«Налоговое убежище» на Русском острове эксперты назвали несбыточным проектом.
Ужесточение санкций со стороны США, под давление которых попали крупнейшие российские бизнесмены – Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг и Сулейман Керимов и многие другие, – реанимировало идею создания офшора в России. В недавнем своем заявлении вице-премьер Юрий Трутнев, фактически главный куратор Дальнего Востока и реализующихся здесь проектов, заявил, что офшорная зона на Русском острове может быть создана для всех организаций, а не только попавших под санкции. Нужна ли на Дальнем Востоке зона, где можно уйти от налогов, тогда как в последние годы власти делали все, чтобы увеличить их собираемость, и как скоро можно организовать офшор на Русском, разбирался VL.ru.
Мнения экспертов
Заявление властей о создании офшора на острове Русский местные эксперты считают не больше чем прожектом. Так, председатель НП «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин сожалеет, что написанные и утвержденные в самых высоких кабинетах экономические иллюзии в виде тех же свободного порта и ТОРов как новых условий хозяйствования никак не накладываются на дальневосточную «матрицу развития». Поэтому попытка создать финансовую офшорную зону (англ. offshore – вне берега, или «налоговое убежище») на Русском острове это – не метод привлечения капитала, а попытка международного (и не только российского) сырьевого бизнеса и их финансовых институтов закрепиться здесь с тем, чтобы продолжить осваивать ресурсы Дальнего Востока. При этом нисколько не учитывая интересы людей, которые здесь живут.
По мнению Александра Ивашкина, первостепенная задача заключается в том, чтобы Дальний Восток (благодаря природно-ресурсному потенциалу и географическому положению) генерировал для России новые интеграционные взаимодействия со странами АТР, например, в изучении и освоении наднациональных проблем Арктики (Якутия, Чукотка, Камчатка и Магаданская область), Мирового океана (Приморье, Хабаровский край, Сахалин) и космоса (Амурская область). Конечно, такие долгоиграющие проекты не несут сиюминутной коммерческой прибыли, но и не «пристраивают» Дальний Восток к сложившимся торгово-экономическим альянсам, партнерам, соседям, а также торговым союзам с их устоявшимися правилами, кодексами и таможенными войнами. А пока получаются все больше очередные «Нью-Васюки» и прочие «межпланетные шахматные конгрессы».
Заместитель председателя ПКО ООО МСП «Опора России» Юрий Рябко, один из учредителей ООО «О. Русский», высказывает такую точку зрения: «Уверен, что именно федеральный закон «О свободном порте Владивосток» является наиболее передовым документом в современном российском нормативно-правовом поле и основополагающим для специального администрирования на нашей территории. К сожалению, за весь период времени закон так полноценно и не заработал. Поэтому на создание офшора на острове Русский можно смотреть лишь с большой человеческой заботой, так как в его рамках могут появиться рабочие места для институции менеджеров, которые будут просто получать деньги за то, что они здесь живут, по сути обслуживая юридический адрес конкретного бизнеса и не понимая, чем «РусАл» отличается от «Алросы»».
По его мнению, наличие свободного порта сегодня уже обладает вполне точным алгоритмом. И проблема состоит в том, что у нас так и не появилось осознание того блага, которое оформлено в закон. По-прежнему не имеет четких полномочий наблюдательный совет СПВ как политический и административный орган, в состав которого потенциально входят врио губернатора Андрей Тарасенко, глава Владивостока Виталий Веркеенко, зампред правительства Юрий Трутнев. Активная работа такого совета автоматически сформирует законодательное пространство, где власть и бизнес смогут выступать с инициативами, лоббировать интересы, преобразует Владивосток в подлинную столицу региона и наиболее значимого города на Дальнем Востоке.
Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, один из авторов «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» Юрий Авдеев также считает, что Русский должен стать площадкой международных коммуникаций, где каждая из стран АТЭС должна иметь возможность на постоянной основе проводить презентацию своей национальной культуры и научно-технических достижений наравне с российскими городами. Именно поэтому идея офшора, скорее, исказит идею подобного туристического и культурного объекта.
«Вряд ли создание офшорной зоны повлечет за собой переезд ведущих ведомств, отвечающих за развитие Дальнего Востока, в приморский краевой центр. Владивосток и Хабаровск – такая же пара, как Москва и Санкт-Петербург, их нельзя противопоставлять. Хабаровск по праву является столицей Дальнего Востока, находясь на пересечении границ регионов ДФО. Владивосток – форпост Тихоокеанской России, который вполне может стать штаб-квартирой для полпреда президента России. Наши города требуют интегрированного развития в рамках государственной стратегии, как минимум запуска скоростных железнодорожных экспрессов», – рассуждает Юрий Авдеев.
Налоги и офшоры
Принесет ли офшор на Русском в регион налоги – вопрос еще более спорный. Как замечает президент Дальневосточной палаты налоговых консультантов Галина Ткаченко, лет 15 тому назад налоговые инспекции Приморья действительно часто сталкивались с офшорами. Тогда существовало негласное правило: раз у тебя есть офшор, будь готов к проверке. Другой вопрос – сколько ни обращались фискальные органы Приморья на Кипр и Сейшельские острова или в Малайзию – вся информация оставалась за семью печатями. Сегодня и эти зоны нельзя называть в чистом виде офшорными. Более того, в России уже около 10 лет вторая часть Налогового кодекса предусматривает порядок уплаты многих налогов по месту деятельности налогоплательщика, например, тот же НДФЛ. Налог на прибыль поступает в бюджет субъекта Федерации по месту деятельности. Транспортный – по месту нахождения транспортного средства. Словом, скрывать налоги стало сложно и невыгодно.
Сравнительный анализ, который провел VL.ru, показал, что не менее 40% компаний – резидентов СПВ так и не приступили к своей деятельности и не имеют штата сотрудников, поскольку не воспользовались льготой по социальным взносам, на которую имеют право. Как пояснили в управлении ФНС России по Приморскому краю, 64 резидента все же стали реализовывать проекты, заявив по итогам 10 месяцев прошлого года льготу по налогу на прибыль в сумме 120,5 млн рублей, 34 из них оказались убыточными, 20 резидентов ТОСЭР получили льготу по аналогичному налогу на 34,8 млн рублей, 16 из названных субъектов бизнеса оказались убыточными.
«Если кто-то представляет себе, что корень дальневосточной проблемы в том, что сюда не идут «длинные» инвестиционные деньги по причине налогов, тот, на мой взгляд, серьезно ошибается. Действительно, практически любой финансовый офшор это, прежде всего, пониженные налоги, ниже тех, которые действуют в нормальных государственных юрисдикциях. Предполагаю, что, по международной системе классификации, на острове Русский будет построен высочайшего класса респектабельный офшор. Здесь от клиентов потребуют финансовую отчетность, реестр директоров, учредителей и акционеров. А все ли нувориши захотят после этого уходить в офшор Русского острова?
Следующий момент тоже очень важен – гарантии принятых офшором обязательств и проверенное временем (а лучше десятилетиями) корпоративное право. Хотя, возможно, на этапе становления офшора Русского острова можно позволить применение экс-территориального корпоративного законодательства, например, Сингапура, где действует MagnaCartaLibertatum – английское право, которое считается лучшим для обслуживания финансовых операций IPO. И еще, если принять тезис, что будущий офшор Русского острова имеет действительное намерение обеспечить приток денег и улучшение инвестиционного климата Дальнего Востока, то можно было бы предусмотреть законодательно применение на Русском корпоративного права страны-инвестора, проще говоря, одностороннее признание решения их судов», – считает председатель НП «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин.
Мегаостровные проекты
Из конфиденциальных источников удалось узнать, что в Минвостокразвития изучают проект закона, касающийся инициации офшорной зоны на Русском, одновременно пытаясь увязать с созданием ТОР на острове. Хотя признают, что, по сути, это разнонаправленные идеи.
Офшор надо в любом случае совмещать с режимом свободного порта и территорией опережающего развития, создание которой на Русском более года обсуждают в Министерстве развития Дальнего Востока, таково мнение собеседников VL.ru.
Прошло более двух с половиной лет с того момента, как вступил в действие Федеральный закон «О свободном порте Владивосток». К этому времени немногие компании-резиденты смогли решить организационные вопросы и реализовать часть налоговых льгот. Преференции открытой таможенной зоны в прошлом году получили и вовсе единицы.
В настоящее время, по данным Минвостокразвития, на территории, находящейся в границах свободного порта Владивосток, действует 645 резидентов, готовых создать более 70 000 рабочих мест. Общая инвестиция в проекты этих резидентов составляет около 700 млрд рублей. Статус резидентов ТОР в Приморье получила 41 организация.
Более года назад создана и концепция развития острова, которая среди прочего предусматривала реализацию инвестиционных проектов, базирующихся на кадровом, научном-технологическом, геополитическом, природном и туристическом потенциале Владивостока. Данный документ дал старт созданию нормативной базы под новую ТОР на Русском, которая также планировалась к запуску сначала к очередному Восточному экономическому форуму, а затем к концу прошлого года.
ТОР должна была вобрать в себя мастер-план застройки острова, разработанный по заказу АИЖК к лету 2017-го консалтинговым бюро «Стрелка» Александра Мамута. Подобные мероприятия проходили в рамках еще более масштабного проекта для нескольких сотен российских городов, общая стоимость работы КБ оценивалась в 3,8 млрд. Мастер-план для Русского охватил 390 га его территории, а также предусмотрел градостроительную концепцию набережной протяженностью 4,2 км и парка площадью около 70 га. Итогом проекта должно было стать около 500 тысяч кв. м жилья со всей социальной, коммерческой и транспортной инфраструктурой, которая будет включать места для парковки и велосипедные дорожки.
Пробовали создать на острове и свободную экономическую зону в 2010 году, но, не получив заявок на участие от потенциальных резидентов, ликвидировали в 2016-м.
Обоюдным тормозом для всех без исключения проектов на острове Русский, как полагают собеседники из Корпорации развития Дальнего Востока, является принадлежность земли. Даже резидентам СПВ не удается воспользоваться льготой по земельному налогу на острове по той простой причине, что практически все участки, кроме полуострова Саперного, где предполагалось делать ТОР, находятся в ведении Министерства обороны.
Приступать к оформлению офшора, пока не решен вопрос ТОР на острове Русский, скорее всего, не будут. Минвостокразвития давно провело переговоры с потенциальными резидентами – преимущественно компаниями, занимающимися выращиванием марикультуры, китайскими корпорациями. В рамках ТОР на Русском планировали разместить Центр развития ядерной медицины. Пакет документов, в их числе финансово-экономическое и технико-экономическое обоснования, уже готов, и в самое ближайшее время пройдет его межведомственное согласование. А затем поступит на подпись председателю правительства.
В Корпорации развития Дальнего Востока и Минвостокразвития уходят от официальных комментариев относительно предполагаемого офшора. Сегодня концепция ТОР и СПВ исполнительным структурам власти более понятна. В ее контексте можно решать, какая инфраструктура будет сопровождать эти проекты, какие соглашения необходимо заключать с муниципальной властью и бизнесом относительно территории ТОР на Русском, так как, например, после снятия обременения от Министерства обороны вся земля будет передана Владивостоку.
Представители Минвостокразвития, мнения которых удалось узнать, полагают, что офшор на Русском в чистом виде вряд ли будет сформирован: так просто выводить деньги из страны или, напротив, заводить нелегальные финансовые средства компаниям скорее всего не позволят, поэтому буквально понимать то, что еще не оформлено законодательно, не стоит.
https://www.newsvl.ru/vlad/2018/05/03/169859/#ixzz5FpIu18T4
Новости Владивостока на VL.Ru