Хабаровский край испортил себе кредитную историю
Хабаровский край возглавил список регионов с самыми высокими показателями задолженности по банковским кредитам, сообщает РИА «Восток-Медиа» со ссылкой на «Новые Известия». Пока еще столица Дальнего Востока показала рекордные 67,5 процента.
Неподалеку от соседа по федеральному округу расположился другой серьезный должник – Магаданская область, у которого тоже имеются большие проблемы с долгом. Впрочем, не весь Дальний Восток долгами крашен. Весьма неплохо дела обстоят в Приморском крае, а Сахалинская область вообще оказалась одним из двух российских регионов свободных от госдолга.
Известно, что при распределении доходов, регионам остаётся 46 процентов от всех налоговых сборов, остальное идёт в федеральный бюджет. Правительство также распределяет дотации на выравнивание бюджета, выдаёт субвенции и субсидии под какие-то проекты. Так, дотации выдаются дважды в год, но расходы происходят круглогодично. Отсюда и возникает нехватка денег, которые появятся позже, однако прямо сейчас их нет в наличии. Этот дефицит бюджета покрывается займами и кредитами. Занятые деньги отдаются при первой же возможности, однако некоторые регионы копят долги, живя, откровенно говоря, не по средствам. Одним из таких регионов, носящих «рубаху не по размеру» стал Хабаровский край. Его госдолг на данный момент составляет 46,6 миллиардов рублей, что даёт этому дальневосточному региону полное право занять своё почётное место в списке регионов-аутсайдеров.
Эксперты считают, что финансовая политика Магаданской области и Хабаровского края выглядит довольно «вольной». Так, Магаданская область показала худшее в России изменение реальных доходов населения за первые четыре месяца 2018 года. Они упали на 8,2%. Среднее же значение по России, если верить данным Росстата, выросло за этот период на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Безработица в Магаданской области в прошлом году выросла с 4,4% до 5,3%.
Хабаровский край тоже недалеко ушёл от соседа по списку, показатель реальных доходов населения меньше среднероссийского значения. Кроме того, ситуацию усугубляет и спад обрабатывающей промышленности за январь-май 2018 года на 1,2 процента при среднем по России показателе + 4,4 процента.
«К сожалению, финансовое положение Хабаровского края продолжает ухудшаться по двум причинам. Первая причина — замедление собственных доходов, вторая — отсутствие финансовой поддержки из федерального центра. По сути, нынешние возможности Хабаровского края по сокращению расходов себя исчерпали. И это не самое страшное. Страшнее то, что нет отчетливых перспектив выхода Хабаровского бюджета из этой финансовой ямы. долговые обязательства будут оказывать все возрастающее давление на расходы, связанные с финансированием краевых бюджетных услуг. От такого финансового «отчаяния» правительство Хабаровского края может совершить опрометчивый шаг — перекредитоваться у коммерческих банков, которые с удовольствием могут это сделать. Но в таком случае проценты кредитов будут на порядок выше, а значит, и финансовая задолженность края будет все время расти, поскольку расходы на обслуживание и погашение долга также вырастут», —
Хабаровский губернатор накопил довольно большой хвост негативных публикаций в СМИ. Различные издания уже давно пишут о давлении на хабаровский бизнес при полном отсутствии поддержки, росте зарплат губернатора и его замов и многомиллионных банкетах. Кроме того, закупку чартерных рейсов исключительно для губернаторского пользования остановили только активисты ОНФ. Счётная палата выявила нарушения при строительстве дамбы на 600 миллионов рублей. Показателем ошибок Шпорта можно считать тот факт, что при его приходе к власти госдолг Хабаровского края составлял всего-то 175 миллионов рублей вместо нынешних 46,6 миллиардов рублей.
«По поводу выросшего до 46,6 миллиардов рублей госдолга, могу сказать, что полученные Хабаровским краем прежде ресурсы не привели к оздоровлению финансов края, а наоборот «помогли» загнать край в долговую яму. Финансовая нестабильность Хабаровского края, вызванная сложным экономическим положением на Дальнем Востоке в целом, может привести к появлению фактора «финансового стресса»,который, в свою очередь, способен вызвать негативную реакцию со стороны других дальневосточных регионов», —
Вероятный сценарий развития этой проблемы выглядит следующим образом: если новый врио губернатора Магаданской области Сергей Носов и глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт не пересмотрят политику управления финансами, то контроль над расходами в регионах возьмёт на себя федеральное казначейство. Так уже произошло с Костромской областью. Теперь там региональные власти вообще не могут распоряжаться собственными средствами по своему усмотрению. Первый тревожный звонок уже прозвучал, в июне счётная палата уже взяла госдолг Магаданской области под особый контроль.
Эксперты считают, что госдолг региона может стать серьезной причиной для беспокойства губернаторов за свои кресла.
«Ситуация с выборами во многом предрешена, серьёзной конкуренции нет, но существует конкуренция элитная. Мы понимаем, что губернатор, находящийся по уши в долгах становится для элит уязвимой мишенью, поскольку госдолг перед федеральным центром – тот крючок, на котором глава сидит, и это его основной минус. Когда Кириенко пришёл в администрацию, одним из критериев эффективности губернатора стала долговая нагрузка регионов. Если губернатор показывает снижение долга, значит, он работает в нужном направлении», —
Доходы региона, за счет которых происходит погашение долгов, складываются из налогов граждан, акцизов и пошлин. Эксперты считают, что большее количество средств уходящих на обслуживание кредитов, оставляет меньше средств на развитие региона. Директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что величина госдолга региона пропорциональна количеству средств необходимых для его обслуживания. Соответственно, если увеличивается эта доля, то уменьшается объём средств, которые могут быть выделены на другие нужды. В том числе – на социальные расходы.
«Чудес не бывает. Всё из общего котла. В этом и опасность растущего госдолга. Благосостояние населения уменьшается. Если очень много средств требуется на то, чтобы обслуживать госдолг, уровень жизни может понизиться», —
Кредиты для регионов, это отнюдь не дешёвое удовольствие. В предыдущие три года регионы спасались за счёт недорогих госкредитов под символические 0,1, однако ситуация поменялась и теперь всё обстоит несколько по другому. Правительство договорилось с крупнейшими банками, чтобы те выдавали кредиты регионам по ставке, равной ключевой ставке ЦБ + 1%. Сейчас это 8,25%. Стоимость обслуживания облигационных займов также близка к кредитным.
За 6 месяцев 2018 года, по данным Минфина, совокупный госдолг всех регионов сократился на 5,4% — до 2,19 трлн. рублей. Однако эксперты отмечают, что данный рост обусловлен «драконовской» мерой, соглашением предусматривающим сокращение госдолга минимум на 5% в год. За невыполнение этого условия регионы облагаются штрафом в 1 миллиард рублей.
На 1 июля 2018 года в России есть только два региона, полностью свободных от госдолга: это Севастополь и Сахалинская область. 45 регионов смогли снизить свой госдолг за первое полугодие 2018 года, 11 сохранили госдолг на прежнем уровне, а 27 увеличили.
Кроме того, 32 региона не имеют дорогостоящих кредитов от коммерческих банков. В 12 регионах доля коммерческих кредитов не превышает 20%, в 34 регионах доля дорогих кредитов находится в пределах от 20% до 50%, а в 5 регионах их доля превышает 50%. Общая сумма долгов регионов перед банками составляет 416,6 миллиардов рублей.
https://vostokmedia.com/news/economy/06-08-2018/habarovskiy-kray-stal-ekonomicheskim-autsayderom