Корейские инвесторы не спешат вкладываться в ТОРы и Свободный порт Владивосток.

Во Владивостоке завершил работу VII Дальневосточный Российско-Корейский форум

Как сообщает корр. делового портала «Золотой мост», в работе форума приняли участие около 200 человек – это представители регионов Дальнего Востока, федеральных органов власти, дипломатического корпуса, бизнеса двух стран. Одна из ключевых задач мероприятия – поиск взаимовыгодной модели сотрудничества. У приморской стороны свой взгляд на перспективы развития региона. Представители Страны утренней свежести смотрят на реализацию проектов в крае по несколько иным углом зрения.     

Российско-корейский экономический форум во Владивостоке – одна из ключевых площадок, на которой развивается диалог между двумя странами. Сегодня Республика Корея входит в тройку партнеров, сотрудничество с которыми в Приморье признано стратегическим. В крае работает более 20 компаний с объемом инвестиций более 2 млрд. рублей. В 2016 году регион посетило более 50 тысяч южнокорейских туристов, рост составил почти 69% по сравнению с показателями 2015 года. За этот же период в направлении Кореи выехало из приморья 120 тысяч россиян. Есть надежды, что турпоток в край будет расти – предпосылки существуют: широкая транспортная сеть, интересные объекты показа, среди которых повышенным спросом пользуется приморская сцена Мариинского театра, скоро откроют двери филиалы Эрмитажа, Третьяковки, Русского музея. Свою лепту должны внести и круизные суда, которых со стороны Кореи на этот год заявлено аж 12.

Не стоит сбрасывать со счетов и главные козыри – ТОРы и Свободный порт Владивосток.

«Сегодня у нас, как и на всем Дальнем Востоке, происходят качественные изменения в инвестиционной сфере. У нас действуют беспрецедентные меры поддержки бизнеса. Здесь я имею в виду территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток. Эти механизмы очень востребованы у инвесторов. Приморских ТОР уже четыре, они насчитывают 32 резидента. 137 компаний решили стать резидентами Свободного порта Владивосток, и с каждым днем это число увеличивается. Объем заявленных инвестиций в СПВ уже составляет почти 170 миллиардов рублей, создается более 20 тысяч рабочих мест. 10 резидентов из 137 – компании с иностранными инвестициями: китайскими, южнокорейскими и японскими. Сфера деятельности различна: от рыбоводства, жилищного строительства до производства парфюмерии и стройматериалов», – сообщил участникам форума приморский губернатор Владимир Миклушевский.

В общем, живи, заманивай иностранных инвесторов льготами, преференциями, выгодными инвестиционными проектами, да радуйся. На самом деле, корейской стороне все видится совсем не так радужно.

«Россия и Корея расширяют практическое сотрудничество. Вопросы развития Дальнего Востока РФ занимали ключевые позиции в повестке встреч лидеров стран в 2013 году в Сеуле и на полях ВЭФ в 2016 году во Владивостоке. Южнокорейские компании не единожды посещали дальневосточные регионы в поисках инвестиционных возможностей. Но, несмотря на многочисленные встречи, подписанные соглашения, какие-то конкретные результаты по-прежнему отсутствуют. Республика Корея готова оказать максимальную поддержку в расширении инвестиционного развития Дальнего Востока, но дело это- долговременное»,- отметил в своем приветственном слове генеральный консул Республики Корея во Владивостоке Ли Сок Пэ.

Директор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов презентовал стратегию по привлечению инвестиций в область. Ставка делается на 17 ТОРов и территорию СПВ, куда вошли 20 муниципальных образований из разных регионов Дальнего Востока. Государство для повышения привлекательности этих проектов выделают суммы на формирование инфраструктуры и коммунальных сетей. А развернуться заинтересованному бизнесу есть где. Для выращивания экологически чистого продукта можно использовать аж 2,8 млн га, в т.ч. и на Камчатке, где можно развивать тепличные хозяйства. Есть потребности почти в 1,5 млн. тонн молока на сумму более 2 млрд. долларов выручки. Похожая ситуация и с мясом. Строительство мостовых переходов в ЕАО и Амурской области, работа транспортных коридоров «Приморье -1» и «Приморье –2» в корне может изменить логистическую схем у не то, что Дальнего востока. Но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Профессор университета Инчхон Сон Вон Ён в своем выступлении оказался менее оптимистичен, разрушив все выстроенные предыдущими спикерами соблазнительные предложения, как карточный домик.

«Одна из самых актуальных проблем — отток населения. Правительство как-то пытается решить эту проблему. Еще в 2012 году, когда проводился саммит АТЭС во Владивостоке, было видно, что имеется твердая воля к развитию Дальнего Востока. Но, несмотря на эти усилия на первоначальном этапе, результаты, которые бы удовлетворили руководство страны особенно в привлечении инвестиций, пока не высоки. Почему нет результатов? Сначала речь шла о 5 ТОРах, сейчас уже говорят о 15, а скоро ним добавится еще парочка. А сможем ли поднять их на тот уровень, на который нацелились на первоначальном этапе? Так ли уже действительно существует необходимость их увеличения? Когда начинаешь распыляться, то это только приводит к ухудшению качества проекта. Надо подумать: что важнее – количество или качество», — отметил спикер из Республики Корея.

Когда затевались ТОРы, то речь шла о кластерном подходе – должен присутствовать якорный проект, возле которого располагалась бы полная цепочка сопутствующих производств. Но созданные нынче ТОРы совсем не напоминают те задуманные кластеры, сегодня это больше набор компаний, которые вошли в проект, чтобы просто воспользоваться льготами.

«Похожая ситуация и со Свободным портом Владивосток. Сначала речь шла о 7 муниципальных образованиях. Теперь их уже 16. Конечно, все муниципалитеты хотят показать, что все проекты – это результат их деятельности. И создавая и реализуя эти проекты, они могут рассчитывать на финансовую поддержку из бюджета», — добавил г-н Сон Вон Ён. Профессору так и не удалось разгадать — в чем кроется отличие инструментов развития Особой Экономической зоны (ОЭЗ), Свободного порта Владивосток (СПВ), Территорий опережающего развития (ТОР), Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). «Старые» проекты себя еще не показали», а «новые» еще не зарекомендовали, ибо их эффективность невысока.

Много вопросов вызвала и финансовая сторона проектов. Сегодня при реализации «программы «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона» почти 83,2% — это внебюджетные источники. Т.е. государство не спешит заниматься инфраструктурой объектов, а предлагает это все взять на откуп частному бизнесу. Активизация последнего приведет к созданию государственно-частных партнерств. А т.к. нет четких источников финансирования, то большинство проектов начинают давать пробуксовку уже на начальных стадиях проектирования и строительства инфраструктуры.

«Управлением СПВ занимается наблюдательный совет, в составе которого 60 человек. А попробуйте собрать их всех вместе и одобрить тот или иной вопрос? Это очень и очень

проблематично. Для практической реализации проектов создано слишком много федеральных и региональных органов поддержки. А чем их больше, тем ярче выражен конфликт интересов, тем труднее продвигать тот или иной вопрос», — подчеркнул корейский спикер еще на его взгляд несовершенные моменты при реализации проектов.

«Досталось на орехи» и резидентам. Точнее, не столько самим компаниям, а сколько резидентскому статусу и условиям вхождения в резидентский пул. «По правилась, резидент – это то, кто занимается хозяйственной деятельностью. Плюс 5 млн рублей инвестировать за три года. Но соответствуют ли эти критерии целям создания СПВ? Кто сегодня является конкурентом свободного порта Владивосток? Это порты Японии, Южной Кореи и Китая с современными технологиями. И если не будет четкой поддержки со стороны правительства РФ, то очень сложно говорить о том, что СПВ со своими резидентами (среди которых есть малопонятные направления деятельности. Которые как-то можно увязать с активным развитием СПВ) может выйти на один уровень с портами стран АТР», – считает профессор Сон Вон Ён.

После саммита АТЭС нет проектов по строительству социально-экономической инфраструктуры. Если не будет условий для проживания и занятости людей, то отток населения искоренить не получится. Нет нужды распыляться по всем территориям. Наверняка, оптимальный вариант – дать одному региону возможность, где были бы видны все обозначенные перспективы, резюмировал профессор Сон Вон Ён.

Опытом вхождения в Свободный порт Владивосток поделился представитель компании Gideon Sysctech г-н Чэ Чжин Ён (компания занимается во Владивостоке внедрением электронных проездных карточек). Представитель корейского бизнеса на площадке форума рассказал, с какими проблемами пришлось столкнуться компания при получении статуса резидента СПВ.

Первая проблема – это оформление заявки на русском языке. Это оказалось настоящей проблемой для многих компаний – такое требование вызвало чувство недоумения и безысходности у потенциальных инвесторов. Как же так? Приглашается иностранных инвесторов, а заполнять бланки надо на русском языке. Ну, хотя бы инструкцию какую-то разработали для заполнения этих документов. « Мы ответили на все вопросы так, как нам казалось верным. Но увы, нашу заявку не одобрили. Так что инструкция с пошаговыми разъяснениями просто необходима. Для подачи заявки еще необходимо предоставить бизнес-план с анализами и отчетами. Конечно. Можно сделать самим, но не факт, что будет правильно, что будет соответствовать заявленным требованиям. Потом придется вносить корректировки, как это было у нас после двухмесячной работы. Так что оптимальный вариант – обратиться к консалтинговой или аудиторской фирме. Немаловажный фактор – сроки. Комиссия для рассмотрения заявок собирается раз в месяц. Не успели к этому сроку – ждите следующего заседания», — сказал докладчик. Такой бюрократический механизм может легко отбить желание у любого иностранного инвестора стать резидентом СПВ.

«Льготы начинают действовать только после того, как компанию утвердили в статусе резидента. Но если она начала работать до этого утверждения, то механизма возврата денежных средств нет. Разные у нас и стандарты бухучета и надо понимать разницу или предусмотреть механизм адаптации одних стандартов к другим, озвучил еще ряд несовершенств представитель компании Gideon Sysctech.

«Я думаю, для привлечения иностранных инвесторов стоит разрешать подавать документы на одном из азиатских языков или хотя бы на английском. И должна быть инструкция к заполнению документов. После этого, я надеюсь, активизируется инвестиционная активность в регионе», — заключил иностранный резидент СПВ», резюмировал корейский бизнесмен.

http://goldenmost.ru/koreyskie-investoryi-ne-speshat-vkladyivatsya-v-toryi-i-svobodnyiy-port-vladivostok/

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-03-28 17:25
  • MSK: 2024-03-28 19:25
  • +10: 2024-03-29 02:25
  • IST: 2024-03-28 18:25
  • +08: 2024-03-29 00:25
  • EDT: 2024-03-28 12:25