19-й статье Конституции России – «Все равны перед законом и судом». Это сейчас само важное для создания благоприятного инвестиционного климата в Приморье.

Процесс формирования бизнес-среды, будь то огромная страна или отдельно взятая территория, как правило, бывает болезненным, т.к. требует искать компромиссы, ломать устоявшиеся нормотворческие процедуры, изменять законы. Ведь не всегда законы «заточены» под экономические интересы других стран.

Управляющей компанией ТОР сегодня является АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ), 100% акционером которого является Правительство Российской Федерации. Быть может, стоит рассмотреть создание в Приморье Специальной административной территории (САТ) с собственным законодательством, основанным на принципах системы общего международного права (common law)?

Собственное законодательство такой территории — это далеко не единственный инструмент продвижения САТ. На мой взгляд, более важным инструментами являются — свобода выбора любого права для сделок, а также независимые органы управления САТ, налоговые льготы, свободное применение английского языка и независимый специальный суд, входящий в единую судебную систему РФ в качестве местного суда. Разумеется, оценка эффективности САТ во многом будет зависеть от тех возможностей и полномочий, которые ему делегирует Правительство РФ.

И СПВ, и ТОРы подразумевают значительные налоговые льготы, отмену таможенных пошлин и прочие «радости жизни». Если ТОРы имеют аналоги в других регионах России, то Свободный порт Владивосток — вещь инновационная и абсолютно уникальная для страны. Главная проблема любого бизнеса, осваивающего новое пространство, даже не размер налога, а администрирование. Поэтому, на мой взгляд, проект СПВ скорее напоминает «резервацию», куда заманивают бизнес, чтобы потом отчитаться о «результатах привлечения инвестиций», нежели территории, на которых реально создано пространство экономической свободы.

Слово чиновника в России, вне зависимости от его места на «властной вертикали», не является гарантией исполнения обещаний. Сегодня, например,  органом Управления СПВ является Наблюдательный совет, состоящий из более, чем полутора десятков чиновников различных министерств и ведомств, географически находящихся в Москве. А, если предположить, что управлением свободным портом Владивосток займется юридическое лицо — Управляющая Компания, которая бы де-юре действовала на основе международного соглашения (международного права) между нашей страной и странами-инвесторами? Ведь международный характер такой Управляющей компании — на мой взгляд очень серьезная гарантия того, что условия и принципы функционирования порто-франко для инвестора будут понятны и никогда не будут изменены. Это гарантии его инвестиций.

Наверстать реально, но…

— Реально ли наверстать возможности, упущенные Приморьем, за пять губернаторских лет?

— Теоретически — да. Если предположить, что запустятся механизмы новых условий хозяйствования. А пока приморские мужики «запрягают» — край нашенский уже стал отставать по отдельным экономическим показателям от Сахалина, Амурской области и Хабаровского края. Отставание пока незначительное, но это, как говорится, «первый звоночек». Кто это звонок услышит в Белом доме администрации Приморья?

— И последний вопрос. Он не по теме нашего разговора, а касается как бы общественного среза или мнения — чем живет и чем дышит Приморье сегодня? Недавно Приморская региональная Общественная организация «Ассоциация выпускников Инженерной школы ДВФУ» подавала заявку в ЗСПК на участие в формировании второго состава Общественной палаты Приморского края. Ваша организация — одна из самых влиятельных и многочисленных общественных объединений в регионе. Вы на общественных началах — уже два срока президент Ассоциации,  но Вас (Вашу организацию) депутаты ЗСПК не выбрали. Почему?

— В 2018 году инженерное сообщество Дальнего Востока будет отмечать 100-летний юбилей высшего инженерного образования в регионе, родоначальником которого считается образованный в 1918 году Высший политехникум. Именно этот вуз положил начало инженерному образованию на Дальнем Востоке. За прошедшие без малого 100 лет альма-матер дальневосточных инженеров и технологов несколько раз меняла свой статус и название. Сегодня это Инженерная школа ДВФУ. Товарищи буквально уговорили меня подать заявку в Общественную палату Приморья. Ведь это возможность непосредственно участвовать в обсуждении законопроектов и предлагать свои решения важнейших для края задач. Для нашей организации приоритетом всегда будут выпускники инженерных профессий.

Теперь по существу вопроса — почему не проголосовали? Наверное, потому, что в данный момент депутаты большинством своим выбрали вполне достойную десятку представителей разных профессий и разных слоев общества, олицетворяющих сегодняшнее Приморье. Это представители «Федерация смешанного боевого единоборства»,  «Федерация бильярдного спорта Приморского края», три представителя ветеранских организаций, представитель «Института вертеброневрологии»… и еще четверо других не менее уважаемых представителей. Вот такой вот удивительный выбор Приморских депутатов. Бильярдисты и вертеброневрологи современному Приморью куда важнее инженеров?

Помимо нас «за бортом» власти оказались также ученые ДВО РАН, Совет многодетных родителей и ряд других структур. Вот такой «депутатский КИКС»! Или это мне одному кажется?

Примечание: кикс-это бильярдный термин, обозначающий «промах» или плохой удар.

http://goldenmost.ru/miklunomika-ili-kiks-po-primorski-ni-pyat-ni-dva-ni-poltora/

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CEST: 2024-04-26 03:38
  • MSK: 2024-04-26 04:38
  • +10: 2024-04-26 11:38
  • IDT: 2024-04-26 04:38
  • +08: 2024-04-26 09:38
  • EDT: 2024-04-25 21:38