Александр Ивашкин: Если созданы условия для выгодного бизнеса, амнистии и офшоры не нужны

Председатель «Лиги финансовых институтов» поделился мнением о новом для ДВ режиме САР, а также о проведении предстоящего IV Восточного экономического форума во Владивостоке

Четвертый Восточный экономический форум (ВЭФ), учрежденный указом Президента России для содействия ускоренному развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в АТР, в этом году пройдет во Владивостоке 11 — 13 сентября. Свое мнение о ВЭФ, других институтах развития региона и о текущей ситуации в ДВФО рассказал Председатель НП «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин.

 

Александр Владимирович, начнем с самого главного – с людей. Несомненно, все задачи по развитию Дальнего Востока в современных условиях невыполнимы без увеличения численности населения ДВ-региона, иначе, в конце концов, мы оказываемся без потребителей и без рабочих рук, что не на руку ни российскому бизнесу, ни зарубежному инвестору. Однако, к сожалению, исходя из данных официальной статистики, с макрорегиона продолжается массовый отток жителей. Каким Вы видите решение этой проблемы?

Надо понимать, что никакого серьезного притока населения на Дальний Восток (в ДФО сейчас проживают 6,3 млн. человек или 5% населения России) уже не будет, если не произойдет чуда. И никакие гости из Средней Азии погоды не сделают. Утомившись от постоянного прессинга «выживания», уезжают социально активные, грамотные и высокопрофессиональные люди, а привозят сюда – нахлебников на бюджет! Соответственно усилия федерального центра сейчас должны быть направлены не столько на программу по увеличению количества людей, сколько на повышение качества человеческого капитала, воспитывая и закрепляя в регионе высокопрофессиональных специалистов за счет развития промышленной инфраструктуры. Главный критерий этим усилиям – качество жизни дальневосточников.

Но, к сожалению, отток населения из ДВФО сейчас уже приобрел масштабы стихийного бедствия. На протяжении ряда лет устойчиво держится отрицательное миграционное сальдо, которое составило более 120 тыс. человек! Опять же, как следует из данных территориальных органов Росстата по пяти субъектам Дальневосточного федерального округа, где имеется оперативная статистика по миграции населения, за прошедшие два года только в Амурской области ситуация более-менее улучшилась (при этом, отток населения не прекратился, он лишь замедлился – вместо 2,5 тысячи уехавших в 2016 году, в 2017 году из региона выехало порядка двух тысяч человек). В остальных регионах округа чистый отток населения вырос: на Колыме почти вдвое, а в «густонаселённых» Приморье и Хабаровском крае – более чем вдвое.

Здесь следует лишь отметить, что уже и правительственные чиновники вынуждены признавать, что на Дальнем Востоке уровень жизни населения существенно ниже, чем в европейской части страны. Я бы сказал, «ниже уровня ватерлинии». И этот разрыв будет усиливаться ежедневно, ежемесячно, ежегодно. Как вы понимаете, на исправление такой проигрышной (со значительным экономическим и технологическим отставанием) ситуации уйдет значительное время, несколько десятилетий, про необходимые финансовые вложения даже говорить не буду, потому что они зашкаливают даже при самом приблизительном подсчете.

Сюда надо вкладывать триллионы рублей. Ежегодно. Сделать развитие этих территорий одним из приоритетных направлений инвестиций в будущее России. Как это делали и русские цари, и Советы. Тогда будет отдача. Именно вкладывать, а не воровать, что сегодня, увы, происходит. Любое масштабное строительство окружено множеством уголовных дел. Этого не должно быть.

Здесь надо запускать долгоиграющие проекты, нацеленные на технологическое развитие региона, с сопутствующим развитием транспортной, добывающий, перерабатывающей, туристической и многих других инфраструктур.

В частности, сейчас много говорится о том, что дальневосточники ожидают публичное заявление на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) руководства страны о строительстве атомного ледокола «Лидер» на стапелях приморского судостроительного комплекса «Звезда» (г. Большой Камень), хотя шансы получить этот заказ у «Балтийского завода» тоже велики.

Это прекрасный проект. Если его отдадут Большому Камню, то «Звезда» перерастет изрядно опостылевшее амплуа «утилизатора» советского атомного флота. Напомню читателям, что при вводе двух очередей судостроительного комплекса «Звезда» общее количество сотрудников основного производства может достичь 10 тысяч человек, при этом, помимо прямых рабочих мест будут создаваться рабочие места компаний-подрядчиков и предприятий социальной сферы. Есть такая статистика — на одно рабочее место в судостроении приходится семь рабочих мест в смежных отраслях. Поэтому эффекты от реализации проекта СК «Звезда» вкупе со строительством «Лидера» — очевидны. Это не только внутренние инвестиции и импортозамещение, но это, прежде всего, серьезный экономический и технологический импульс для всей дальневосточной промышленности. Поэтому строительство «Лидер» могло бы стать своеобразной «историей успеха» не только для главного лоббиста этого проекта («Роснефти»), но и в будущем для глубокого освоения Северного морского пути, изучения Мирового океана, арктического потенциала и технологий, которые будут востребованы для этих целей.

Международный капитал почти всегда идет туда, где приняты упрощенная процедура оформления и пониженные ставки налогообложения. Новые условия хозяйствования (НУХ) в виде САР, ТОР (ТОСЭР), СПВ, специально созданные для ДВФО, этому способствуют?

Специальный административный район (САР), который рассматривается в качестве альтернативы зарубежным офшорным зонам, как уверяют финансовые власти страны, заработает на острове Русский во Владивостоке буквально в сентябре-октябре 2018 года. Поэтому история САРа только начинает формироваться. Вообще классические офшорные территории нормальными юрлицами выбирались для доступа к англосаксонскому договорному праву, независимым судам и специальным финансовым инструментам, а не для создания неких «кубышек», хотя и это могло быть. Как правило, учредители офшорных компаний, принимали решение с целью вывода корпоративных отношений в зону комфортной юрисдикции. Не правда ли, огромное поле деятельности для юристов, законодателей и судейского сообщество в рамках деловой программы ВЭФа – пообсуждать пути создания подобной комфортной юрисдикции в ДВФО для бизнеса любой величины и принадлежности.

И хотя есть определенные сомнения, что иностранные банки будут открывать островным компаниям банковские счета, а ведение и учет средств на корсчетах лоро-ностро по санкционным причинам вообще может стать проблематичными, тем не менее, ожидаемый приток инвестиций, как уверяют чиновники, в САРы на острова Октябрьский в Калининградской области и Русский во Владивостоке может превысить $1 млрд. Но…давайте подождем, все же мировой тренд в международных финансах и инвестициях — это их полная транспарентность. Всегда важно знать их конечного бенефициара, чтобы такие деньги «не пахли», а офшоры не становились «черными дырами».

Быть может офшорные деньги могут выступить драйвером для дальневосточных ТОРов?

Выведенные когда-то из РФ капиталы пока не очень-то стремятся вернуться на родину. Как Вы знаете, в марте этого года в России началась вторая волна амнистии капитала. Первая волна, которая проходила с июля 2015 года до июля 2016-го, привлекла, по данным Минфина, всего 7,2 тыс. человек. Но почему-то есть уверенность, что результаты второй волны могут оказаться лучше первой. Вовсе не потому, что мы такие хорошие, а потому что вокруг все такие «плохие» – просто возросла угроза состояниям богатых россиян за рубежом. Осложнение условий для инвестирования капиталов российского происхождения на развитых рынках уже стало серьезным стимулом для репатриации капиталов в Россию. Ну, а если совсем неожиданно улучшить регуляторную среду хотя бы в ТОРах, то возможности для инвестиций из офшоров резко улучшатся. Самый большой рынок в России – рынок госзаказа, около 30 триллионов рублей. Бизнес давно уже понял – как сложно в этот «рыночный» сегмент экономики попасть. Поэтому вывод напрашивается сам собой – кто хотел бы вернуть капитал в Россию, не очень понимают, куда они могли бы здесь его вложить.

Поэтому, находясь в таких условиях (между молотом и наковальней) некоторые владельцы капитала вместо того, чтобы возвращать деньги, решили перебраться поближе к своим капиталам, сменив налоговое резидентство или место жительства. Я не открою сейчас «Америку», если скажу банальность – о том, что самый лучший способ возвратить капитал на родину – создать условия для нормального и выгодного ведения бизнеса, включая защиту собственности и независимый суд. Тогда необходимости в проведении амнистий и создании офшоров не будет в принципе.

Можно узнать Ваше мнение про ТОРы, их иногда еще называют ТОСЭР?

На территории ДФО создано 18 территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В Приморском крае – 4 ТОСЭР: ТОРы «Большой Камень», «Михайловский», «Надеждинская» и «Нефтехимический». В качестве резидентов ТОСЭР зарегистрировано 287 компаний. Хочу Вас несколько разочаровать, но дальневосточные ТОРы пока себя еще не показали и не раскрылись. Я испытываю серьезные сомнения в том, что это вообще когда-либо произойдёт.

Пока что все восемнадцать ТОРов на Дальнем Востоке работают по небольшим проектам. С экономической точки зрения (в первые пять лет реализации инвестпроекта не платятся налоги на прибыль, имущество, землю, в первые десять лет социальный налог на зарплату снижается с 30% до 7.6%, подоходный налог до 13%, действуют скидки до 60% за пользование землей и обеспечение инфраструктур, не взимается НДС и импортные пошлины за импорт для переработки) дальневосточные ТОРы одни из самых привлекательных в АТР, но не менее интересные условия предлагают Вьетнам и СЭЗы (свободные экономические зоны) Малайзии, Индонезии, Филиппин.

Поэтому в конкуренции за инвестора в АТР можно, конечно, обнулять ставки налогообложения до «бесконечности», но этого всего все равно недостаточно! Нужно всячески помогать продвижению институтов развития Дальнего Востока РФ (САР, СПВ, ТОР и др.) среди, прежде всего, бизнеса АТР. Быть может в наших «молодых» ТОРах еще нет прозрачной истории успеха бизнеса, которую можно бы было выставить в качестве некой рекламной ширмы? Пока ТОРы таких результатов не показали, наши потенциальные азиатские партнеры о них (ТОРах) и не узнают. А во-вторых, все «правильные» вещи, которые предлагают дальневосточные ТОРы (налогообложение, регистрация через систему «единого окна» и пр.) малому и среднему бизнесу странах АТР (уверяю Вас, это правда) просто неизвестны. То есть реклама АО «Корпорации развития Дальнего Востока», выполняющей функции по управлению ТОРами и свободного порта Владивосток (CПВ) в субъектах Дальневосточного федерального округа просто не работает на уровне социальных сетей и блогов этих стран.

Китай предлагает экспортировать в Россию производственные мощности в 12 приоритетных отраслях экономики. В недавних сообщениях СМИ говорилось, что разговор может идти о предприятиях совершенно разной направленности: судостроение, металлургия, химическая и текстильная промышленность, а также сельское хозяйство. Что касается территории, то интерес у китайцев вызывает, прежде всего, Дальний Восток.

Ответы на подобные вопросы должны давать экономические власти (или губернаторы) тех регионов, куда хотят переехать китайские заводы. По логике, любой местный губернатор, прежде всего, интересуется одним единственным вопросом: а сколько туда будет трудоустроено местной рабочей силы, какого качества кадры нужны? Если скажут, что на этом предприятии будут работать одни китайцы, извините, а зачем нам оно нужно тогда, это предприятие? Пусть оно работает в Китае. Понятно же, что Дальний Восток — не самая главная «кузница кадров» России, населения слишком мало. И в случае, если на экспорт Китай отправит крупные производства, то работать на Дальнем Востоке на таком предприятии будет просто некому. Разве что китайцам…

Можно ли факт низкой финансовой отдачи от дальневосточных ТОРов отнести к «особенностям» ведения бизнеса с азиатскими странами? Ведь для восточных бизнесменов установление долгосрочных, доверительных отношений невозможно без «отмашки сверху».

Взаимодействие Дальнего Востока России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона существует, видоизменяется и подстраивается друг под друга. Но если анализировать текущие внешнеэкономические тенденции не только в АТР, но и в целом в мировой экономике, то станет понятно почему казалось бы типовой международный шаблон развития территории для ДВФО с его новыми условиями хозяйствования реализуется с «пробуксовкой» и не служит драйвером развития российского Дальнего Востока.

И дело даже не в том, что существует крайне высокая бюрократизированность этого процесса, хотя и это обстоятельство сильно бьет по рукам и отбивает охоту у инвестора «ввязываться в драку» с местным чиновничеством.

Причина, на мой взгляд, состоит в том, что мировая экономика в ее нынешнем виде склонилась к весьма практичному тренду: в первую очередь протекционизм и внутренние инвестирования, а лишь потом все остальные проекты с учетом существующих рисков. Хотя Вы правы – азиатский (как, впрочем, и любой другой) бизнес как бы ждет сигнала – как и о чем будут договариваться руководители стран, в том числе и на ВЭФе во Владивостоке. Совершенно понятно, что главы государств лишь прокладывают дорогу, а инвестировать будет бизнес, но в данной временной точке отсчета инвестиции из АТР от «азиатских тигров» на Дальний Восток РФ еще как бы в «пути». И неудивительно – слишком много коррупционных скандалов сегодня происходит на Дальнем Востоке.

А что может изменить ситуацию?

Мировые процессы нынешнего времени в значительной степени формируются сейчас в Тихоокеанском регионе. Если учитывать, что отношения нашей страны со многими западными партнерами переживают сегодня не самый лучший период, разворот к Востоку представляется более чем рациональным. Без выстраивания устойчивых отношений со всеми ведущими экономиками АТР, ряд из которых еще являются и ведущими экономиками мира, рассчитывать на инвестиционный бум на Дальнем Востоке будет довольно сложно.

Если отвечать еще глубже на Ваш вопрос, уточнил бы еще один момент, крайне важный для международного инвестора. Этот момент состоит в том, что для такого инвестора все же не до конца созданы условия, при которых его инвестиции могли бы беспрепятственно, быстро и с небольшими потерями возвращены в его страну в случае необходимости. Если принять тезис, что Дальний Восток имеет действительное намерение обеспечить улучшение инвестиционного климата за счет применения на своей территории права страны — инвестора, то прямой и самый эффективный путь к этому – в одностороннем признании решений их судов. Убежден, что это будет совсем иным продолжением истории о дальневосточном «инвестклимате».

Как вы понимаете, на исправление такой проигрышной (со значительным экономическим и технологическим отставанием) ситуации уйдет значительное время. Не хотелось бы думать, что ДВФО скатывается в «потерянное время» или «время упущенных возможностей»! Но присутствующие уже сейчас три обстоятельства (демографический фактор, недостаточность потенциала для внутреннего развития территорий и нынешняя фискальная политика (налоги, пошлины, акцизы, тарифы и пр.)) федеральных властей по отношению к бизнесу и населению ДВФО выглядят сейчас недостаточно продуманными, последовательными и успешными.

Возникает извечный русский вопрос — что делать?

Ответ прост – в связи с отсутствием реальных возможностей в краткосрочной перспективе серьёзно повысить экономический потенциал на востоке России, важно сосредоточить внимание на всемерном укреплении того, что мы имеем – системы многосторонних и многоуровневых контактов и уровня доверия со своими ближайшими соседями (странами, регионами) и стратегическими российскими и зарубежными партнерами, которые хотели бы иметь истории успеха и стремились наладить взаимовыгодный диалог с ДВФО.

На мой взгляд, предназначение и миссия ВЭФ, если апеллировать к далекому будущему, более амбициозны, нежели привлечение инвестиций на локальные проекты. Задача состоит в том, чтобы дальневосточные регионы (благодаря природно-ресурсному потенциалу и географическому положению) генерировали новые интеграционные взаимодействия со странами АТР в изучении и освоении Арктики (Якутия, Чукотка, Камчатка и Магаданская область), Мирового океана (Приморье, Хабаровский край, Сахалин) и космоса (Амурская область). Такие долгоиграющие проекты не несут сиюминутной коммерческой прибыли, но и не «пристраивают» Дальний Восток к сложившимся торгово-экономическим альянсам, партнерам, а также торговым союзам с их устоявшимися правилами и кодексами. Такое положение вещей резко меняет саму повестку будущих Пятых, Шестых и… так далее ВЭФ. Доверие — это ключевой актив в мире бизнеса и важнейший аспект деловой среды. Поэтому так важна история реального, а не декларированного успеха ВЭФ, которую необходимо формировать на Востоке России.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-26 06:55
  • MSK: 2024-11-26 08:55
  • +10: 2024-11-26 15:55
  • IST: 2024-11-26 07:55
  • +08: 2024-11-26 13:55
  • EST: 2024-11-26 00:55