Чересчур грамотные?
На прошлой неделе состоялся круглый стол, организованный Приморским региональным отделением ОО "Союз заемщиков и вкладчиков России" по насущной сегодня проблеме – по усилению доверия населения к финансовым институтам.
Обучение наших граждан должно стать общегосударственной задачей. По мнению Максима АНИСКЕВИЧА, руководитель регионального подразделения Федеральной службы по финансовым рынкам России по Дальневосточному федеральному округу, не дело бизнеса учить людей, его исконная функция – предлагать услуги населению, улучшать сервис. Властям Приморья со своей стороны пора взглянуть на положительный опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и др. На программы по обучению финансовой грамотности детей в школах предусматриваются бюджетные средства.
В тоже время инвестиционные компании принимают самое активное участие в обучение приморцев финансовой грамотности. Иван НАГИБИН, генеральный директор ООО "Финам-Владивосток", рассказал, что "Финам" еженедельно проводит обучающие бесплатные семинары по инвестированию под эгидой Министерства финансов РФ. При этом никто не скрывает, что это могут быть как высокодоходные, так и высоко рискованные операции. Среди слушателей и студенты, и люди достаточно преклонного возраста. Однако, чтобы просветительская работа давала действенный результат, в таком направлении должны действовать, по мнению Ивана Нагибина, никак не менее 8 организаций.
Умение обращаться со своими средствами сегодня никто не отменял и для самих финансовых институтов. Банки подчас стоят перед той ситуацией, что вроде бы и нужно наращивать деньги через кредитные продукты, в тоже время опасаются сегодня каждого второго заемщика. Он вполне может оказаться мошенником. А по известной всем схеме, банк "занимает" деньги у своих вкладчиков и соответственно выдает кредиты. Смогут ли кредитные организации в сложившейся ситуации не просто заработать, а вернуть ссуженные деньги? Представители Альфа-Банка в который раз подчеркнули, что их банк в ответе за деньги своих вкладчиков и ссужать их без серьезных гарантий от заемщиков не намерен.
Не в менее сложной ситуации находятся и заемщики. Отсутствует внятная, открытая позиции о том, что банк готов реструктуризировать кредит, заморозить долг своего клиента и на какое-то время согласиться на уплату заемщиков процентов. По словам Александра ИВАШКИНА, председателя Некоммерческого партнерства "Лига кредитных брокеров Приморья", это вполне можно сделать. Интересно, что на заданный в процессе дискуссии аналогичный вопрос от Евгения ДЕЦИКА, заместителя председателя ОО "Союз заемщиков и вкладчиков России" в Приморье, никто из представителей банковского сообщества не взял на себя ответственности ответить.
Оказаться в положении "сам дурак" не сложно, не зная точные правила игры. Подчас и банк и заемщик оказывается в "замкнутом круге" еще на предкредитной стадии. По словам заместителя председателя ОО "Союза вкладчиков и заемщиков России", банки без объяснения причин отказывают в кредитах даже тем постоянным заемщикам, которые кредитовались и во время возвращали долг. В чем же проблема? Этот вопрос также остался без ответа, хотя по вполне понятным основаниям. И раньше банковские структуры объявляли, что могут отказать в кредитной заявки без пояснения причин. Логично предположить, что банки постепенно переориентируются на развитие и продвижение общих (не кредитных) банковских услуг. Кредит какое-то время останется эксклюзивом.
Существует и другая сторона медали. Как рассказал Андрей ЯНКОВСКИЙ начальник отделения УБЭП УВД Приморского края, по информации, имеющейся в отделение, 80% кредитов бизнесу банки Приморского края выдают под так называемые откаты. 10% от суммы кредита передаются сотруднику, поспособствовавшему выдаче кредита. И здесь на первый план выходит кадровый вопрос, т.к. в каждом деле проходит сотрудник банка. К примеру, как банк может выдавать кредит под залог судна, которое уже давно перепродано заемщиком? Это даже не товар на складе, служащий обеспечением по кредиту.
Версию о том, что наш приморский клиент финансовых организаций, будь то страховая организация или банк, является безграмотным Андрей Янковский отнес в раздел мифов. При расследовании дел в подавляющем числе случаев оказывается, что человек знает, что приобретает, скажем, страховой полис за полцены на площади 3-ая Рабочая, желая сэкономить и получить, таким образом, отмашку для ГИБДД.
Собравшиеся вспомнили те времена, что, что на этапе зарождения кредитных и других финансовых услуг от клиента требовали справку из наркологического и неврологического диспансера. Создание информационной базы о таких лицах и сегодня может уберечь банки от неоправданной выдачи денег. Андрей Янковский же призвал представителей банковского сообщества всего лишь внимательнее относиться к подбору своих кредитных экспертов и менеджеров по работе с клиентами, а также совершенствовать сервис.
Яна МАЛЬЦЕВА, "Золотой Рог"