«Фактически мы выпускаем социальных дебилов»: ректор ВШЭ о навыках будущего.
На мой взгляд, компетенции будущего, которые сейчас видны, — это в первую очередь цифровая культура. Умение работать с большими данными, умение вести поиск, умение отбирать нужную информацию в потоке данных… Это наиболее общие умения, которые должны формироваться в общеобразовательной школе. Вуз — поздновато для культуры выбора, культуры выхватывания нужной информации из огромного потока данных, которые нас окружают.
Вторая компетенция, которую я выделил бы, — это работа с большими данными. Это как раз задача для вузов, и мы вводим сейчас на всех без исключения образовательных программах, включая филологов и философов, курсы по работе с большими данными. Наш факультет компьютерных наук вместе с «Яндексом» как раз сейчас создал команду и работает со всеми научными группами, чтобы выяснить, что же для их профессионального знания представляют собой большие данные. У каждых свои: у лингвистов свои, у транспортников свои… Откуда их можно брать, какого рода специфические инструменты должны преподаваться… Но это, совершенно очевидно, не менее важно, чем линейная алгебра, бухгалтерский учет или статистика.
ретье перспективное направление — это коммуникации. Не надо забывать, что мы для окружающих — часть того потока информации, который перед ними протекает. Если мы хотим обратить на себя внимание, то должны быть заметными. Следовательно, [нужно развивать] компетенции в области дизайна, в области презентаций и просто коммуникационные вещи.
Коммуникационные вещи — это опять же задача общеобразовательной школы. Мы должны развивать навыки самопрезентации, навыки взаимопонимания, работы в группе, доклада перед аудиторией и умение удержать ее интерес. Более специфические инструменты, примером тому является дизайн, — это задача специфическая для высшей школы.
Еще есть набор обязательных знаний нового поколения, который сейчас активно обсуждается применительно к общеобразовательной школе. Это три компонента: иностраннный язык (речь идет, как правильно [министр образования] Васильева сказала, о том, что английский язык является не иностранным языком, он является языком международного общения, поэтому мы должны его осваивать в обязательном порядке на рабочем уровне), знания в области финансов и знания в области права. Сейчас общеобразовательные школы и техникум выпускают людей практически без этих знаний. Техникум с какими-то кусочками, а две трети образовательных школ, где экономика и право не преподаются, вообще без них. Фактически мы выпускаем социальных дебилов, то есть людей, которых могут «развести» в важнейших для них вопросах: трудоустройстве, продаже своей квартиры, взятии кредита… То есть мы людей не предохраняем от манипулирования ими в ключевых вещах. Это было возможно в Советском Союзе, где человек рассматривался как винтик и все ему было предписано, но сейчас человек работает на рынке, он сам несет за себя ответственность, и мы его обязаны обучать.
Вот такого рода компетенции, конечно, нужны, это задача ближайшего будущего. Если компьютерное моделирование и компьютерный перевод будут продвигаться сколько-нибудь быстрыми темпами, мы сможем увидеть потрясающую революцию, мы можем увидеть умирание необходимости освоения иностранного языка вообще. Это, наверное, перспективы скорее пятнадцати-двадцати лет, чем десяти, поэтому, наверное, пока вот эти вещи остаются важными.