Концепция развития гражданского общества.
Организация ресурсный центр ИСАР совместно с организацией Совет общественности г. Артема выполняет проект по консолидации гражданского общества Приморского края Этот проект выполняется в рамках Программы «Наши права» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США) и технической помощи Корпорации «Менеджмент Системс Интернэшнл» (MSI ).
Концепция развития гражданского общества. Как показал опыт общения с представителями краевой власти, депутатами всех уровней и общественными организациями Приморского края, все видят перспективы развития гражданского общества по-разному. Исполнительная власть ждет от граждан проявлений понимания к их деятельности, патриотизма и «самозанятости». Депутаты ждут поддержки их политики и общественной экспертизы. Общественники же ждут помощи в виде финансирования деятельности, либо льгот по расходам на содержание офисов и т.п. В этой ситуации при разработке концепции приходится ориентироваться на общие цели и задачи. Как разработчики Концепции, мы решили, что важными задачами, которые будут предложены для их решения в Приморском крае, должны быть:
· Создание информационного поля, отражающего наиболее полно деятельность общественных организаций. Это могут быть решения о предоставлении постоянной рубрики в краевых и муниципальных СМИ для рассказа о деятельности организаций, создание либо общего сайта, либо станицы на официальном сайте администрации Приморского края;
· Разработка механизмов взаимодействия общественных организаций друг с другом через коалиции, сети, Общественную палату края;
· Разработка механизмов участия общественности в процессах принятия решений – с этой целью должны быть изменены регламенты процедур принятия решений с встраиванием в них таких механизмов как общественная экспертиза, общественный мониторинг, правотворческая инициатива;
· Разработка механизмов финансирования полезной деятельности общественных организаций через муниципальные заказы и гранты.
Все эти предложения изложены в Концепции, которая приведена ниже
Концепция
краевой целевой программы поддержки развития гражданского общества Приморского края на 2010-2014 гг.
проект
(далее по тексту – Концепция)
1. Основные понятия.
2. Обоснование актуальности и стратегического характера Концепции.
3. Характеристика гражданского общества Приморского края
4. Адресаты Концепции.
5. Основные приоритеты Концепции.
6. Правовые основы разработки Концепции.
7. Принципы организации поддержки развития гражданского общества.
8. Основные сферы и направления поддержки развития гражданского общества.
9. Развитие форм и механизмов взаимодействия субъектов гражданского общества.
10. Информационное обеспечение взаимодействия субъектов гражданского общества.
11.Организационное обеспечение реализации Концепции.
12.Финансовое обеспечение реализации Концепции.
13. Заключение.
1. Основные понятия
Гражданское общество на уровне субъекта федерации – совокупность самостоятельных объединений граждан, организующих и регулирующих свою деятельность для достижения общественных интересов в рамках заранее установленных правил гражданско-правового характера.
Социальное партнерство, взаимодействие субъектов гражданского общества – совместная деятельность участников партнерства, предполагающая согласование (консенсус) интересов и кооперацию усилий и ресурсов для реализации взаимоприемлемых целей и удовлетворения потребностей его участников.
Сотрудничество – совместная деятельность общественных организаций, иных некоммерческих объединений и органов государственной власти субъекта федерации в формировании института гражданского общества.
Поддержка развития гражданского общества – правовое, политическое, экономическое и социальное содействие общественным организациям, иным некоммерческим объединениям органами государственной власти с целью становления и укрепления в регионе демократических институтов, межэтнической стабильности, развития гражданского диалога.
2. Обоснование актуальности и стратегического характера Концепции
Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социальной, культурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.
Гражданское общество — этот форма организации общества, в основе которого стоит цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид (от существенных черт которого зависит качество и содержание гражданского общества и государства) взаимодействующий с государством, через демократические институты (выборы, референдумы, собрания и т.д.) и институты гражданского общества (общественные организации, объединения, профсоюзы и т.д.).
Развитие гражданского общества является важной составляющей процесса формирования демократических институтов в современной России. В процессе развития отношений между государством и гражданским обществом на первый план выходят проблемы общественного участия населения в решении политических, социально-экономических и духовно-нравственных задач, утверждение новых подходов к сотрудничеству общественного и государственного секторов.
В настоящее время созданы и работают институты, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и государства в решении важных для страны проблем. Работает Общественная палата РФ, во многих регионах созданы региональные Общественные палаты, работают они и в нескольких муниципальных образованиях Приморского края. Практически при каждом органе власти созданы и действуют консультативные Советы общественности.
Организации гражданского общества вносят свой вклад в повышение качества решений, принимаемых органами государственной власти и осуществление контроля за их реализацией посредством проведения различных экспертиз, консультаций, общественных слушаний.
Гражданское общество не зависит от политического режима в стране, т.к. оно существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму. Государство может значительно ограничить жизнедеятельность гражданского общества, — но разрушить, "отменить" его не способно: оно является первичным по отношению к государству, фундаментом государства. В свою очередь гражданское общество также может существенно ограничить функции государства, но подменить и тем более упразднить государство на современном этапе развития общества оно не способно.
Гражданская инициатива является во всем мире тем самым элементом, без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства. Исследования показывают, что в странах, строящих демократию, активный экономический рост происходит в тех регионах, где есть традиции участия гражданских объединений в управлении, где аккумулируется социальный капитал.
Активизация деятельности гражданского общества является также одной из важнейших предпосылок успешного проведения административной реформы, мероприятий по борьбе с коррупцией, реформирования судебной системы и правоохранительных органов, проведения реформы образования (через развитие попечительских и наблюдательных советов учебных учреждений) и реформы жилищно-коммунального хозяйства (через содействие формированию товариществ собственников жилья).
Общественные организации выполняют роль посредника между органами государственной власти и населением, организуют публичный диалог по ключевым вопросам развития региона, защиты гражданских прав и свобод населения. Они служат надежным средством связи между обществом и органами государственной власти области. При их помощи органы управления получают информацию об эффективности своих действий, прогнозируют последствия необходимых непопулярных решений.
Общественные объединения и некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть населения. Они способны не только профессионально участвовать в решении областных проблем, оказывать качественные социальные услуги населению, обеспечивать обратную связь с органами государственной власти области, но и выражать интересы граждан, организовывать их на самостоятельное решение проблем.
3. Характеристика гражданского общества Приморского края
Все организации можно разделить на следующие кластеры по основополагающим задачам, ради решения которых они созданы: некоммерческие неправительственные организации, профсоюзы, религиозные организации, партии.
3.1. Некоммерческие неправительственные организации
По данным Управления Юстиции по Приморскому краю всего в крае зарегистрировано более 2 350 некоммерческих организаций с различным правовым статусом, установленным ФЗ-7 от 14.04.1995 г. «Об общественных объединениях»:
Общественных организаций — 1 135 или 48,30%. Это самая многочисленная группа. Общественные организации и осуществляют свою деятельность в более чем 20 муниципальных образованиях края. Наибольшее количество организаций зарегистрировано во Владивостоке;
Автономные некоммерческие организации (АНО) — эта форма с позиции имущественных правоотношений похожа на некоммерческий фонд, а принципиальное различие состоит в целях создания этих форм организаций: фонд призван распределять, а АНО, — производить (услуги). Эта вторая по численности группа среди НКО, зарегистрированных в крае, ее численность по данным на 2009г. составляет 664 организации или 28,26%.
Некоммерческие партнерства (НП) – насчитывают 339 организациями или 14,43%. Мотивация создания некоммерческих партнерств (НП) имеет сходство с мотивацией создания общественных организаций. Часто организации с организацинно-правовой формой НП выступают в качестве правозащитных или представительских организаций. В сотрудничестве с ними выступают не только гражданке, нуждающиеся в помощи и взаимной поддержке, но и отдельные коммерческие организации.
Фонды – их количество составляет 321 организацию или 13,66% от общего числа.
Учреждения — в форме учреждений зарегистрированы некоторые редакции газет, образовательные структуры, эстетические студии и др. В общей сложности это 291 организация или 12,38%.
Союзы, ассоциации – их количество 96 и это составляет 4,09% от общего числа НКО.
Адвокатские палаты, бюро, коллегии адвокатов – всего в крае насчитывается 84 организации, — 3,57% . Эти организации являются строго профессиональными и существуют в основном на средства, зарабатываемые путем предоставления платных услуг.
Общественные движения — в крае существует 27 (1,15%)
Общественные учреждения — 23 организации или 0,98%.
Остальные НКО, которые значатся как иные формы, ассоциации крестьянских хозяйств, казачьи общества, национально-культурные автономии, негосударственные пенсионные фонды, органы территориального самоуправления (ТОСы), торгово-промышленные палаты (ТПП), общины малочисленных народов, объединения работодателей, партии составляют в общей численности 63 или 2,68%.
3.2. Профсоюзные организации
В Приморском крае зарегистрировано 333 профсоюзных организаций. Самое большое их количество находится в крупных городах Приморья: Владивостоке, Находке, а также в промышленных городах края – Лучегорске, Уссурийске, Дальнегорске, Арсеньеве, Спасске-Дальнем. Надо отметить, что почти в каждом крупном сельском поселении зарегистрированы профсоюзы, особенно в тех поселках, в которых есть промышленные предприятия, например, деревообрабатывающая, рыбная.
3.3. Религиозные организации
В настоящее время в Приморском крае можно отметить большое разнообразие современной религиозной жизни, отмечается конфессиональное разнообразие. Так, по данным Минюста по Приморскому краю, существует порядка 87 зарегистрированных религиозных конфессий, структур, организаций и течений в крае.
Самая многочисленная религиозная организация края – русская православная церковь (Московский патриархат) – РПЦ МП. Насчитывает 85 централизованных религиозных организаций, 11 726 местных религиозных организаций (приходов), 52 духовных образовательных учреждения, 398 монастырей и обителей, 238 иных религиозных учреждений.
Существует другая значительная, но медленно угасающая организация – русская православная старообрядческая церковь. Количественных данных по данной организации не обнаружено.
На территории края развиваются религиозные общины национальных меньшинств, концессий, диаспор. Соседствуют христианские и нехристианские религиозные организации.
3.4. Партии
По данным Избирательной комиссии Приморского края, в Приморье действуют следующие региональные отделения партий:
1. Приморское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»
2. Приморское региональное отделение Политической партии «Демократическая партия России»
3. Приморское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
4. Приморское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»
5. Приморское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
6. Приморское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»
7. Региональное отделение Приморского края Политической партии «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ»
8. Приморское региональное отделение Политической партии «Партия социальной справедливости»
9. Приморское региональное отделение Политической партии «Партия Возрождения России»
10. Приморское краевое отделение политической партии «Аграрная партия России»
11. Региональное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ» в Приморском крае
12. Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская Сила» в Приморском крае
13. Приморское краевое отделение Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые»
Благодаря приобретенному опыту самоорганизации и профессионализму некоммерческие организации в Приморского края представляют собой значительный интеллектуальный ресурс для выработки государственной политики в самых различных сферах жизни региона.
Работа с общественными организациями в Приморском крае несколько видоизменяется во времени. Так, в 1997 году была создана общественная палата при Губернаторе Приморского края. Она проработала до 2001 года и прекратила свою работу с уходом с поста губернатора Наздратенко. С 2004 года при Законодательном Собрании Приморского края действовала Общественная палата «Народный контроль». В настоящее время и этот орган не работает. Участие общественности в процессах обсуждения и принятия решений происходит через различные Советы общественности, созданные при подразделениях администрации края: Общественный Совет предпринимателей, молодежный парламент и другие.
В настоящей Концепции предусмотрен перенос акцентов с задач выстраивания взаимодействия субъектов гражданского общества на задачи реализации стратегии социального партнерства. Особую актуальность приобретает необходимость нормативно-правового регулирования взаимодействия общественности и органов власти в контексте реализации административной реформы.
Концепция представляет комплекс мер по поддержке развития гражданского общества на территории Приморского края с последующим формированием устойчивых долгосрочных взаимоотношений органов государственной власти и субъектов гражданского общества края.
Для решения актуальных задач региональной политики, разработана настоящая Концепция областной целевой программы поддержки развития гражданского общества Приморского края на 2010-2014 гг. .
4. Адресаты Концепции
Адресатами Концепции являются:
· негосударственные некоммерческие организации вне зависимости от организационно-правовой формы, осуществляющие социально и общественно полезную деятельность в интересах жителей области;
· общественные и общественно – государственные институты;
· политические партии;
· государственные и муниципальные организации;
· органы государственной и муниципальной власти;
· Законодательное Собрание Приморского края.
5. Основные цели Концепции
Концепция ориентирована на достижение долгосрочных целей социально- экономической политики и общественного развития области:
· обеспечение условий развития гражданского общества Приморского края;
· формирование высокого уровня общественного самосознания и общественного участия;
· формирование и внедрение в практику региональной социально-экономической политики общественной поддержки системы социальных показателей;
· разработка и реализация механизмов и форм общественного участия в процессе выработки и реализации государственной социально-экономической политики в Приморского края;
· совершенствование существующих и выработка новых механизмов поддержки органами государственной власти Приморского края общественных организаций, национально- культурных объединений в реализации ими социально значимых мероприятий, проектов и программ, содействие в реализации краевых и федеральных целевых программ;
· создание моделей и социальных технологий, обеспечивающих эффективное партнерство органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления, субъектов гражданского общества в решении задач общественного и социально-экономического развития региона;
· обеспечение участия общественных некоммерческих организаций в реализации целевых программ развития Приморского края;
· создание условий для деятельности в системе гражданского общества общественных объединений и некоммерческих организаций, максимальное использование их потенциала для эффективного решения социально значимых проблем края;
· развитие механизмов независимой общественной экспертизы и консультаций на ранних стадиях подготовки и принятия решений органами государственной власти края;
· выработка механизмов реализации положений отдельных нормативно — правовых актов Приморского края, обеспечивающих активизацию деятельности общественных и иных некоммерческих организаций в осуществлении административной и социальных реформ;
· совершенствование механизмов предоставления грантов и конкурсного размещения государственного и муниципального заказов на предоставление социальных услуг общественным и иным некоммерческим организациям;
· совершенствование существующих и разработка новых форм взаимодействия и эффективных моделей социального партнерства в информационной сфере.
6. Правовые основы Концепции
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;
2. Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
3. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
4. Федеральный закон от 4.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»;
6. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909);
7. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;
8. Краевой закон от 06.10.1995 № 14-КЗ «Устав Приморского края»;
9. Краевой закон от 05.03.1997г. № 77-КЗ «О поддержке деятельности молодежных и
детских общественных объединений»;
10. Краевой закон от 09.09.2004г. № 138-КЗ «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Приморского края»;
7. Основные принципы организации поддержки развития гражданского общества
Поддержка развития гражданского общества органами государственной и муниципальной власти строится на принципах равноправного партнерства, взаимной заинтересованности, профессиональной этики, гласности, доверия и социальной ответственности, коллегиальности в выработке решений и обязательности их выполнения сторонами, публичности и конкуренции, консолидации усилий институтов гражданского общества, их активного участия в формировании и реализации эффективной социальной политики.
8. Основные сферы и направления поддержки развития гражданского общества
Содержанием поддержки развития гражданского обществаявляется стратегия и тактика осуществления полномочий органами государственной власти Приморского края, установленных федеральным и региональным законодательством. Перечень полномочий по предметам совместного ведения и по предметам ведения субъекта содержится в ФЗ от 06.10 2007 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в Краевом законе от 06.10.1995 № 14-КЗ «Устав Приморского края» процесс социального взаимодействия в широком спектре проблем, в том числе экономической, социальной, духовно-нравственной, исследовательской сферах, в области межрегиональных и международных отношений, окружающей среды, гражданского образования населения. В частности: . Данный перечень позволяет организовать непрерывный
1. Повышение гражданской активности населения.
2. Повышение правовой грамотности населения.
3. Общественный мониторинг и гражданский контроль.
4. Содействие развитию гражданского общества.
5. Развитие межсекторного взаимодействия (государство – бизнес – гражданское общество).
6. Укрепление межнационального согласия.
7. Профилактика любых форм насилия, мирное разрешение конфликтов.
8. Содействие гендерному паритету в обществе.
9. Патриотическое воспитание.
10. Пропаганда здорового образа жизни.
9. Развитие форм и механизмов взаимодействия субъектов гражданского общества
Развитие форм и механизмов взаимодействия субъектов гражданского общества предполагает:
· общественное участие в разработке проектов нормативно-правовых актов Приморского края, федеральных, краевых и муниципальных целевых программ;
· организация и обеспечение экспертно-аналитической деятельности, правовой базы и правоприменительной практики развития институтов гражданского общества;
· развитие механизмов общественного мониторинга социальной ситуации, включая общественный контроль и экспертизу реализации социальных реформ;
· внедрение пилотных проектов, действующих моделей инновационных социальных технологий, направленных на решение проблем общественного развития;
· организация образовательно-просветительской деятельности, разработка моделей профессионализации кадров, обеспечивающих реализацию принципов социального партнерства.
Элементами механизма развития взаимодействия субъектов гражданского общества Приморского края могут быть: постоянно действующие территориальные общественные и государственно-общественные советы, городские, районные собрания, совещания, рабочие и экспертные группы и комиссии; общественные советы различного функционального назначения при отраслевых подразделениях органов государственной власти и органов местного самоуправления; конкурсы социально значимых программ и грантовых проектов; ярмарки социальных проектов и иные формы стимулирования общественной активности; Общественная палата Приморского края.
Важной частью реализации положений концепции является создание устойчивых информационных связей между всеми участниками некоммерческого сектора путем создания единого Интернет – портала, постоянной рубрики в краевых СМИ, страничек на официальных сайтах администрации Приморского края.
9. Организационное обеспечение реализации Концепции
Реализация положений Концепции должна закончиться разработкой Целевой программы развития гражданского общества в Приморском крае.
Разработка Целевой программы должна строиться на основании концепции, прошедшей обсуждение в общественном секторе Приморского края и предложенной Краевому Законодательному Собранию в качестве общественного заказа на разработку Целевой программы.
Законодательное собрание должно разработать план мероприятий по созданию Краевой Целевой программы «Развития гражданского общества»
Публичное обсуждение хода реализации мероприятий осуществляется в рамках Консультативных советов общественных и политических организаций при Губернаторе Приморского края, на краевых общественных активах и советах, соответствующих рабочих совещаниях.
11. Финансовое обеспечение реализации Концепции
Финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется из следующих источников: краевой бюджет; взносы и пожертвования юридических и физических лиц; средства общественных и иных некоммерческих организаций и иные, не запрещенные законом источники.
Заключение
Реализация Концепции краевой целевой программы поддержки развития гражданского общества Приморского края в 2010 — 2014 гг. будет способствовать развитию общественной активности, консолидации усилий органов государственной и муниципальной власти, общественных и иных некоммерческих организаций в целях повышения качества жизни населения, достижения социальной стабильности и устойчивого развития гражданского общества Приморского края.