Экспертные тайны о кризисе в Приморье
"Нет, каковы! Сначала они до последнего секретили сам кризис. Землю, можно сказать, при честном народе ели, божились, что ничего такого у нас и в помине нет. Когда обнаружилось, что кризис все же завелся и уже во все щели проклятый лезет, они начали прорехи затыкать — но также в условиях глубокой конспирации и недомолвок. Из-под дымовой антикризисной завесы лишь миллиарды да триллионы со свистом летят, да так быстро, так далеко и так мимо, что взглядом проводить не успеешь.
Затем они начали сооружать антикризисные комиссии, составлять антикризисные планы, чертить антикризисные графики… Не то чтоб секретные, но столь хитро составленные и столь мудро зашифрованные, что без спецподготовки в разведшколе фиг поймешь — как и с кем они там борются, чем дело закончится и во сколько "триллиардов" всем нам это удовольствие аукнется? Да и сами планы-графики отыщи попробуй. Мы облазили весь Интернет, прошерстили весь сайт администрации края, но заявленных чиновниками перечня "мер по противодействию…" и "плана действий по оздоровлению ситуации…" так и не отыскали. Только рекламный пресс-релиз: "Документ включает меры по развитию финансовой и банковской системы, поддержке малого бизнеса и внутреннего спроса, отдельно обозначены меры по оптимизации работы рынка труда и социальной поддержке жителей края, а также создание системы региональных приоритетов в условиях мирового кризиса". Вы что-нибудь поняли? Вы успокоились насчет перспектив "нам здесь жить"? Мы тоже. Однако попытка найти в "белом доме" какого-либо популяризатора также не увенчалась успехом, "автор" категорически отказывался выходить на бис, сохраняя инкогнито. Ладно чиновники, но ведь и "слуги народа" — единоутробные депутаты считают необходимым свои спасительные штабы проводить в полузакрытом режиме: десять минут протокольной съемки для "ящика", а самое главное — за плотно закрытой дверью.
Между тем граждане интересуются, чем же на самом деле они занимаются в кабинетах? Почему столь секретно пекутся о нуждах народных (это тревожит)? Как та забота аукнется населению и когда?.. Вопросы непраздные, поскольку многие уже "на чемоданах" в ожидании либо конкретных действий и разъяснений от власти, либо обещанной летней скидки на билеты подальше отсюда. Поскольку единственно обнародованный реальный шаг нашей власти — "многотысячный" митинг чиновников в поддержку "антикризисных мер" — как-то не убеждает и не вселяет уверенности. Есть подозрение, одним митинговым чиновничьим позитивом "проклятого" не одолеть.
Как здорово, что все мы здесь….
Последней была попытка проникнуть на "антикризисный" экспертный совет при руководителе ЗакСа, где собралась элита (не путать с политтусовкой) научной и коммерческой "мысли" Приморья, люди известные и уважаемые — академики, профессора, руководители крупнейших предприятий края. Нас и туда не пустили под предлогом, что разговор пойдет откровенный, местами даже нелицеприятный… Намекали, что депутаты и рады бы, но уперлись "эксперты", якобы опасающиеся перед прессой правду-матку крыть… После секретной встречи "в верхах" мы встретились с некоторыми из посвященных. Вопреки утверждению устроителей, эксперты были открыты, прямы. С их помощью тайное стало явным и не таким уж ужасным: оказалось, в высоком собрании совещались о том, о чем судачат простые люди на кухнях, митингах и в Интернете. Говорили о наболевшем. Оказалось, что наболело у всех одно.
— Главный вопрос сегодня не "кто виноват?" (со временем это станет ясным), а что делать дальше, — предварил разговор устроитель совета, скупо накидав картину "Приморье кризисное". Серьезная ситуация в горной промышленности (особенно в Дальнегорске), непростое положение в лесной отрасли, возникли проблемы с реализацией лома, с автобизнесом и т. д. и т. п. Эксперты подкрепили картину цифрами: рецессия (падение) по отраслям идет в Приморье почти полгода, примерно по 2 % в месяц. Если дальше такими же темпами, на конец года выйдем с падением в 30 % и с инфляцией по издержкам бизнеса в 20–25 %, полагают специалисты. Ключевая проблема — финансовый кризис переходит в экономический, приобретая форму стагфляции (падение производства с одновременным ростом цен). Для Приморского края ситуация в два раза острее, поскольку территория пограничная, во многом "завязана" на импорт, а импорт усиленно "давят" пошлинами. Рост пошлин с одновременным падением рубля дает двойную нагрузку на бизнес и двойное наказание населению. Для нас это катастрофа, так как именно внешнеэкономическая деятельность с торговлей дают больше половины ВВП Приморья, полагают эксперты. "В условиях стагфляции, когда бизнес снова вынужден уходить в тень, зарплаты снова перекочевывают в "конверты", неизбежно падение доходов бюджета на уровне 12–15 %. Нужно пересматривать структуру расходов, нельзя сокращать социальные статьи, но инвестиционная составляющая должна корректироваться", — посчитали эксперты и предложили руководству края… разработать комплекс антикризисных мер.
Такая вот загогулина на совете вырисовалась: оказалось, что о своих "антикризисных планах" власть забыла проинформировать не только "пиплов", но и руководителей "флагманов" приморской промышленности. Что демонстрирует, как страшно чиновники далеки не только от граждан, но и от реального сектора экономики. Подтверждений тому было немало в ходе совета.
"Пора наконец четко сформулировать приоритеты края в сфере и развития экономики и довести их до бизнес-среды, — взывал один из экспертов. — Встречался со многими руководителями: один начинает стройку торгового комплекса, другой возводит офисное здание, третий цех — никто толком не знает, а что будет дальше. Будет ли на юге Приморья семь миллионов населения, как заявлено, или народ вовсе покинет край? И хорошо бы определиться, что именно мы строим — автоград со сборочным производством, студенческий наукоград, туристический центр…" — недоумевали представители бизнеса.
К вопросу о компетентности Похоже, в "реальном секторе" есть большие сомнения насчет компетентности руководящих чиновников, как на местном уровне, так и наверху. Ряд недавних телодвижений федералов вызвал у местного бизнеса не меньше недоумения, чем и у вываливших на улицы в знак протеста "пиплов".
"Я полагаю, дальневосточников кто-то сильно подставляет, — переживал уважаемый в крае руководитель. — Последствия заградительных пошлин на ввоз иномарок еще в полной мере не сказались, мы же два миллиарда пошлин давали в казну! А сегодня флот стоит, порт стоит, моряки и докеры без работы, социальная напряженность растет… Это ошибочное решение, и если сейчас что-то не предпринять… бунт будет точно", — выдохнул вовсе не экстремист. "А кто придумал в самый разгар кризиса перекрыть кислород помогайкам? Да люди хоть как-то перебивались, привозя по дешевке одежду, обувь — по 30 кг мешок. Кому они помешали? В результате сегодня в Китай никто не ездит. А запрет на проезд по городу большегрузов, когда грузооборот и так в разы упал, надо еще додавить и местными мерами? Ведь своими же руками последнее придушиваем", — изумлялся чиновничьей "мудрости" руководитель.
"Последнее постановление таможни по поводу лома — вообще издевательство, — поддержал эксперта коллега. — Как член таможенного совета я на самом верху задал вопрос: кто "автор" постановления насчет вывоза лома через Камчатку? В ФТС такового не оказалось, на коллегии в правительстве также отыскать не смогли, то есть сами себя загоняем в кризис".
Эй, вы там, на галерах!
Ехать дальше уже некуда, цифры сами за себя говорят. На совете экспертов прозвучало: на прошедшей неделе сто десять морских судов стояли в дальневосточных портах без дела. Показатели января 2009 в сравнении с январем 2008 года убийственны: Владивостокский морской торговый порт в минусе на 31 %, порт Восточный — на 8 % общее падение, а на контейнерном терминале — 52 %. В Находке падение — 9,5 %, в том числе контейнеры — 97 %. Это лишь первые симптомы реальных проблем, считают эксперты, "падение" транспорта отразится на сопровождающих сервисных структурах, а в конечном итоге ударит по всей экономике региона.
Перспективы туманны. Ситуацию усугубляет отсутствие точного мониторинга проистекающих в отрасли процессов, полной картины происходящего ни у кого нет. Транспортный департамент администрации края занят "оперативкой", о завтрашнем дне никто не задумывается. На нуле не только внутренний, но и внешний мониторинг, никто не знает, что происходит с транспортом в сопредельных странах, как и в каком направлении развивается отрасль в Китае, Корее. Мы совершенно не в курсе, что происходит в этой отрасли в АТР и какую роль регион может реально играть на этом международном рынке, — констатировали представители отрасли.
Нет перспективного видения и на федеральном уровне. "Стратегии по развитию транспорта вроде разработаны, но если внимательно их почитать, это пустые бумаги, — вздыхает эксперт-транспортник. — И вообще после министерства морского флота в стране отсутствует какой-либо орган, который бы стратегически думал о развитии транспортной системы государства, доживаем то, что осталось от коммунистов.
"Мы теряем грузовую базу, а когда выступаешь в правительстве, там понимания мало. Не находит понимания лозунг "Российские грузы — российским перевозчикам!", хотя это наш прямой интерес. Ведь когда-то мы 65 % грузов возили сами, а сейчас лишь 4 %, а будет три. Мы выступал по этому поводу на совещании в Госдуме, Грызлов дал указание — записать наши предложения в одну из партийных программ. Слово сдержал, записали — но дальше дело не пошло. То есть на словах все за родину, все патриоты, а как до дела дойдет…" — крыл чиновников уважаемый менеджер пуще всякого коммуниста.
Богатые тоже переживают
Говорили не только о "личном" — об общем тоже. Бизнес-сообщество всерьез озабочено положением стариков. Все понимают, что невозможно прожить на пенсию в три тысячи. Есть предложение создать фонд спонсорской помощи нуждающимся.
Волнуют дела молодежи, есть понимание, что вузы сегодня не только "путь к знаниям", но и способ как-то занять, уберечь молодняк. Специалисты уже посчитали, что введенный ЕГЭ многим выпускникам перекроет дорогу к образованию и учиться за деньги в условиях кризиса смогут немногие. И вовсе не факт, что оставшиеся не у дел пойдут добровольцами на "стройки саммита" (куда обещают упаковать безработных), а не пополнят криминалитет. Воспитанные на "бригадах", "бумерах" и телегламуре, вряд ли они захотят повторить "карьеру Димы Горина", который подался из финансистов в монтажники.
Прозвучало давно ожидаемое: возможно секвестирование отдельных объектов будущего саммита АТЭС. Есть основание поздравить монашек Марфо-Мариинской обители, возможно, их монастырь беда обойдет — дорога на Русский обойдется без эстакады с Де-Фриза, а пойдет по уже существующей федералке до Седанки, откуда свернет на ТЭЦ-2, на Патрокл и далее. Такой намек прозвучал.
Открытым текстом говорили про откаты, называли вполне "корректную" цифру — "10 % от госзаказа надо вытащить и отдать, чтоб получить контракт". Ругались на дороговизну: Владивосток — дорогущий для ведения бизнеса город (третий после Санкт-Петербурга). Интернет (мощный инструмент современного бизнеса) в Москве, Ростове "безлимитка" стоит 200 рублей с отменным качеством, у нашей Дальсвязи — 800 рублей с ужасным качеством и никакой скоростью.
Но больше всех почему-то досталось гаишникам, похоже, "богатые тоже плачут" от них. Непонятные ограничения скорости на дорогах, за каждым углом и кустом дэпэсники, одним движением палочки могут легко устроить вселенскую пробку… "Город вообще для кого существует, — вопрошали "хозяева жизни". — Если у Владивостока такая "миссия" — кормить гаишников, то так и надо сказать, потому что весь город под ними ходит". Поступило конкретное предложение: как повысили пошлины на 9 месяцев, так и гаишникам на 9 месяцев категорически запретить тормозить авто где попало, а только на стационарных постах ДПС.
Советовали не только гаишникам, в ходе двухчасового обсуждения представители "реального сектора" предложили немало реальных мер по оптимизации бюджета, налогообложения, активизации наиболее перспективных (в условиях кризиса) "точек роста"… Устроители пообещали все сказанное проанализировать и передать "куда надо" — на том совещание завершилось, никаких "государственный тайн" и "военных секретов" не разгласив.
*** Хотя, согласны, повод для засекречивания мероприятия есть весомый. Ведь одно дело, когда о бездарности управителей, головотяпстве чиновников и безответственности политиков митингуют с трибуны "барыги", "жулики" и "оранжевые" подстрекатели с подачи забугорных спецслужб. Но когда то же самое утверждают серьезные люди, считай элита края (не путать с политбомондом), — это уже диагноз. Такие вещи надо "секретить" от граждан категорически, вплоть до… Ну в общем вы сами знаете".