ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ КИТАЯ. ГОНКОНГ И ШАНХАЙ-КТО ВПЕРЕДИ? ВЛАДИВОСТОК — КОГДА БУДЕТ ПОРТО-ФРАНКО?
Самый главный государственный праздник Китая — годовщина образования Китайской Народной Республики (National Day in China), в этом году в Гонконге (66-я по счету) отмечалась 23-минутным красивейшим фейерверком над гаванью Виктория. В составе делегации трейдеров Азиатского региона на празднике побывал Председатель «Лиги финансовых институтов» Александр Ивашкин. В официальных мероприятиях, прошедших по всей стране, отмечались выросшая совокупная государственная мощь и международное влияние Китая, и как заявил Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян «…в этом году, несмотря на спад в мировой экономике и увеличение прессинга на китайскую экономику, Китай может выполнить главные годовые задачи социально-экономического развития… а развитие- это коренной путь национального возрождения, и оно является первой приоритетной задачей…» Своими рассуждениями о китайском визите в Гонконг, своеобразной «витрины» провозглашенного великим реформатором Китая Ден Сяо Пином принципа «одна страна — две системы», а также некоторыми наблюдениями с точки зрения финансиста, мы попросили поделиться Александра Ивашкина.
— Последние десять лет правительства по всему миру борются с проблемами долгов, низким экономическим ростом, высоким уровнем безработицы, нехваткой государственных расходов на социальные программы. Лишь немногие страны смогли избежать этой тенденции, и лишь только обладающие огромными природными ресурсами, такими как нефть. Россия, хотя и входит в негласный «клуб» подобных стран, к сожалению, этой тенденции избежать не смогла. Или власти не захотели?
Тем не менее, есть два космополитичных острова, не имеющие никаких природных ресурсов, но сохраняющие высокие темпы роста в сочетании с низким налогообложением: Гонконг и Сингапур. Они не имеют каких-либо публичных долгов, наоборот у них, как правило, профицит бюджета, основным источником формирования которого является инвестиционный доход. Как же удается этим юрисдикциям, осуществлять успешную хозяйственную деятельность? На мой взгляд, если выйти за пределы обычного анализа налоговой базы государства Сингапур и САР (специальный административный район) Гонконг, то можно найти нечто общее между ними, и не только схожие принципы по налогообложению. В результате такой деятельности это позволило двум юрисдикциям находиться всегда в рейтинге на верхней части таблицы по продвижению свободных рынков товаров, услуг, технологий и инвестиций!
Вся земля в Гонконге, на котором стоит город, принадлежит местному правительству. Правительство делает доступным землю для бизнеса, сдавая ее в аренду, при этом регулярная арендная плата за землю значительно возрастает с увеличением метража! Эдакий прогрессивный налог на «латифундиста», который был бы весьма уместен в нынешних российских экономических реалиях. Сингапурское правительство, контролирующее арендой более половины своей территории, пошло дальше и закрепило значительные пакеты акций в стратегических отраслях (коммуникация, энергетика, транспорт и др.). Эти пакеты акций дают весьма устойчивый и приличный поток «нетрадиционного» дохода в бюджет страны. Думаю совсем не случайно в обоих юрисдикциях заложена модель создания госдоходов не за счет жесткого налогообложения производства и потребления, но за счет ренты земли. Впрочем, за это выступал ещё классик экономики Адам Смит более двухсот лет назад.
— А существует ли соперничество, если хотите «вызов» САР Гонконг самого большого по численности населения в мире материкового Шанхая, где успешно с сентября 2013 года осуществляется правительственный проект зоны свободной торговли (ЗСТ), расположен один из крупнейших в мире морских портов и создается региональный международный финансовый центр?
— Зона свободной торговли Шанхая (China (Shanghai) Pilot Free Trade Zone), созданная два года назад как пилотный проект китайского правительства — уникальное место для инвесторов. Темпы, с которыми развивается «шанхайский» проект Китая, по обеспечению большей открытости страны для инноваций, инвестиций и послаблению валютного контроля, заставляют задаться вопросом о шансах Шанхая стать в скором времени соперником Гонконга, традиционной точкой входа в экономику Китая для иностранных инвесторов. А с учетом того, что вопросы «адаптации» к лучшим практикам создания инвестклимата ЗСТ Шанхая решаются, что называется «с колес» и весьма оперативно специальным Уполномоченным органом, можно предположить лидерство Шанхая над Гонконгом …когда-нибудь! Действительно, есть ощущение того, что современные меры центрального правительства Китая направлены на превращение Шанхая в глобальный международный финансовый центр (МФЦ). Международный финансовый центр Шанхая означает не только растущее число финансовых институтов, но в качестве МФЦ он должен обладать рынком капитала, как Лондон, Нью-Йорк, Сингапур. Хотя оборот Шанхайской фондовой биржи в совокупности уже превышает показатели Гонконгской, правда, в основном за счет операций в юанях, но в зоне успешно организована конвертация всех мировых валют, что впоследствии может послужить основой для свободной конвертации юаня и сделать юань главной валютой «Шелкового пути». Кроме того, на стороне Шанхая есть еще одно важное преимущество — здесь расположена официальная алмазная биржа Китая.
По опыту Шанхайской ЗСТ были открыты пилотные проекты в провинции Гуандун, городе Чунцин (крупный внутриконтинентальный порт в Сычуаньском регионе), Сямэнь, Тяньцзинь (соседний с Пекином порт), провинции Цзянсу и примыкающей к Макао и Гонконгу части провинции Гуандун (район Наньша – города Гуанчжоу), с сентября 2014 года подобные проекты также были реализованы в г. Далянь (Северный Китай). Все зоны свободной торговли базируются рядом с крупнейшими морскими портами и международными аэропортами в наиболее развитых экономических районах КНР. Экспериментальные ЗСТ (или FTZ — Free Trade Zone) Китая в настоящее время не являются зонами международной торговли и базируются на законах и нормативных актах КНР, это их основное отличие от традиционных зон свободной торговли (FTA- Free Trade Area), которые регулируются соглашениями стран-участников и предоставлением взаимных налоговых преференций на уровне стран. Думаю, что открытие FTA в Китае станет следующим шагом в политике открытости Китая мировой торговле и реализации проекта «Шелкового пути».
Разумеется, те, кто часто бывает в Китае, имеют возможность наблюдать соперничество между Гонконгом и Шанхаем: Шанхай позиционируется как настоящий китайский город, в то время как Гонконг — как буфер между Китаем и остальным миром. Отвечая на Ваш вопрос конкретно — Шанхай или Гонконг? Сказал бы так, имея определенный практический опыт общения с китайскими партнерами, если есть изменения приливов и отливов в океане, то это может произойти. Это может произойти очень быстро! Хотя на стороне Гонконга есть три убедительных довода в его пользу!
Первый. Гонконг применяет территориальный налоговый режим, который означает, что прибыль, полученная компанией от деятельности за пределами Гонконга, может быть освобождена от налога, если она признана офшорной. То есть в Гонконге эффективная ставка корпоративного налога может составить 0%. В ЗСТ Шанхай в первые несколько лет существования компании действуют налоговые льготы, но применимая ставка налога, скажем, для торговых компаний составляет 15-25%. К тому же, в ЗСТ компания, полностью принадлежащая нерезиденту, может получить коммерческую лицензию только для деятельности, не включенной в Negative List («черный список»).
Negative List иностранных инвесторов создан для защиты китайских компаний от конкуренции. Другими словами, в некоторые отрасли Китай не спешит допускать иностранцев. К иностранным компаниям, специализирующимся на таких отраслях, как сельское хозяйство, энергетика, животноводство, строительство (и прочих отраслях, которые поддерживает китайское правительство и на которые приходится максимальное количество государственных компаний), могут быть применены ограничения ЗСТ — иностранным компаниям может быть отказано в регистрации и соответственно в праве ведения хозяйственной деятельности.. Поэтому перед регистрацией иностранной компании в ЗСТ инвестор всегда старается убедиться, что его область деятельности не подпадает под Negative List. В Гонконге отсутствуют какие-либо ограничительные списки для иностранных инвесторов.
Второй аргумент. Торговлю в ЗСТ можно осуществлять в особой китайской валюте — оффшорных юанях CNH, которые считаются свободно конвертируемой валютой в пределах ЗСТ. Таким образом, компании перемещают денежные средства через Free Trade Accounts (мультивалютные счета), которые защищены от колебаний курса валют, поэтому возникает хорошая экономия на конвертации валюты в юани. Кроме того доступны займы в юанях для иностранных партнеров. Но все это «валютные послабления». Свободного движения капитала как в Гонконге пока в ЗСТ нет.
И наконец, самый убедительный аргумент в пользу Гонконга состоит в том, что основным «мостом», который связывает мировое финансовое сообщество с Китаем (САР Гонконг) является прозрачная, справедливая, проверенная временем правовая система Гонконга! Корпоративное право Гонконга — это краеугольный камень и фундамент его будущего. Поэтому пока бизнес идет туда, куда ему удобно и экономически целесообразно в… Гонконг. Чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра – например, в Китай!
— Сегодня китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» у всех на слуху. Планируется построить километры железных дорог, создать инфраструктуру и модернизовать морские порты. Поднебесная уже готова вложить в проект 40 миллиардов долларов. Ключевые инфраструктурные проекты будущего Шелкового пути будут развернуты из Китая в Европу. Этот проект может оказать влияние на Дальний Восток РФ?
— Официальное название этого проекта — «Один пояс, один путь». Этот экономический проект может объединить около 4,5 миллиарда человек и свыше 60 стран мира. Все государства, которые лежат на маршруте будущего «Шёлкового пути» однозначно могут выиграть. Но для этого им придется постараться. Ведь по сути Проект — огромный экономический коридор, связывающий континенты. Пока в Китае высшее партийное и экономическое руководство сказало, что «..нужно попасть в Европу». В Проекте есть «сухопутная» и «морская» составляющие. Но центр карты пуст, Пекину лишь предстоит проложить там пути. Морская» предположительно начнется в китайских портах Гуанчжоу и Кантон, пройдет через Таиланд, Вьетнам, Малайзию, Сингапур и Индонезию, Индийский океан, Красное море, Персидский залив, Суэцкий канал и Средиземное море.
По моему мнению, «морской путь» может стать более перспективным, так как пройдет через прибрежные воды многих стран, дающих большую часть мирового ВВП. Морской и сухопутный пути символично сойдутся в итальянской Венеции. Разумеется, в этом проекте отводится определенная, хотелось бы надеяться, что она будет ключевой, «транзитная» роль нашей стране. Однозначно на «транзитных» территориях будут возникать новые центры логистики, которые могут стать точками роста территорий. Как уже говорил- точных планов маршрутов прохождения «Пути» пока нет. Китайские чиновники только начинают формировать концепцию пути. Одновременно идет торг с возможными кандидатами стран-транзитеров. Впрочем, самым важным моментом в торге будет обеспечение экономической и геополитической стабильности коридора. В рамках проекта «Один пояс, один путь» обсуждался вариант строительства скоростной железной дороги между китайской провинцией Гирин и Владивостоком. Данное обстоятельство отчасти поможет нагрузить Транссиб грузоперевозками, ведь сейчас через Транссибирскую магистраль идёт только 1% всех грузов из Азии в Европу, что говорит о чрезмерной неповоротливости наших железнодорожных менеджеров!
Хочу поблагодарить «Юго-восточное отделение «Азиатских трейдеров» за приглашение поучаствовать в подобных мероприятиях, также пожелать гонконгским партнерам процветания, богатства и сил, счастья и спокойствия. Ведь сегодня Гонконг по-прежнему продолжает служить своеобразным окном, через которое в огромную мастерскую мира Китай попадают инвестиции, новые технологии, культура ведения бизнеса!
— Ровно два года назад в 2013 году на сайте «Центра Военно-политических исследований МГИМО» вышла ваша статья «Измениться, либо исчезнуть? « , где речь шла о будущем Приморья. Саммит прошел, что делать? Куда идти Приморью? Статья вызвала бурную полемику среди специалистов, региональщиков. Прошло два года…
— Хочу отдать должное редакции «Центр военно-политических исследований (ЦВПИ) МГИМО (У) МИД России», которая опубликовала в то непростое время материал. Все было интересно: а что – дальше? Какое наследие Саммит-2012 оставил Приморью? Дороги и мосты, это всё, конечно же, хорошо, но людей только этим не удержать. Народ продолжает покидать Дальний Восток, причем темпы оттока экономически активного, социально и политически зрелого населения просто ужасают.
К сожалению, приступая к очередной попытке решить проблему развития Дальнего Востока, власти предержащие увязли в логической ловушке наподобие той, что задается вопросом, кому отдать приоритет в происхождении – курице или яйцу. Теперь она звучит так: что первично в деле развития территорий – избыток населения, готового трудиться, или комплекс возможностей, позволяющих этому населению успешно развивать территорию? Пока что, судя по всему, власть верит, будто результата можно добиться, завалив регион громогласными призывами к светлому завтрашнему будущему, обещаниями инвестиций и громкими проектами. Хотя в той же Средней Азии, ставшей чуть ли не основным поставщиком трудовых мигрантов на Дальний Восток России, есть мудрая поговорка: «Сколько ни говори – «халва!», во рту сладко не станет»…
В декабре 2014 года в ежегодном послании Президента была озвучена идея порто-франко Владивосток. Проект, кажется, стал реализовываться. В этом месяце (с 12 октября) вроде и порт Владивосток открыли, он стал «свободным»! Но… свободный порт Владивосток из-за задержек Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ по работе с подзаконными актами пока не может работать в беспошлинном режиме. Сам режим свободной таможенной зоны законодательно закреплен. Она уже есть, вот прямо тут, здесь! Но проекты подзаконных актов, которые касаются оборудования, обеспечения самой таможенной зоны, еще не приняты. Они в стадии завершения.
Остается только порадоваться за Гонконг, Шанхай и Сингапур, что в критические и судьбоносные для них моменты истории, на вершине власти оказались люди, действительно способные что-то сделать. Пусть эти люди не всегда были безукоризненно правы, пусть ошибались, но они – ДЕЛАЛИ. А не топили всё и вся в мутной воде словоблудия, как уже стало плохой традицией в российском Приморском крае.
http://eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/velikiy-shelkovyy-put-kitaya