Аналитическая записка «о состоянии гражданского общества в Приморском крае в 2009 году»

Совет предпринимателей г.Артема 

Аналитическая записка
о состоянии гражданского общества в Приморском крае в 2009 году

СТРУКТУРА ЗАПИСКИ
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Задачи аналитической записки
1.2 Методология анализа
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Статистический обзор некоммерческого сектора Приморского края
2.1.1 Направления деятельности НКО Приморского края
2.1.2 Организационно-правовые формы НКО Приморского края
2.2 Характеристика некоммерческого сектора Приморского края
2.3 Особенности диалога НКО и власти в Приморском крае
3. ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА в крае…..
4. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Задачи аналитической записки: Данная аналитическая записка подготовлена в рамках проекта «Консолидация гражданского общества в Приморском крае», выполняемого российской благотворительной организацией МОБО ДВОРЦ И.С.А.Р. при поддержке MSI в период с февраля по ноябрь 2009 года. Целью проекта является поиск путей консолидации организаций гражданского общества Приморского края, активизация его диалога с властью через разработку Концепции краевой целевой программы поддержки развития гражданского общества на 2010-2014 гг., продвижение идеи создания Общественной палаты Приморского края и проведение Гражданского Форума.
В задачи аналитической записки входит актуализация статистической информации о некоммерческих организациях (НКО) Приморского края, оценка уровня их активности и профессионализма, а также степени взаимодействия региональных и местных органов власти и институтов гражданского общества на территории. Записка не ставит целью глубокий анализ состояния НКО края в целом, а в большей степени ориентирована на задачи проекта.
1.2. Методология анализа: За методическую основу анализа были взяты подходы и методы, используемые Общественной палатой Российской Федерации при подготовке ежегодных докладов о состоянии гражданского общества в РФ .
Дополнительно проводился анализ местных законодательных актов, региональных программ и стратегий, электронных информационно-аналитических материалов, размещенных на сайтах органов власти и НКО, работающих в Приморском крае, принятые и действующие законы субъектов РФ.
Сбор первичной информации проводился в марте – июле 2009 г. в ряде городов и населенных пунктов Приморского края. Были использованы количественные и качественные методы сбора и обработки информации такие как:
1. Анализ базы данных НКО, зарегистрированных в Управлении Минюста России по Приморскому краю.
2. Анкетирование методом почтовой рассылки и телефонных опросов было проведено среди широкого круга НКО края с использованием формализованной анкеты, разработанной специально для данного проекта. Получено и обработано 35 анкет и проведено 158 телефонных опросов.
3. Интервью проводились с лидерами гражданских объединений и представителями исполнительной и законодательной власти на местах. Задачами интервью являлись изучение квалифицированных мнений об уровне развития гражданского общества, о существующих и перспективных механизмах взаимодействия НКО и власти в крае. Проведено 9 интервью в гг. Владивостоке, Уссурийске, Артеме, Партизанске, Находке и Лучегорске.
4. Фокус-группы проводились с целью выявления приоритетов, на базе которых могут консолидироваться общественные организации края, а также форм такого объединения. Проведено 5 фокус групп в гг. Владивостоке, Артеме, Уссурийске, Партизанске и Лучегорске.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Статистический обзор некоммерческого сектора Приморского края
2.1.1 Направления деятельности НКО Приморского края
Для адекватного восприятия статистической информации об НКО целесообразно сделать пояснение, что «некоммерческий сектор» и «гражданское общество» далеко не идентичные понятия. Как отмечается в докладе «О состоянии гражданского общества в РФ в 2008 году» Общественной палаты РФ «гражданское общество является одним из тех институтов, о которых, к сожалению, статистика много не знает» . Прежде всего, потому, что, с одной стороны, не все инициативные группы граждан стремятся зарегистрироваться. А, с другой стороны, многие организации, созданные в форме некоммерческих, по своей сути не являются организациями гражданского общества. Например, многие потребительские кооперативы, формально обладающие правовым статусом некоммерческих, фактически действуют в сфере бизнеса. Или, образовательные учреждения, зарегистрированные в форме НКО, созданы для оказания услуг по обучению и переподготовке кадров, а не для выражения позиции инициативных групп граждан .
Так, подготовленные Росстатом данные, показывают, что «почти 40% организаций, которые согласно современной российской статистике являются некоммерческими, по характеру деятельности вряд ли можно отнести к структурам гражданского общества». В этой связи, рассматривать статистические данные об НКО как основу для «портрета» гражданского общества любой территории России можно с определенным допущением.
По данным Управления Юстиции по Приморскому краю на 1 января 2009 года всего в крае было зарегистрировано 3 287 некоммерческих организаций различных направлений деятельности.
Все зарегистрированные НКО, прежде всего, можно разделить на четыре категории, принципиально различающиеся по основополагающим целям создания входящих в них организаций: профсоюзы, религиозные организации, региональные отделения партий и другие некоммерческие неправительственные организации .
Профсоюзные организации: Профсоюзные организации (профессиональные союзы и объединения работодателей) создаются для защиты интересов наемных работников и для достижения консенсуса между «трудом и капиталом». Профсоюзы могут быть созданы внутри крупных предприятий или могут защищать интересы работников определенной отрасли хозяйствования или территории, т.е. быть независимыми. Абсолютное большинство профсоюзов было создано еще в советское время, многие из которых продолжают работать в наши дни с разной степенью активности. В Приморском крае зарегистрировано 333 профсоюзных организации. Самое большое число профсоюзов находится в крупных городах Приморья: Владивостоке, Находке, а также в промышленных городах края – Лучегорске, Уссурийске, Дальнегорске, Арсеньеве, Спасске-Дальнем. Надо отметить, что почти в каждом крупном сельском поселении зарегистрированы профсоюзы, особенно в тех поселках, в которых есть предприятия, например, деревообрабатывающей или рыбной промышленности.
Религиозные организации: В настоящее время в Приморском крае можно отметить большое разнообразие современной религиозной жизни, в том числе отмечается конфессиональное разнообразие. Так, по данным Минюста по Приморскому краю, зарегистрировано 294 организации религиозной направленности.
Они представляют порядка 87 религиозных конфессий и течений. Самая многочисленная религиозная организация края – русская православная церковь (Московский патриархат) – РПЦ МП. Насчитывает 85 централизованных религиозных организаций, 11 726 местных религиозных организаций (приходов), 52 духовных образовательных учреждения, 398 монастырей и обителей, 238 иных религиозных учреждений. Существует другая значительная, но медленно угасающая организация – русская православная старообрядческая церковь. Количественных данных по данной организации не обнаружено. На территории края развиваются религиозные общины национальных меньшинств и диаспор. Соседствуют христианские и нехристианские религиозные организации. Общая схема этих организаций представлена в Приложении 1. Эта схема подготовлена и предоставлена Управлением внутренней политики Приморского края.
Региональные отделения партий: По данным Избирательной комиссии Приморского края, в Приморье действуют следующие региональные отделения партий:
1. Приморское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия РФ».
2. Приморское региональное отделение политической партии «Демократическая партия России».
3. Приморское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
4. Приморское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России».
5. Приморское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ».
6. Приморское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
7. Региональное отделение Приморского края Политической партии «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ».
8. Приморское региональное отделение Политической партии «Партия социальной справедливости».
9. Приморское региональное отделение Политической партии «Партия Возрождения России».
10. Приморское краевое отделение политической партии «Аграрная партия России».
11. Региональное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ» в Приморском крае.
12. Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская Сила» в Приморском крае.
13. Приморское краевое отделение Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые».
Некоммерческие неправительственные организации: По сравнению с предыдущими тремя группами (профсоюзами, религиозными организациями и отделениями партий) данная категория некоммерческих организаций представляет собой многочисленную и весьма разнородную группу организаций, созданных с различными целями и работающих по различным направлениям. Из их числа более 60% организаций действуют в таких сферах, как образование, наука, предоставление услуг социально незащищенным гражданам, здравоохранение, спорт и культура, т.е. реализуют социальную функцию некоммерческого сектора. По другим направлениям действуют такие организации как, общественные движения и советы, профессиональные ассоциации и союзы, потребительские общества, экологические организации, адвокатские и торгово-промышленные палаты, организации территориального общественного самоуправления, благотворительные фонды и другие. Данная группа организаций, реализует в основном такие функции некоммерческого сектора как «диалог общества и власти, народный контроль над органами государственного управления, участие общественности в процессах принятия решений, местное самоуправление, поддержка отдельных гражданских инициатив, правозащитные функции, функции экологического мониторинга и другие». Именно эта группа организаций в значительной степени подпадает под определение гражданского общества.
Представить точные статистические данные по перечисленным направлениям деятельности НКО Приморского края не представляется возможным по нескольким причинам:
1. Отсутствие единой методики статистического учета в российском некоммерческом секторе . Т.е. до конца не определен перечень направлений деятельности НКО.
2. Неопределенность с установлением сферы деятельности организации по ее регистрационным данным, что требует непосредственного контакта с руководством организации, который затруднен, так как зачастую фактический адрес не совпадает с юридическим.
3. «Спящий» характер большинства организаций гражданского общества в России в целом и в крае, в частности. В ходе проведенного телефонного и анкетного опросов подтвердились данные, что более двух третей организаций гражданского общества Приморского края являются «спящими».
По нашим оценкам, из 3 287 официально зарегистрированных на 01.01.09 г. организаций некоммерческого сектора действующими структурами гражданского общества в Приморском крае являются примерно 390 организаций различных организационно-правовых форм, что составляет 11,87% от всех НКО края, большинство из которых работает в г. Владивостоке.
2.1.2. Организационно-правовые формы НКО Приморского края:
Некоммерческие организации могут иметь различный правовой статус, согласно Федеральному Закону № 7 от 14.04.1995 г. «Об общественных объединениях». В Докладе Общественной палаты России за 2008 год были выделены следующие организационно-правовые формы НКО страны: общественные и религиозные организации, включая профсоюзы, общественные движения, фонды, учреждения, потребительские кооперативы, органы общественной самодеятельности, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы, ассоциации крестьянских хозяйств и организации территориального общественного самоуправления . Эти формы мы взяли за основу при анализе организационно-правых форм НКО Приморья.
Наиболее многочисленной организационно-правовой формой НКО в Приморском крае на 01.01.09 г. являлась «общественная организация». Общественные организации составляли более трети всех НКО края, или 34,53%. Некоммерческие партнерства, профсоюзы, фонды, религиозные организации, учреждения и автономные некоммерческие организации составляли от 10,3% до 8,03% в порядке убывания соответственно. Союзы и ассоциации, а также адвокатские структуры составляли 2,92% и 2,56% каждая. Остальные формы в совокупности составляли менее 1%.
Более подробно структура зарегистрированных НКО Приморского края по организационно-правовым формам представлена ниже в порядке убывания:
1. Общественные организации — 1135 или 34,53%. Это самая многочисленная группа некоммерческого сектора края. В форме общественных организаций зарегистрированы организации инвалидов и ветеранов, многие молодежные, женские и экологические клубы, профессиональные сообщества писателей, художников, охотников и рыболовов, спортсменов и врачей, а также коренных малочисленных народов. Общественные организации осуществляют свою деятельность в более чем 20 муниципальных образованиях края. Наибольшее количество организаций зарегистрировано во Владивостоке.
2. Некоммерческие партнерства (НП) – насчитывают 339 организаций или 10,31%. Мотивация создания некоммерческих партнерств (НП) имеет сходство с мотивацией создания общественных организаций. Часто организации, зарегистрированные в форме НП, выступают в качестве правозащитных или представительских организаций. В сотрудничестве с ними выступают не только граждане, нуждающиеся в помощи и взаимной поддержке, но и отдельные коммерческие организации.
3. Профсоюзные организации: В Приморском крае зарегистрировано 333 профсоюзных организации различной отраслевой и корпоративной принадлежности или 10,13% от общего числа НКО.
4. Фонды – их количество составляет 321 организации или 9,76% от общего числа НКО. В Приморье фонды различаются большим разнообразием. Среди них благотворительные фонды общей социальной направленности, узкоспециализированные фонды поддержки отдельных слоев населения или инициатив; фонды развития отдельных территорий и институтов. Особенностью фондов является то, что они предполагают оказание прямой поддержки своей целевой группе в форме технической, материальной или гуманитарной помощи.
5. Религиозные организации: В настоящее время в Приморском крае зарегистрировано 294 организации религиозной направленности или 8,94%.
6. Учреждения — в форме учреждений зарегистрированы в основном образовательные структуры разной направленности от негосударственных вузов, частных школ и детских садов до автошкол и яхт-клубов; некоторые редакции газет; эстетические студии и другие. В общей сложности это 291 организация или 8,85%.
7. Автономные некоммерческие организации (АНО) — эта форма с позиции имущественных правоотношений схожа с некоммерческим фондом, а принципиальное отличие состоит в методах работы этих организаций: фонд призван распределять средства, а АНО – оказывать услуги с использованием этих средств или на платной основе. В форме АНО зарегистрированы отдельные частные образовательные структуры, детские оздоровительные лагеря, научно-технические центры и лаборатории, антикризисные центры и другие. Численность АНО по данным составляет 264 организации или 8,03%.
8. Союзы и ассоциации – их количество 96 и это составляет 2,92% от общего числа НКО. Союзы и ассоциации создаются в основном по профессиональному признаку или по интересам, например Ассоциация корейских организаций Приморского края, Союз предпринимателей г. Большой Камень или Союз художников Приморья.
9. Адвокатские палаты, бюро, коллегии адвокатов – всего в крае насчитывается 84 организации, — 2,56% . Эти организации являются строго профессиональными и существуют в основном на средства, зарабатываемые путем предоставления платных услуг.
10. Общественные движения создаются для поддержки какой-либо социально значимой идеи, инициативы или общественного деятеля. Например, «Приморское краевое общественное движение по поддержке "Плана Путина" или Молодежное общественно-патриотическое движение "Владивосток — наше будущее". В Приморском крае насчитывается 27 официально зарегистрированных общественных движений или 0,83%.
11. Общественные учреждения — 23 организации или 0,70%. В форме общественных учреждений регистрируются обычно творческие и спортивные организации.
12. Иные формы. Остальные формы НКО, такие как ассоциации крестьянских хозяйств, казачьи общества, национально-культурные автономии, негосударственные пенсионные фонды, органы территориального самоуправления (ТОСы), торгово-промышленные палаты (ТПП), общины малочисленных народов, объединения работодателей, отделения партии являются малочисленными в Приморском крае (менее 10 единиц каждой) и составляют в общем числе 80 организаций или 2,44% от их общего числа.
Основным отличием Приморья от общероссийской правовой структуры НКО является заметно более высокая доля организаций, созданных в форме некоммерческих партнерств, фондов и АНО (10,31%, 9,76% и 8,03% соответственно) . Данный факт, по нашему мнению, свидетельствует о прогрессивных тенденциях и попытках инициативных групп края в большей мере использовать возможности, предоставленные законодательством, для реализации функций гражданского общества.
2.2 Характеристика некоммерческого сектора Приморского края
Для получения более полной информации об НКО края (целевые группы, источники финансирования, уровень профессионализма и сотрудничества с властными структурами и СМИ) было проведено выборочное анкетирование лидеров организаций с использованием формализованного опросного листа, специально разработанного для данного проекта. Было получено и обработано 35 анкет по почте и проведено 158 телефонных опросов. Таким образом, всего было опрошено 193 организации из разных уголков Приморья. Опросный лист содержал 10 базовых вопросов, ответы на которые проанализированы ниже.
Вопрос 1: С какими основными группами населения Вы работаете (диаграмма 1)?
Наибольший процент некоммерческих организации края занимается проблемами детей и молодежи (более 50% всех НКО в той или иной степени занимаются проблемами подрастающего поколения). Примерно четверть всех организаций работают с инвалидами и другими некоммерческими организациями. Пятая часть всех НКО объединяет творческую интеллигенцию. За ними следуют организации, миссия которых состоит в помощи многодетным семьям и женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Примерно 10% организаций работают на благо пенсионеров и лиц пожилого возраста. Примерно 5% организаций занимаются вопросами отдельных категорий граждан, таких как одинокие люди, военнослужащие и уволенные в запас, собственники жилья и некоторые другие категории граждан. По 2,5% организаций заняты проблемами безработных, бездомных и представителей национальных меньшинств.
Обращает на себя внимание тот факт, что в крае практически нет организаций, занимающихся проблемами беженцев, лиц девиантного поведения и осужденных. Это объясняется исторически сложившимся недостатком внимания к оступившимся людям в Российском государстве, а также низкой мотиваций частных доноров и благотворителей помогать «социально непривлекательной» категории граждан.
Диаграмма 1: Целевые группы населения, с которыми работают НКО края

Вопрос 2: Какими видами деятельности занимается Ваша организация (диаграмма 2)?
Львиная доля всех некоммерческих организаций края работает посредством оказания консультационных услуг, проведения конференций, семинаров и круглых столов (75% и 57,5% соответственно). Около четверти всех организаций занимаются проведением исследований, экспертиз, а также оказывают юридические услуги. Физкультурно-оздоровительные услуги и мероприятия по организации досуга проводят 17,5% и 10% организаций соответственно. Социально-реабилитационные и психологические услуги оказывают по 15% НКО.
Наиболее интересной категорией НКО с точки зрения данного проекта являются организации, занимающиеся обеспечением диалога общества и власти. Так, 12,5% организаций участвуют в комиссиях и рабочих группах при решении важных территориальных проблем и 10% НКО занимаются организаций общественных слушаний. Полученные опросным путем данные в целом совпадают с оценкой реально работающих организаций гражданского общества в крае, полученных на основе статистических данных (11,87%, стр. 5 данной записки).

Диаграмма 2: Виды услуг, оказываемых НКО Приморского края

Вопрос 3: На какие средства существует организация (диаграмма 3)?
Отвечая на вопрос об основных источниках финансирования , около 40% респондентов указали гранты от иностранных доноров в качестве основного источника и еще 10% отметили спонсорство от зарубежных компаний. Итого около 50% средств НКО края поступают из иностранных источников.
33% респондентов ответили, что получают средства от российских компаний в качестве спонсорской поддержки и еще 25% отметили, что основным источником средств являются гранты от российских организаций.
23% респондентов пояснили, что основным источником являются взносы учредителей и пожертвования частных лиц (20%); ровно столько же составляли личные средства членов и сотрудников организаций. Доходы от предоставления платных услуг составили 13%, столько же составили членские взносы.
Как негативный следует отметить тот факт, что финансирование из бюджетных источников составило незначительный процент. Поступления из муниципальных бюджетов составило 10%; из средств Федерального бюджета – 3%. Финансирование из бюджетных источников по краевым программам близко к нулю.
Следует отметить, что по сравнению со среднероссийским результатом, в Приморском крае все еще высока доля иностранных источников в финансировании НКО. Это объясняется рядом факторов: прежде всего, тем, что средства из Федерального центра, выделенные на развитие НКО страны, доходят до приморских организаций по остаточному принципу; местные власти практически игнорируют поддержку НКО; а цивилизованные формы реализации социальной ответственности регионального бизнеса не достаточно развиты . Сказывается и тот факт, что исторически «власть и деньги» в России концентрируются в столицах. А значит, на столичные НКО приходится львиная доля всех благотворительных средств крупнейших российских компаний, включая «голубые фишки».
Диаграмма 3: Источники финансирования некоммерческого сектора Приморья

Вопрос 4: Участвовали ли Вы или Ваши сотрудники в разработке и/или реализации проектов и программ (диаграмма 4)?
Согласно ответам опрошенных абсолютное число организаций владеют проектным подходом (около 90%), что свидетельствует об их профессионализме и опыте работы.

Диаграмма 4: Участие НКО Приморского края в разработке проектов и программ

Вопрос 5: Какими ресурсами обладает Ваша организация для решения социальных проблем города (диаграмма 5)?
Сильной стороной НКО края является наличие интеллектуальных ресурсов и информационно-технической базы. Около 70% респондентов ответили, что их организации имеют солидный запас идей и проектов, а 67,5% указали на наличие профессионалов своего дела среди сотрудников. Еще 65% опрошенных считают, что у них крайне высок потенциал привлечения волонтеров. И только 20% респондентов считают, что имеют достаточные ресурсы или возможности для их привлечения.
Диаграмма 5: Ресурсы НКО Приморского края для решения социальных проблем

Вопрос 6: Как Вы оцениваете этот опыт сотрудничества с городской/ краевой властью (диаграмма 6)?
Несмотря на мизерную финансовую поддержку НКО края со стороны бюджетов разных уровней, 46% опрошенных считают опыт сотрудничества с городской/ краевой властью успешным; еще 27% называют его удовлетворительным и только 11% им не удовлетворены.

Диаграмма 6: Опыт сотрудничества НКО Приморья с муниципальными органами власти

Вопрос 7: В какой форме Вы сотрудничали с коммерческими структурами?
Более половины опрошенных получали от коммерческих структур финансовую или организационную помощь; около 40% — реализовывали совместные проекты; 22,2% обменивались информацией и 16,7% опрошенных оказывали им платные услуги.
Диаграмма 7: Формы сотрудничества НКО Приморья с коммерческими структурами

Вопрос 8: В каких формах Вы сотрудничали со СМИ?
Обмен информацией оказался основной формой сотрудничества НКО края со СМИ (на это указали 58,3% опрошенных). Более 50% опрошенных отметили, что организовывали собственные программы со СМИ, что на наш взгляд является очень солидным показателем. Организацией мероприятий для СМИ занимались 44,4% опрошенных, а принимали совместное участие в уже существующих программах 25% респондентов.
Такие результаты опроса оказались неожиданными, поскольку в докладе Общественной палаты именно Приморье было отмечено как регион, в котором резко снизилось освещение проблематики некоммерческого сектора .

Диаграмма 8: Формы сотрудничества НКО и СМИ Приморского края

Вопрос 9: Сотрудничаете ли Вы с другими некоммерческими организациями?
Уровень сотрудничества между НКО края оказался достаточно высоким. Около 76% опрошенных указали, что осуществляли совместные проекты с другими некоммерческими организациями и еще 55,3% отметили, что участвовали в общих мероприятиях. Другой распространенной формой сотрудничества является обмен информацией, на что указали 47,4% респондентов. Только 5,3% опрошенных не сотрудничали с другими НКО ни разу.
Диаграмма 9: Формы сотрудничества НКО друг с другом

Вопрос 10: Дефицит каких ресурсов ощущает Ваша организация?
Финансовые ресурсы являются основным дефицитом НКО края (80,6%). Среди других недостающих ресурсов: оборудование (38,9%) и информация (22,2%). Относительно обеспечены НКО края кадровыми ресурсами.
Диаграмма 10: Потребность НКО Приморья в различных видах ресурсов

2.3 Особенности диалога НКО и власти в Приморском крае
Данный раздел аналитической записки имеет целью получить качественные данные о состоянии гражданского общества в крае, а конкретно о состоянии диалога между общественностью и властью. Для подготовки этого раздела были использованы результаты интервью с руководителями гражданских объединений и представителями исполнительной и законодательной власти на местах, а также материалы фокус-групп с лидерами некоммерческих организаций, проведенных в нескольких городах Приморского края. В ходе интервью и фокус-групп обсуждался сходный круг проблемных вопросов, сформированных в блоки, из ответов на которые был подготовлен данный раздел.
Блок 1: По материалам Общественной палаты России, Приморский край относится к регионам с низкой общественной активностью . Согласны ли Вы с такой оценкой?
Мнения: Большинство организаций – участников фокус-групп высказали несогласие с низкой оценкой общественной активности в своих муниципальных образованиях, мотивируя это своими активными действиями и работой по тематическим направлениям (помощь ветеранам, инвалидам, профсоюзное движение, работа с детьми и другое). Участники дискуссий с энтузиазмом рассказывали о реализованных проектах и делились своими успехами. Например, руководитель муниципального детского сада пос. Лучегорск рассказала о высокой активности населения по программе «Сам», когда люди участвовали в работе по облагораживанию территории поселка.
Такое расхождение с данными Общественной Палаты России, во-первых, объясняется тем, что в фокус-группах участвовали лидеры общественных организаций края и они, в большей степени, оценивали свою работу на «отлично»; во-вторых, тем, что участники дискуссий не до конца понимали различие между «общественной активностью» и «готовностью к такой активности». Важнейшими предпосылками формирования гражданского общества являются: солидарность, доверие, толерантность и личная ответственность. Так, вот по потенциалу развития гражданского общества Приморский край является одним из регионов-лидеров в России, значительно опережая Москву . Однако, готовность не всегда перерастает в активность. Для этого должны появиться предпосылки, и быть созданы условия. По мнению большинства опрошенных, жители Приморья готовы к участию в общественной жизни и как только получают поддержку под определенные проекты, сразу же включаются в работу. Например, грантовые проекты иностранных благотворительных организаций явились стимулом для активизации населения в отдельных муниципальных районах края. Другое дело, что такие условия еще не в полной мере и не везде созданы.
Блок 2: Среди главных причин низкого уровня активности называется незначительная степень влияния граждан края на принимаемые властями разных уровней решения по сравнению с другими субъектами Федерации. В чем это выражается?
Мнения: Большинство интервьюированных, признали крайне низкую степень реального влияния некоммерческих организаций на решения органов власти в регионе, кроме собственно представителей самой власти . Причем более половины участников обсуждений считают, что деятельность их организаций не оказывает никакого влияния на власть. Примерно четверть считает, что в работе своих организаций оказывают определенное влияние через информирование граждан, СМИ и представителей власти по отдельным насущным проблемам. Примерно пятая часть участвует в формировании общественного мнения по насущным проблемам своих территорий. Лишь единицы опрошенных упомянули случаи эффективного влияния через вовлеченность своих организаций в непосредственную реализацию решений власти. Уровень влияния местных НКО на обеспеченность открытости и прозрачности власти на местах оказался близким к нулевому. Хотя, именно реальный контроль общественности за действиями власти служит одним из важнейших индикаторов развития гражданского общества.
Настораживает то, многие участники дискуссий отметили отрицательную динамику в диалоге власти и общественного сектора края. Были высказаны мнения, что общественная инициатива стала затухать в начале 2000-х, что связано с особой позицией действующей власти в крае по отношению к НКО и их инициативам. Повысился уровень недоверия к власти, сформировалось мнение, что конструктивно с властными структурами не поработаешь, и соответственно снизилась мотивация. Многие специалисты ушли из НКО, так как не видят результатов своей работы и перспектив улучшения ситуации.
В то же время, жители Пожарского и Партизанского районов наоборот отмечают положительную динамику в диалоге, хотя основными примерами взаимодействия называют совместное проведение зрелищных мероприятий и помощь организациям по разовым обращениям, т.е. сотрудничество НКО и власти по решению социальных проблем своих территорий.
Блок 3: Какие существуют формы государственной поддержки организаций гражданского общества в Приморском крае (муниципальные гранты и конкурсы, госзаказ на государственные услуги, возможность публикации в СМИ и другое). Как это выглядит по сравнению с другими субъектами РФ?
Мнения: С конца 90-х годов прошлого века в России шло накопление разнообразного опыта государственного финансирования неправительственных НКО. Законодательная база для такого механизма в целом создана, однако уровень поддержки властными структурами НКО резко различается по регионам.
По результатам наших опросов финансирование НКО Приморья из бюджетных источников различных уровней составляет незначительный процент: поступления из муниципальных бюджетов составляет около 10%; из средств Федерального бюджета – 3%, а из краевого — близко к нулю.
Возможности получения средств из федерального бюджета для приморских НКО в основном связаны с общенациональный конкурсом на соискание «президентского» гранта. Данный конкурс впервые проводился в 2006 г. и стал неотъемлемой частью государственной политики в отношении институтов гражданского общества. Среди опрошенных были представлены организации, получившие «президентские» средства в 2006-2008 гг., однако в незначительном количестве. Действительно, по данным Общественной палаты, только около 3% всех средств «президентского» гранта попало на Дальний Восток России и около 0,5% — в Приморье. Таким образом, гражданское общество Приморья не может всерьез рассчитывать на федеральные средства для своего развития.
Муниципальные грантовые конкурсы проводились в единичном экземпляре в некоторых городах края – в Уссурийске и в Артеме. Конкурсы на размещение госзаказа среди НКО формально проводились во многих городах края, но фактически носили закрытый характер, т.е. объявления о конкурсах публиковались в мало читаемых изданиях задним числом. А если случайно отдельные НКО все же получали информацию, все делалось для того, что не допустить «чужие» организации к конкурсу.
Что касается возможностей публикации в СМИ, то они оцениваются участниками дискуссии как невысокие, особенно это касается изданий краевого уровня. Так, в Докладе Общественной палаты сообщается, что: «…ведущее информагентство Приморского края – РИА «Prima-Media» в период 2007-2008 гг. резко сократило освещение проблематики гражданского общества, что привело к масштабному падению уровня упоминаемости всех исследуемых объектов и категорий, связанных с гражданским обществом» . Наиболее гражданско-ориентированной газетой края многие годы являются «Арсеньевские вести», из электронных СМИ опрошенным было выделено Агентство «Восток-Медиа» как социально-ответственное СМИ.
Среди положительных тенденций была отмечена поддержка властями края молодежных движений. Поднимается молодежное ВУЗовское движение, возрождаются студенческие строительные отряды, заметно молодеют добровольческие инициативы, и местные администрации поддерживают их через софинансирование молодежных форумов, слетов студотрядов и ярмарок вакансий. При ЗАКСе Приморского края был создан молодежный Совет для учета мнений молодежи в законотворческом процессе.
В целом, уровень осведомленности по вопросам взаимодействия власти и гражданского общества в Приморье достаточно высокий. Однако участники фокус-групп все-таки не особенно четко ориентируются в вопросах прав, предоставляемых гражданскому обществу, форм его поддержки, тех возможностей, которое дает законодательство для развития гражданского общества.
Например, в Лучегорске, в Артеме, а также в Партизанском муниципальном районе население активизировано за счет грантовых проектов, которые выполнялись некоммерческими организациями по ряду программ: «Поддержка гражданского общества Дальнего Востока» (ISC/USAID), программа «Наши права» (MSI/USAID), программа «Лидер» (ВИНРОК/USAID) и другие. Именно участие в этих программах дало высокий уровень активности населения в районе и поселке, причем, к этим проектам в настоящее время присоединяются и средства, выделяемые для поддержки проектов администрацией, А будет ли эта поддержка сохраняться, когда грантовая поддержка иностранных доноров значительно снизится?
Реально работающий механизм финансовой поддержки некоммерческих организаций является одним из важнейших условий их успешной работы. В этой связи, рекомендуем представителям властей всех уровней Приморского края обратить серьезное внимание на активизацию механизмов поддержки некоммерческого сектора региона.
Блок 4: Несмотря на недостаточный уровень взаимодействия гражданского общества и власти в крае, какие предпосылки для диалога уже созданы (ранее созданные инструменты диалога – общественные советы и слушания, механизм принятия поправок от общественности, обращения к депутатам, участие в народной нормотворческой инициативе, законодательная база, возможность протестных действий, и другое)?
Большинство опрошенных лидеров НКО знакомы с различными механизмами диалога с властью и даже принимали в них участие. За прошедшие годы в Приморском крае были созданы законодательные механизмы и апробированы практически все формы диалога, разрешенные на законодательном уровне. Так, некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» провели исследование законодательно закрепленных возможностей диалога гражданского общества и органов власти, результаты которого представляют внушительный список тематических нормативно-законодательных актов Приморского края, некоторые из которых хотя и утратили силу, но, тем не менее, свидетельствуют о процессе (Приложение 2).
С конца 90-х гг. прошлого века в Приморском крае было создано множество общественных советов и несколько общественных палат при различных властных структурах и в разных городах: Общественная палата Приморского края в 1997 году, Общественная палата "Народный контроль" при Законодательном собрании Приморского края в 2004 году, Общественная палата г. Владивостока в 2004 году , г. Партизанска – в 2005 г., г. Артема — в 2008 году. Совсем недавно в 2009 году была создана общественная палата при Думе Пожарского муниципального района. Представители некоммерческого сектора Приморья принимали участие в депутатских и общественных слушаниях, в комиссиях и рабочих группах при органах власти; обращались с проектами нормативных актов в рамках народной нормотворческой инициативы, с письмами к депутатам и представителям исполнительной власти; неоднократно организовывали санкционированные митинги, пикеты и шествия.
Блок 5: Какие из инструментов диалога Вы считаете наиболее действенными и успешными?
В целом, по мнению участников дискуссий, эффективность многих форм «диалога» оказалась низкой, о чем свидетельствуют ранее проанализированные данные о незначительном уровне влияния гражданского сектора края на решения органов власти.
Из всех форм диалога, по мнению опрошенных, наиболее прижились и достигают поставленных целей совместные круглые столы с представителями разных ветвей власти, а также протестные методы выражения воли общественности по отдельным проблемам (митинги, пикеты и шествия). После протестных выступлений власти проблему, по крайней мере, замечают и начинают реагировать, хотя и не всегда адекватно.
Жители Приморья активно выходят на митинги с конца 2008 года (выступления против введения пошлин на автомобили и запрет правого руля, митинги против ограничений на транспортировку металлолома за границу, повышения пошлин на экспорт леса и другие), считая, что именно ряд недавних решений правительства России привел к резкому снижению уровня жизни в крае. Но в ответ чаще всего они слышат только обвинения в свой адрес, например: «спекулянты, не хотите поддерживать отечественный автопром» или «разбазариваете природные ресурсы» и т.д. Такая ситуация приводит к еще большему непониманию действий властей простыми гражданами страны. Власти считают, что пока наше гражданское общество не научилось говорить на языке общенациональных задач, его мнение управленцам не интересно.
Один из депутатов Думы одного из муниципальных районов высказался резко негативно обо всех без исключения гражданских инициативах, сказав, что только он, как депутат способствует, реализации действительно нужных для поселения дел. Он также сказал, что, как в анекдоте, когда у народа нет, например, рыбы, японцы выходят в море, ловят рыбу, а российские люди создают советы, комитеты, общества и прочее.
Блок 6: В чем недостаток предыдущих совещательных форм диалога, почему нужно создавать еще один орган — Общественную палату Приморского края?
По мнению участников фокус-групп, главным недостатком всех ранее созданных общественных совещательных органов являлся «де факто» закрытый их характер и низкая эффективность работы. Достигалось это за счет, во-первых, низкой информированности о возможностях представителей гражданского общества принять участие в работе созданных органов, а во-вторых, за счет намеренного включения в состав таких органов представителей своих «паркетных» некоммерческих организаций. Отсюда сложилось мнение, что, по словам одного участника дискуссии, «созданные Советы и общественные палаты – суть профанация для выпускания пара, и эти механизмы взаимодействия и общественного участия не работают».
Данное мнение подтверждается результатами опроса Общественной палаты России, согласно которому 27% лидеров НКО России считают, что власть стремится устанавливать диалог лишь с малым кругом организаций и только в отдельных случаях. Каждый шестой руководитель НКО считает, что диалога между властью и гражданским обществом в России вообще нет; 20% считают, что власть ведет диалог с довольно широким кругом организаций, но только тех, которые сама предпочитает; а 15% примирительно считает, что власть стремиться вести широкий диалог, но это у нее не получается .
Сотрудники аппарата Общественной приемной депутата ЗАКСа Приморского края А.В. Ермолаева в рамках Рабочей группы по доработке проекта закона «Об общественной палате Приморского края» провели оценку эффективности деятельности Общественной палаты при Губернаторе края и Общественной палаты «Народный контроль». Они констатировали факт, что «информации о деятельности вышеобозначенных «палат», о составе их участников, о результатах деятельности этих органов в открытом доступе нет» , что, с одной стороны, не отвечает элементарным требованиям конструктивного диалога власти и общественности, а с другой, порождает слухи и домыслы.
По мнению большинства лидеров НКО края создавать новую Общественную палату в Приморье необходимо. И делать это следует по принципам формирования Общественной палаты России, а именно по экспертному признаку (выдвигать в состав Палаты экспертов по различным направлениям), и использовать лучший опыт общественных палат, наработанный в различных регионах страны.
Деятельность новой палаты должна быть абсолютно открытой. Самое главное – краевая палата должна координировать, консолидировать другие общественные палаты в районах края, должна иметь общие точки соприкосновения с другими общественными палатами края, проводить связующую работу, иначе все отдельные палаты будут не палатами, а какими-то «домашними клубами» – эту точку зрения высказали большинство участников. Участники фокус-групп уверены, что только при соблюдении указанных принципов вновь созданная палата будет работать эффективно.
Представители влиятельных общественных объединений Приморского края направили Обращение Президенту России Д. А. Медведеву, Председателю Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В.В. Путину и Полномочному представителю Президента РФ в ДФО О.А.Сафонову о необходимости создания нового совещательного органа в крае , что свидетельствует о решимости гражданского общества края строить эффективный диалог с властными структурами на благо родного Приморья.
Блок 7: Как Вы думаете, нужно ли проводить Гражданский Форум в Приморье? Полезен ли он будет? Какие вопросы можно и нужно на нем обсудить?
Форум будет полезен, если вопросы будут обсуждаться совместно представителями гражданского общества и власти, т.е. участие исполнительной власти на таких форумах обязательно. Форум ценен как объединяющая форма; он должен в первую очередь способствовать решению стратегических вопросов, касающихся всего Приморского края.
Для того чтобы некоммерческому сектору оказывать влияние на процессы принятия решений механизмы такого влияния должны быть встроены в эти процессы. Для этого необходима разработка соответствующих нормативных регламентов, существенно меняющих сложившийся порядок принятия управленческих решений. Предлагаемая в рамках данного проекта Концепция развития гражданского общества Приморского края призвана решить задачу гражданского участия в процессах принятия решений и их мониторинге.
3. ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА в крае
Экспертный и профессиональный потенциал организаций гражданского общества можно продемонстрировать на примерах работы некоммерческих организаций, выполнивших проекты различной тематики. Ниже приведены примеры проектной деятельности НКО и инициативных групп Приморского края по тематике выстраивания эффективного диалога общественности и власти, представленные исполнителями проектов.
1. Название проекта: «Разработка механизма реализации населением Артемовского городского округа своих прав в рамках «Программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению».
Район реализации проекта: г. Артем, Приморский край
Исполнитель: Общественная организация «Артемовское городское общество потребителей»
Сроки выполнения: 2007 г. – 2008 г.
Цель проекта — привлечение внимание общественности к проблеме предоставления гарантированной государством медицинской помощи, создание общественных систем контроля, информирования и мониторинга при оказании медицинских услуг, продвижения нормативного регулирования тарифов платных услуг и информационного обеспечения пациентов о правах на бесплатные услуги.
Результаты проекта: в ходе проекта была исследована нормативная база по правам граждан на охрану здоровья при оказании медицинской помощи; в одной из поликлиник Артемовского городского округа был проведен опрос пациентов и на основе анализа нормативной базы и результатов опроса были разработаны информационные материалы для потребителя о получении им бесплатных медицинских услуг, проведена информационная кампания в средствах массовой информации. Результаты мониторинга, анализа нормативной базы и рекомендации были обсуждены на круглом столе с привлечением работников администрации, представителей общественных организаций, руководителей лечебного заведения, а также СМИ. Рабочая комиссия, созданная в ходе выполнения проекта, провела проверки по жалобам потребителей и проинформировала население о состоянии вопроса.
Успехом можно считать то, что впервые в городе Артеме появилась возможность влияния потребителей на качество оказываемых им медицинских услуг в рамках «Программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению». В частности обеспечена полная и удобная для пользования информация о бесплатных услугах в уголке пациента; разработаны тарифы на платные услуги для жителей г. Артема; проконтролировано наличие в поликлиниках города перечня конкретных услуг. Выпущена памятка для граждан, в которой дана полная информация по всем вопросам бесплатного медицинского обслуживания.
2. Название проекта: «Антикоррупционное просвещение-2»
Район реализации проекта: г. Владивосток
Сроки выполнения: 2005 г. – 2006 г.
Исполнитель: Краевая организация общества «Знание» России
Цель проекта — просвещение общественности в отношении причин и вреда коррупции. Повышение правовой грамотности населения в отношении его прав и обязанностей во взаимоотношениях с органами власти. А также содействие вовлечению населения в антикоррупционные компании.
Результаты проекта: В ходе проекта были созданы условия для просвещения общества о существующей проблеме коррупции, о причинах её возникновения и последствиях, а так же о наличии гарантированных гражданских прав, дающих возможность противостоять ей. Были проведены занятия по антикоррупционному просвещению школьников совместно с родителями, прочитан антикоррупционный курс для студентов Юридического института ДВГУ. Были проанализированы существующие в мировой практике возможности гражданского общества защититься от социально-экономических последствий коррупции путём формирования систем общественного контроля по профилактике и пресечению коррупционных проявлений. В ходе проекта укрепились контакты между ВУЗами г. Владивостока (ДВГУ, ДВГТУ, ТГЭУ, ВГУЭС), представители которых объединились в Антикоррупционный клуб. Были проведены занятия для школьников по даннйо тематике. Кроме того, были установлены контакты с Антикоррупцоинными общественными организациями действующими в других городах (Самаре) с перспективой продвижения идеи создания МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (МАСО).
3. Название проекта: «Создание условий для развития общественного самоуправления»
Район реализации проекта: пос. Лучегорск Приморского края.
Исполнитель: «Общественная организация «ОКО»
Сроки выполнения: 2008 г.
Цель проекта — создание условий для возникновения и благоприятного развития общественного самоуправления на территории Лучегорского городского поселения.
Результаты проекта: в ходе проекта были решены задачи и получены результаты. Так, одной из задач проекта была разработка мер для запуска механизма развития общественного самоуправления на территории поселка.
Была создана Рабочая группа из специалистов общественного Совета, жилищных организаций, привлечены депутаты МК. Был принят план мероприятий (проекта) по привлечению общественности и власти к процессам развития в поселке самоуправления, выработаны методы эффективного воздействия на административные рычаги через аналитическую, просветительскую работу, разработку и продвижения НПА. Проведен анализ опыта других регионов, в результате которого стало очевидным эффективность работы ТОС в развитии самоуправлении региона, района, города в таких направлениях как: восстановление и сохранность жилья, оборудование и благоустройство дворов, охрана правопорядка и соблюдение правил проживания, оказание помощи социально незащищенным и бедным, решение проблемы занятости подростков. Аналитическая работа оформлена в методические материалы «ТСЖ или ТОС»; «Регистрация ТСЖ»; «Проект «Создание благоприятных условия для развития общественного самоуправления». Проведен анализ нормативно-правового регулирования всех вопросов организации и деятельности ТОС в разделе Устава Лучегорского городского поселения (ЛГП) статьи 10 «ТОС». Специалистами ОО «ОКО» разработан, сформирован и оформлен полный пакет документов (НПА) для передачи его в Муниципальный комитет, в который вошли: Обоснование процессов общественного самоуправления на территории поселка; проекты Положений "О порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления» и "О порядке регистрации территориального общественного самоуправления и ведении реестра ТОС".
Другой задачей было привлечь власти поселка к рассмотрению процессов общественного самоуправления. В результате уполномоченные представители от собственников, депутаты муниципального комитета и специалисты жилищных организаций приняли участие в расширенном заседании общественного Совета по взаимодействию общественности, власти и бизнеса в развитии общественного самоуправления на территории поселка. Представители от муниципального комитета ЛГП посетили г. Биробиджан, где познакомились с опытом общественного самоуправления города, приняли участие в семинаре «От энтузиазма к профессионализму» и конференции Тихоокеанской коалиции по содействию реализации реформы МСУ и ЖКХ в Дальневосточном Федеральном округе. Велась большая информационно-методическая и просветительская работа среди населения в вопросах жилищного и общественного самоуправления через местные СМИ. Методические материалы и информация размещены на сайте организации «ОКО» http://zhkh.3dn.ru, велась консультация для старших домов, специалистов жилищных компаний по вопросам выбора способа управления домом, проведения собраний, заключения Договоров.
Решена задача по вовлечению собственников жилья в процесс общественного самоуправления и внедрению механизма взаимодействия власти, населения и бизнеса по вопросам развития на территории поселка общественного и жилищного самоуправления. Так состоялся круглый стол, на котором депутатами МК поселка, специалистами жилищных организаций и активными собственниками МКД, как положительный пример был рассмотрен опыт развития общественного самоуправления и работе в этом направлении органов местного самоуправления города Биробиджан. Потом для активных собственников многоквартирных домов прошли «Уроки самоуправления», на которых были рассмотрены все формы жилищного и общественного самоуправления и участие в них населения; на общем собрании уполномоченных представителей от собственников многоквартирных домов поселка участниками было принято обращение к главе ЛГП и председателю МК о необходимости создания общественной комиссии или Совета по развитию общественного и жилищного самоуправления в Лучегорска. Обращения направлены в соответствующие инстанции; муниципальный комитет Лучегорска поддержал инициативу общественности о создании объединенного координационного Совета по развитию общественного и жилищного самоуправления, куда в последствии вошли представители от собственников жилья, общественных организаций поселка, активно занимающиеся привлечением населения к развитию местного самоуправления.
Важное место в этом проекте занимала информационно-просветительская работа среди населения через местное СМИ. Вышло 6 публикаций в газете «Победа», 8 видеосюжетов в программе «Панорама «ЛТВ». Наиболее значимый материал рассылался в региональную газету «Ударный фронт» dalnerprress@mail.primorye.ru, сделана рассылка информации Тихоокеанской коалиции toscentre@mail.ru., информационное агентство "Восток-Медиа", info@vostokmedia.com
По инициативе муниципального комитета Лучегорского городского поселения и финансовой поддержке Администрации поселка был проведен первый интерактивный семинар для собственников многоквартирных жилых домов «Территориальное общественное самоуправление – теория и практика».
Большим успехом можно считать то, что благодаря, проведенным урокам самоуправления и информационно-методическим консультациям через СМИ возросла правовая активность населения в пос. Лучегорск, усилилось желание участвовать в решении вопросов управления домами и местных задач поселка, в которой проживают. И свидетельством этого является то, что по инициативе жителей домов, только в одном месяце было организовано 5 внутридомовых собраний, которые прошли с приглашением представителей администрации поселка, специалистов общественной организации «ОКО». Темой собраний были вопросы благоустройства территорий. В позитивную сторону изменилась работа жилищных организаций. Возросла активность специалистов жилищных организаций в вопросах улучшения качества обслуживания МКД. Сегодня жилищные организации и представители от старших домов учатся работать в рамках современного законодательства. Во всех жилищных компаниях пересмотрены и утверждены новые Договоры на управление или подряда. В ноябре-декабре 2008 года в поселке начата работа по созданию ТСЖ.
4. Название проекта: «Здоровое Приморье: жители края имеют право на качественную медицинскую помощь».
Район реализации проекта: г. Владивосток, Приморский край
Исполнитель: ООО “Восток-Медиа».
Сроки выполнения: 2008 г.
Цель проекта – средствами масс-медиа способствовать улучшению обслуживания людей, страдающих онкологическими заболеваниями; способствовать решению вопроса повышения эффективности профилактики туберкулеза, способствовать улучшению ситуации по обеспечению льготными лекарственными препаратами граждан во Владивостоке. По всем трем вопросам привлечь внимание общественности, СМИ, органов законодательной и исполнительной власти.
Результаты проекта: в результате выполнения проекта во Владивостоке несколько улучшилась ситуация по обеспечению бесплатными лекарствами льготных категорий граждан. Эта задача была поставлена в одной из трех акций проекта (всего осуществлено 3 акции: 1. Онкология, 2. Профилактика туберкулеза. 3. Обеспечение бесплатными лекарствами). В 2007 году во Владивостоке только в двух аптеках города льготники по специальным рецептам могли получить бесплатные лекарства. Благодаря тому, что эта тема была поднята как журналистами «Восток-Медиа», так и их коллегами из других СМИ, в 2008 году ситуация резко изменилась: сегодня в городе уже 11 аптек выдают бесплатные лекарства; кроме того, в большинстве поликлиник города практически нет очередей при получении рецептов льготниками, так как эта процедура урегулирована, проводится в определенные часы, в отдельных кабинетах специалистами-медработниками, а не в общих очередях терапевтами, как было ранее.
Проект способствовал тому, что в принятой краевой целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Приморском крае» на 2009-2012 годы в 2009 году финансирование запланировано в размере 473594,5 тыс. рублей. Всего на четыре года запланировано 2 687058,5 тыс. рублей (для сравнения в 2004-2008 году было запланировано 532640 тыс. рублей).
Конечно, не только благодаря публикациям данного проекта и обращениям финансирование новой целевой программы в 2009-2012 гг. увеличено в 5 раз. Но, тем не менее, есть и определенный вклад этого проекта в решение вопроса. Также в новой программе в двух подпрограммах – Туберкулез и Онкология — в перечне финансируемых мероприятий введены такие пункты (которых в предыдущих программах не было) как – в Туберкулезе — «Проведение санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике туберкулеза среди населения» (запланировано 465 тыс. рублей); — в Онкологии – «Издание учебно-методических материалов по вопросам злокачественных образований» (запланировано немного, но тем не менее — 60 тыс. рублей). И это явная заслуга проекта.
О недостаточном информировании населения по указанным проблемам исполнители говорили на заседаниях «круглых столов», публиковали в СМИ, просили участвующих в работе «круглых столов» депутатов повлиять на улучшение информированности людей, которые могут повлиять на решение проблем, просили подключить к разговору другие краевые СМИ. Положительный результат был достигнут.
По теме проекта «Онкология». В программу 2009-2012 гг. внесены такие пункты как «Укрепление материально-технической базы ГУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» — именно о проблемах этого лечебного заведения, недостатках финансирования исполнители проекта неоднократно писали в публикациях. В частности, программой предполагается приобретение компьютерного томографа (Приморский онкодиспансер единственный из краевых медучреждений в крае (!) не имел этого оборудования), ультразвуковых сканеров экспортного класса. На 2009 год поликлиника краевого онкологического диспансера включена в список лечебно-профилактических учреждений по внедрению «Электронной регистратуры» (обеспечение поликлиники компьютерной техникой) в рамках действующей в крае программы «Электронное Приморье» на 2005-2010 годы», что несомненно скажется на улучшении работы поликлиники, особенно ее регистратуры (о проблемах работы поликлиники онкологического диспансера, больших очередях в регистратуру исполнители проекта неоднократно писали).
Увеличение финансирования в подпрограмме «Онкология» по статье расходов на обеспечение лекарственными препаратами онкологических больных составило более 160 миллионов рублей (400 млн. против 238 млн. в предшествующей подпрограмме).
Всего на мероприятия по подпрограмме «Онкология» в 2009-2012 г.г. запланировано 913 512 тыс. руб. (против 227 356 тыс. руб. в предыдущей подпрограмме), в том числе в 2009 г. – 140 912 млн. (в 2008 году – 99 657 млн.).
На мероприятия по подпрограмме «Туберкулез» в 2009-2012 г.г запланировано 277275 тыс. руб. (против 54 338 тыс. руб. в предыдущей подпрограмме), в том числе в 2009 г. – 64 690 тыс. руб. (в 2008 году – 20 млн. рублей).
Проблемы, затронутые на «круглом столе» по повышению эффективности профилактики туберкулеза, который был проведен 31 июля, осветили многие СМИ Приморского края. Все это способствовало тому, что администрация Приморского края констатировала, что предпринят ряд мер для нормализации ситуации с профилактикой этого заболевания. В разработанной администрацией края целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Приморском крае» на 2009-2012 годы предусмотрено значительное увеличение средств на улучшение профилактики и лечения туберкулеза. Для повышения защищенности медперсонала противотуберкулезных диспансеров в бюджете на 2009 год увеличено финансирование статьи «Санатории для больных туберкулезом» более чем на 6 млн. рублей (всего 60 585 тыс. рублей). Для повышения эффективности работы краевых противотуберкулезных лечебных учреждений в статье «Приобретение санитарного автотранспорта» запланировано пополнение автопарка этих медучреждений».
5. Название проекта: «Общественный мониторинг бюджетного процесса»
Район реализации проекта: г. Артем, Приморский край
Исполнитель: «Общественная организация «Совет предпринимателей г. Артема»»
Сроки выполнения: 2005 г. – 2006 г.
Цель проекта — создание и реализация механизмов общественного мониторинга бюджета и бюджетного процесса в Артемовском городском округе. Привлечение горожан к участию в бюджетных процедурах и разработка механизмов общественного участия.
Результаты проекта: В ходе проекта были выявлены факторы и процедуры бюджетного процесса, которые могут привести к правонарушениям и коррупции, создан банк индикаторов «некоррупционности» и «прозрачности» бюджета для проведения мониторинга. Было подготовлено и издано методическое пособие по общественному мониторингу бюджетного процесса, буклет с характеристиками бюджета, методические рекомендации по участию в общественных слушаниях; проведены 4 семинара-тренинга по участию в общественных слушаниях и мониторингу бюджетного процесса; сформирована библиотека документов с размещением на сайте; проведены общественные слушания: итоги исполнения бюджета 2005г., формирование бюджета 2006г.
Несомненным успехом можно считать то, что впервые в городе Артеме «Положение о Едином налоге на Вмененный доход» принималось с участием предпринимателей, являющихся плательщиками этого налога. На заседание экономической комиссии Думы города Артема, были приглашены представители предпринимательских организаций. Руководитель проекта Лариса Анатольевна Кавун в своем выступлении сумела доказать несостоятельность предложенного проекта. Мэр города создал рабочую группу по выработке приемлемого нормативного акта, в которую вошли представители общественности. Группа предложила провести городскую конференцию по обсуждению вопроса ставок налогов. В результате Дума приняла нормативный акт по установлению ставок налогов, устроивший практически все бизнес сообщество города.
В ходе проекта организацией «Лига предпринимателей» были выявлены некоторые факты коррупции. Один из них — создание мэром новой должности – своего заместителя, которой не было в структуре администрации. Исполнители проекта написали соответствующие письма в прокуратуру, в думу и администрацию города. Прокурор вынес предписание Главе администрации с требованием устранить допущенное нарушение. Главе города пришлось отменить свое решение. А структура администрации на 2006 год впервые была утверждена думой г. Артема. Вторым моментом, который можно отметить был результат анализа расходования средств из фонда главы города, проведенный организацией. Часть средств была потрачена на финансирование суда и прокуратуры. На наше обращение отреагировал краевой прокурор. Купленные на муниципальные средства компьютеры были возвращены в городскую администрацию.
В феврале 2006 г. по инициативе организации «Лига предпринимателей» была сформирована рабочая группа по отслеживанию бюджетных процессов в Артеме. На основании запросов этой группы приняты меры прокурорского реагирования: 3 предписания поданы в администрацию города, 2 – в думу и один иск с суд. Создана рабочая группа по подготовке к слушаниям. То, что в подготовке к первым слушаниям участвует общественность, команда проекта считаем своим достижением. В результате проекта значительно выросла активность горожан.
6. Название проекта: «Устранение административных барьеров – один из способов снижения уровня коррупции при развитии предпринимательства»
Район реализации проекта: г. Владивосток
Исполнитель: Некоммерческое партнерство «Лига торговых предпринимателей»
Сроки выполнения: 2005г. -2006г.
Цель проекта — снижение уровня коррумпированности в сфере взаимодействия предпринимателей и власти при использовании муниципальной собственности через повышение правового просвещения и правовой защиты предпринимателей, устранение административных барьеров, порождающих коррупцию в названной сфере.
Результаты проекта: Была оказана правовая помощь предпринимателям, арендующим муниципальную собственность; проведены индивидуальные встречи, консультации и собрания предпринимателей для обсуждения сложившейся ситуации и выработан план дальнейших действий; была разработана методика определения размера арендной платы за помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Одновременно от исполнительной власти были получены проектные документы по организации системы «одного окна» для обсуждения и анализа. Было проведено анкетирование предпринимателей, организован совместный с органами власти «круглый стол» и «горячая телефонная линия» по вопросам эффективности работы «одного окна». Результатом анализа стали рекомендации по повышению эффективности работы «одного окна» и стратегии их продвижения. Была организована работа постоянного форума на сайте: www.primliga.ru.
7. Название проекта: «Общественный мониторинг государственных и муниципальных заказов»
Район реализации проекта: г. Владивосток
Исполнитель: ООО «Стройкомплектация»
Сроки выполнения: 2005 г. – 2006 г.
Цель проекта — уменьшение уровня коррупции в системе государственных и муниципальных заказов в Приморском крае.
Результаты проекта: В ходе реализации была изучена законодательная база государственных и муниципальных заказов, проанализирована с точки зрения возможностей для коррупции. Были описаны пошагово этапы проведения конкурсов согласно законодательству, выявлены лица и подразделения, ответственные за каждый из этапов конкурса. Был изучен практический опыт предпринимателей, участвовавших в конкурсах, разработана методика и показатели мониторинга конкурсов, выявлены источники информации и подходы, позволяющие измерять и собирать данные по обозначенным индикаторам. Был проведен на практике мониторинг трех конкурсов на всех их этапах. Результаты мониторинга были обобщены и разработаны рекомендации по улучшению законодательных и нормативных актов проведения конкурсов с целью уменьшения возможности проявления коррупции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Исследование законодательно закрепленных возможностей диалога гражданского общества и органов власти. НП «Юристы за гражданское общество»
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПРИМОРСКОГО КРАЯ http://map.lawcs.ru/dalvost/primor.shtml.
ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАЛАТАХ
1. Постановление Законодательного Собрания №623 "Об Общественной палате "Народный контроль" при Законодательном собрании Приморского края" (Вместе с "Положением об Общественной палате "Народный контроль" при Законодательном собрании Приморского края") Принято 25 февраля 2004 г. (С изменениями от 22 июня 2005 г.).
2. Постановление губернатора Приморского края №380 "Об Общественной палате при губернаторе Приморского края" Принято 3 сентября 1997 г.
О СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ
1. Закон Приморского края №54-КЗ "О молодежной политике в Приморском крае". Принят 5 июля 1999 г., вступил в силу 7 июля 1999 г. (С изменениями от 3 декабря 2007 г.) Утратил силу.
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ НКО И ГРАНТАХ
1. Закон Приморского края №234-КЗ "О содействии развитию спорта высших достижений в Приморском крае". Принят 26 марта 2008 г., вступил в силу 30 марта 2008 г. (С изменениями от 3 декабря 2008 г.)
2. Закон Приморского края №203-КЗ "Об организации и поддержке учреждений культуры и искусства в Приморском крае". Принят 29 декабря 2004 г, вступил в силу 29 декабря 2004 г. (с изменениями от 9 апреля 2007 г.)
3. Постановление губернатора Приморского края №560 "О поддержке и развитии общественных объединений потребителей в Приморском крае". Принято 22 октября 2002 г. Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Приморского края от 23.07.2008 №68-пг.
4. Закон Приморского края №54-КЗ "О молодежной политике в Приморском крае". Принят 5 июля 1999 г., вступил в силу 7 июля 1999 г. (С изменениями от 3 декабря 2007 г.) Утратил силу
5. Закон Приморского края №109-КЗ "Об экономической поддержке средств массовой информации в Приморском крае"
Принят 11 декабря 1997 г., вступил в силу 15 декабря 1997 г. (С изменениями от 15 ноября 2001 г.) Утратил силу 23.05.2008 г.
6. Закон Приморского края №77-КЗ "О поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений Приморского края"
Принят 5 марта 1997 г., вступил в силу 7 марта 1997 г. (с изменениями от 23 декабря 2005 г.) Утратил силу в связи с принятием Закона Приморского края от 17.11.2008 №339-КЗ
ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН
1. Закон Приморского края №102-КЗ "О наказах избирателей".Принят 5 марта 2004 г., вступил в силу 10 марта 2004 г.
2. Закон Приморского края №97-КЗ "Об обращениях граждан". Принят 5 июля 2000 г., вступил в силу 10 июля 2000 г. (с изменениями от 26 ноября 2001 г.) Утратил силу в связи с принятием Закона Приморского края №55-КЗ "О признании утратившими силу законодательных актов Приморского края об обращениях граждан" от 9 апреля 2007 г.
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1. Постановление Законодательного Собрания №319 "О молодежном совете при Законодательном Собрании Приморского края" (Вместе с "Положением о Молодежном совете при Законодательном собрании Приморского края"). Принято 3 мая 2007 г.
2. Закон Приморского края №311-КЗ "О порядке подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий". Принят 5 декабря 2005 г., вступил в силу 20 декабря 2005 г.
3. Постановление губернатора Приморского края №123-пг "Об экономическом совете при губернаторе Приморского края". Принято 23 июля 2005 г.
4. Закон Приморского края №242-КЗ "О государственных информационных ресурсах Приморского края и порядке предоставления информации органами государственной власти Приморского края". Принят 6 мая 2005 г., вступил в силу 11 мая 2005 г. (С изменениями от 8 апреля 2008 г.).
5. Постановление Законодательного собрания Приморского края №920 "О Положении об общественном молодежном совете при Законодательном собрании Приморского края". Принято 27 октября 2004 г. (С изменениями от 22 декабря 2004 г.) Утратил силу с принятием Постановления Законодательного Собрания №319 "О молодежном совете при законодательном собрании Приморского края".
6. Закон Приморского края №138-КЗ "Об участии населения в охране общественного порядке на территории Приморского края". Принят 9 августа 2004 г. (С изменениями от 8 декабря 2006 г.)
7. Закон Приморского края №66-КЗ "О Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". Принят 8 августа 2003 г., вступил в силу 19 августа 2003 г. (С изменениями от 14 июля 2008 г.).
8. Закон Приморского края №14-КЗ "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Приморского края". Принят 8 октября 2002 г., вступил в силу 11 октября 2002 г. (С изменениями от 8 ноября 2005 г.)
9. Закон Приморского края №164-КЗ "Об экологическом образовании в Приморском крае". Принят 15 ноября 2001 г., вступил в силу 16 ноября 2001 г. (С изменениями от 11 апреля 2008 г.).
10. Постановление губернатора Приморского края №286 "О Приморском краевом координационном комитете содействия занятости населения". Принято 16.04.01 г.
11. Постановление губернатора Приморского края №403 "Об утверждении положения о комитете по делам национальностей и взаимодействию с религиозными объединениями администрации края". Принято 18 мая 2000 г.
12. Постановление губернатора Приморского края №273 "О совете по вопросам образования при губернаторе края". Принято 17 марта 2000 г.
13. Закон Приморского края №54-КЗ "О молодежной политике в Приморском крае". Принят 5 июля 1999 г., вступил в силу 7 июля 1999 г. (С изменениями от 3 декабря 2007 г.) Утратил силу
14. Закон Приморского края №103-КЗ "О казачестве в Приморском крае". Принято 27 ноября 1997 г., вступило в силу 1 декабря 1997 г. (С изменениями от 15 ноября 2001 г.) Утратил силу в связи с принятием Закона Приморского края от 15.02.2008 №197-КЗ
15. Постановление губернатора Приморского края №489 "О консультативном совете по делам национальностей при губернаторе края". Принято 14. ноября 1997 г.
16. Постановление губернатора Приморского края №179 "О координационном совете женских общественных организаций при Губернаторе Приморского края". Принято 16 апреля 1998 г.
ОБ ИНЫХ ФОРМАХ ДИАЛОГА
1. Постановление губернатора Приморского края №101 "О прекращении деятельности комиссий, советов и рабочих групп, существующих при Губернаторе края, администрации края" (вместе с "перечнем прекративших деятельность комиссий, советов, рабочих групп"). Принято 19 февраля 2002 г. (С изменениями от 27 мая 2002 г.)

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-25 17:39
  • MSK: 2024-11-25 19:39
  • +10: 2024-11-26 02:39
  • IST: 2024-11-25 18:39
  • +08: 2024-11-26 00:39
  • EST: 2024-11-25 11:39