Приморье может стать самым успешным примером российско-японского сотрудничества.
В Москве состоялось заседание Совета губернаторов России и Японии. Среди его участников и губернатор Приморского края Олег Кожемяко. На сегодня Япония для Приморья является стратегическим партнером. Отношения развиваются поступательно в разных областях экономики и народной дипломатии.
Губернаторы Японии и России на заседании Совета обсудили вопросы экономического сотрудничества, туризма и культуры, науки и образования двух стран.
Главной темой диалога стала роль межрегионального сотрудничества. У каждого региона есть свои преимущества, которые и должны стать главным аргументом при выстраивании диалога со Страной Восходящего солнца.
Для Приморского края Япония является стратегическим партнером. По итогам 2018 года внешнеторговый оборот края с Японией составил 726,5 млн. долларов США или 9,6% стоимости товарооборота Приморского края. Впереди Китай (52,7%) и Республика Корея (18%)
«Сегодня в Приморском крае работают более 30 предприятий с японским капиталом. Преимущества особых режимов развития бизнеса на Дальнем Востоке смогли оценить шесть японских компаний — они получили статус резидентов ТОР или Свободного порта Владивосток. Необходимо наращивать турпоток, используя главные преимущества региона – географическую близость, прямое авиасообщение и упрощенный визовый режим», — отметил на заседании Совета губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Приморье так же работают представительства двух японских банков, порты края и Страны восходящего солнца связывают пять судоходных линий, налажено прямое воздушное сообщение между Токио, Саппоро, Осакой и Владивостоком. Все это позволяет укреплять сотрудничество между регионами, увеличивать турпоток из Японии в Приморский край.
Турпоток демонстрирует положительную динамику. По итогам прошлого года Приморский край принял свыше 20 тысяч гостей из Страны восходящего солнца. Прирост составил 15%.
«Японские туристы стали охотнее использовать преимущества электронной визы при посещении Приморского края. На конец прошлого года Приморье с помощью упрощенного визового режима посетило около 40 тысяч человек и почти пятая часть – это туристы из Японии. В прошлом году мы вместе с компанией Singapore Changi Airport провели рекламный тур для авиакомпаний и туроператоров Японии, и как результат – в этом году рассчитываем на рост турпотока и развитие авиационных перевозок на этом направлении. Японская авиакомпания ANA уже заявила о своем намерении начать выполнять регулярные полеты в Москву и Владивосток. Надеемся, что и другие перевозчики проявят интерес. В этом году главной темой пленарного заседания Пятого Тихоокеанского туристского форума, который пройдет во Владивостоке 24-25 мая, будет тема развития авиационного туризма. Мы ждем и других перевозчиков», отметил директор туристического департамента Приморского края Константин Шестаков.
Между Приморьем, Владивостоком и рядом японских префектур (Тояма, Осака, Тоттори, Акита и городов (Акита, Ниигата, Хакодатэ, Тоттори, Сакаиминато) установлены побратимские отношения. Здесь активно работает «народная дипломатия» — обмен творческими коллективами, спортивными командами, выставки, театральные постановки, знакомство с национальной кухней.
Сегодня в Приморье уже успешно реализуется ряд российско-японских инвестиционных проектов, и Владивосток — наиболее удобная и перспективная площадка для их реализации. Положительную роль в этом играют те преференции, о которых было указано выше, а также географическая близость, удобная логистика, заинтересованность двух сторон.
«В крае реализуются несколько инвестиционных проектов с японским капиталом. Среди них автосборочное производство и выпуск двигателей совместно с компанией «Мазда», глубокая переработка древесины с участием корпорации «Сумитомо», строительство малоэтажного домостроения по доступным ценам и японским технологиям компанией «Иида Груп». Успешно работает медицинский центр «Хокуто», под эгидой которого открыт первый в России японский амбулаторный реабилитационный центр. Японские компании по-прежнему заинтересованы в строительстве рыбного рынка во Владивостоке. Японская компания «Никкен Секкей» занимается разработкой мастер-плана Владивостока – здесь в приоритете создание комфортной среды для жителей города, в основу концепции легли образование, экономика и туризм», – пояснил директор департамента международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков.
Стоит отметить, что часть этих проектов идеально вписана в план экономического сотрудничества двух стран, который был предложен в 2016 году японским премьером Синдзо Абэ российскому президенту Владимиру Путину. В тех восьми пунктах идет речь об увеличении продолжительности жизни, создании комфортной среды (это когда без дорожных заторов, с обновлением изношенной инфраструктуры, хорошей экологией). Не стоит сбрасывать со счетов повышение производительности труда (ту же самую систему кайдзен используют в цехах «Мазда Соллерс» во Владивостоке), сотрудничество в сфере передовых технологий, в сфере малого и среднего предпринимательства.
Правда, малому и среднему бизнесу пока приходится туговато. Одного желания выйти на японский рынок и выстроить отношения с японским партнером мало. «Японские компании, работающие с импортом, имеют высокие стандарты. И не всегда эти стандарты совпадают. Кроме того, необходимо проводить мониторинг – что необходимо японскому потребителю, чем можно его заинтересовать. Т.е. нет смысла продавать то, что есть, надо продавать то, что необходимо. И здесь должен быть маркетинг. Обязательно стоит развиваться и сотрудникам, и самой компании. А малый и средний бизнес не всегда может «потянуть» это финансово. Сейчас большую помощь в этом оказывает «Центр поддержки предпринимательства и экспорта» и дело потихоньку начинает двигаться», — пояснили в Японском центре во Владивостоке.
В 2018 году экспорт из Приморья в Японию составил 319,2 млн. долларов США или 9,3% всего объема экспорта. Основная статья экспорта — рыба мороженая. Кстати, в этом году одна из японских компаний решила стать клиентом «Дальневосточного аукционного рыбного дома» — это гарантирует приобретение легально добытой рыбы и морепродуктов, а также качество продукции. Импорт региона из Японии составил 407,3 млн. долларов США или 9,9% всего объема. Главные статьи импорта: части и оборудование автомобилей, автомобили легковые, двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием. Кстати, 98% автомобилистов края используют японские авто. И здесь мы видим, как работают их технологии на примере эксплуатации японских машин: ничего, что они бэушные, но зато очень надежные.
«Приморье обречено на дружбу, сотрудничество и экономическое взаимодействие с Японией в силу географического положения (по обе стороны Японского моря- восточного и западного побережья). Особенно в области рыболовства, где инфраструктурные проекты должны «подтянуть» наши отношения. Второе направление – промышленное, в частности кораблестроение, рыбообработка, рыбодобыча, рыборазведение. В этом японцы – мастера. У них есть технологии, которые они при определенных обстоятельствах могут предоставить. Яркий пример тому — генплан Владивостока, над которым они работают. И если они обещают, то делают все до конца. У нас есть точки соприкосновения», — поделился своими размышлениями председатель НП «ЛФИ» Александр Ивашкин.
Политики сейчас занимаются переговорами. А экономисты стоят в ожидании принятия решений, развития проектов, привлечения инвестиций.
В ходе встреч губернаторов двух стран Олег Кожемяко встретился с послом Японии в России Тоехиси Кадзуки, губернаторами японских префектур: префектуры Тоттори – Хираи Синдзи, Хоккайдо – Сузуки Наомити, Тояма – Исии Такакдзу. Темой разговора с дипломатом стало обсуждение проектов мусоросжигательного завода, по сборке двигателей для «Мазды» вопросы экологии и концепции развития острова Русский,
«Внутри эпохи глобализации вызрела эпоха глокализации — то есть, уникальных региональных предложений. Именно в японских регионах формируется сегодня наиболее привлекательный туристический продукт, а также продовольственный и ремесленный продукты. Более того, японская глубинка разрабатывает инновационные решения по многим направлениям: сельскохозяйственный ренессанс, безотходные поселки, стиль жизни. Эти модели проще отработать на локальном уровне, а уже затем внедрять в больших городских агломерациях. В этом смысле региональное сотрудничество России и Японии имеет большие перспективы», — подчеркнула советник гендиректора НИИ при РОТОБО Юлия Стоногина.
Не за горами пятый Восточный экономический форум. Ежегодно на его полях президент России Владимир Путин встречается с лидерами стран АТР, в т.ч. и японским премьером Синдзо Абэ. И это встреча может сыграть важную роль в развитии российско-японских отношений, а Приморье сможет заявить о себе, как о самом успешном примере российско-японского сотрудничества.