«Еще не худшие времена»: финансовый эксперт об экономических итогах уходящего года в России и Приморье (ИНТЕРВЬЮ).
О главных финансово-экономических итогах года, укореняющемся застое в экономике Приморья, а также необходимости сити-менеджера международного уровня во главе столицы Дальнего Востока рассказал VL.ru председатель НП «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин.
— Александр Владимирович, оцените, как экономический эксперт, финансовые маркеры, которые окрасили уходящий 2018 год для приморцев и россиян в целом?
— Событие номер один – это, пожалуй, то, что непопулярные решения нашего финансового блока правительства (увеличение НДС, пенсионная реформа) явились фактором наступившего привыкания у жителей ДФО и бизнеса к экономическому застою. Есть различные статистические (в том числе наглядные) инструменты, чтобы измерять местную экономику. Сразу скажу, что основные выводы первого «события» сделаны не по данным Приморскстата. Если кратко: у нас еще не «худшие времена» и не «черный день». Мы еще не «там» (1989-1993 годы), и остаются надежды на выход из этой ситуации. Но их становится все меньше.
Валютный курс рубля не обрушился – это, пожалуй, самая большая заслуга действий мегарегулятора (Центробанка) и финансовых властей страны. Потому как в таком случае произошло бы существенное подорожание всех товаров (услуг), связанных с импортными закупками сырья и комплектующих, что немедленно могло бы привести к инфляционным процессам в экономике.
Несмотря на принятые недавно поправки, которые запрещают банкам размещать информацию о курсах валют на уличных табло, операции обычных граждан по покупке наличной валюты это не затронуло, а меры направлены исключительно на пресечение снабжения валютой теневого сектора. Итак, пока прогноз по отечественной денежной единице таков – рубль будет «пританцовывать» в пределах 70 руб. за один американский доллар, плюс-минус два рубля (значения 68-72).
Третье, вы помните, как весной и осенью лихорадило топливный рынок в Приморье? Сейчас для каждого региона установлена своя оптовая цена, и Приморское УФАС должно строго следить, чтобы в розничных продажах на АЗС края эта цена не была превышена больше чем на 4%, в том числе в независимых заправочных сетях. Тем не менее с января по 31 марта 2019 года нефтяники обязались удерживать рост цен на топливо на уровне прогнозируемой в стране инфляции. Если какая-либо крупная компания, владеющая АЗС, нарушит договоренности, то правительство обещает повысить для таких субъектов бизнеса экспортные пошлины на нефтепродукты, сделав их заградительными.
— Это все больше общероссийские тенденции, а если говорить о региональных экономических событиях?
— По моему мнению, это традиционно Восточный экономический форум во Владивостоке и связанные с ним последующие результаты. Инвестиционный климат региона оставляет пока желать лучшего, так как единственным критерием оценки принятых на ВЭФ практических шагов по развитию новых условий хозяйствования – ТОРы, СПВ, офшор и другие – являются все те же прямые иностранные инвестиции, которых очень и очень мало в ДФО. А причиной всего этого являются годами не изменяющиеся факторы – неразвитость инфраструктуры, трудности с обеспечением намеченных проектов электроэнергией и газом, недостаточное число самих проектов, «упакованных» по понятным инвесторам правилам.
Вместе с тем в существующих реалиях разумным кажется проводить подобные мероприятия (ВЭФ) один раз в два-три года. А между ВЭФ необходима усиленная выработка правового режима гарантий для инвесторов. Таких, как гарантии от изменения в законодательстве и политической ситуации, гарантии от экспроприации, правительственные гарантии и иные другие, что смогло бы значительно улучшить алгоритм работы с инвесторами.
Но некого рода события экономического пиара не могут заместить реальных экономических маркеров. Так, по числу банкротств физлиц и ИП Приморский край не «упал» в десятку, а остался на прежнем месте (как и в 2017 году) во второй двадцатке регионов РФ. Кстати, по юрлицам тенденция немного лучше, так как, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, во втором квартале в Приморье было 19 банкротств, а уже в третьем квартале – всего 10 банкротств юрлиц. Но в то же время в Приморском крае стартует пилотный проект Минтруда по выявлению семей, проживающих за чертой бедности, и разработке для них «траектории выхода из малообеспеченности». И это не удивительно, МРОТ для работающих приморцев – 11 280 рублей. Правда, опасаюсь, что это все получится примерно так же, как и с дальневосточным гектаром – от которого выиграли единицы, а остальные остались, мягко говоря, в досадном недоумении.
С другой стороны, в Приморье только что утвержден бюджет на 2019 год. По официальным данным, доходная часть бюджета составит 113,9 млрд рублей, расходы – 118,1 млрд рублей. Плановый дефицит бюджета составит 4,2 миллиарда рублей. Тем не менее такой бюджет все же оптимистичней еще и потому, что федеральный бюджет «подкинул» буквально перед Новым годом Приморью 3,666 млрд рублей из резервного фонда правительства.
Также отмечу рост трансграничной интернет-торговли в Приморье. По нашим экспертным подсчетам, в ближайшие три года приморский рынок интернет-торговли будет расти больше общероссийских темпов и составит в 2019-2022 годах 20-23%, если его не остановят таможенные сборы, доходы граждан и регулировка сервисов интернет-торговли Роскомнадзором.
Хотя для простых людей первым событием года стало решение проблем обманутых дольщиков (в ноябре был принят закон о единовременных выплатах. – Прим. VL.ru). Здесь следует добавить, что в крае на круг подорожало вторичное жилье. При этом, анализируя рынок аренды и вторички, надо понимать, что рост цен на недвижимость произошел вовсе не на крепком фундаменте устойчивого роста приморской экономики, и это не было обеспечено улучшением благосостояния приморцев. Катализатором роста стал комплекс внешних факторов экономического характера. В их числе снижение покупательной способности рубля (в начале года курс доллара США к рублю составлял порядка 56-57 руб./$1, в настоящее время – 66–67 руб./$1, таким образом, граждане, копившие в иностранной валюте на покупку жилья, получили ощутимо большие возможности для решения своих жилищных вопросов и поспешили ими воспользоваться.
— Экономическое положение нашего региона сложно назвать стабильным. Однако в 2018 году Владивосток сталстолицей ДВФО.
— Согласен. Вместе с тем «новая» столица (не будучи столицей Приморья!) имеет свои «нюансы-особенности». Владивосток приобрел этот статус как бы авансом, еще не став центром международного сотрудничества стран АТР и городом для размещения инвестиций. Пока для города это всего лишь эфемерно-бумажный статус. К сожалению, деловым людям справляться с владивостокскими «особенностями» становится все сложнее и хлопотнее, а статус столицы не добавил пока Владивостоку «легкости» ведения бизнеса.
Кроме того, нельзя забывать о том, что столица ДФО сейчас без легитимного мэра. По этому поводу хотелось бы добавить личное суждение о том, что объективные обстоятельства, лежащие в спектре муниципального госуправления, таковы, что любой мэр (и будущий тоже) будет обречен через некоторое время в лучшем случае на масштабную критику так называемых местных элит, в худшем – на «добровольную» отставку или на нарушение законодательства. Это связано, прежде всего, с тем, что для развития столичного города понадобится не только реституция в отношении бывшего имущества и земли города, но и адекватный задачам развития столицы ДФО бюджет с целью провести масштабный ремонт и реновацию колоссального износа дорог и инженерной инфраструктуры города.
К сожалению, уже сейчас, за 100 дней, отведенных гордуме на выбор мэра, можно предположить, что будущий реальный кандидат на мэрскую участь будет с соответствующей «партийной» окраской и представлять одну из ветвей так называемой приморской элиты с готовностью на будущее «закланье».
Хотя если найти возможность объявления на должность мэра (сити-менеджера) Владивостока открытый международный конкурс, то шансы будущего столичного прорыва Владивостока увеличатся. Разумеется, в таком случае приоритет депутатами Владивостока будет отдан такому профи, который уже состоял в управлении города-миллионника в одном из городов стран АТР или России. Контрактные обязательства, усиленный «столичный» бюджет, а также отсутствие клановости могут вывести Владивосток на другой уровень управления.
Яна Мальцева
https://www.newsvl.ru/economics/2018/12/27/176755/#ixzz5arTpK4UC