Делегация НП «ЛФИ» побывала в Прибалтике.
В конце сентября делегация Лиги посетила Литву и Латвию. Посещение этих двух небольших прибалтийских стран нам важно было с точки зрения изучения их опыта работы в ЕС и в решении путей выхода из экономического кризиса. Экономика Литвы, как и другие страны Балтии, принявшая на себя осенью2008 г. один из самых сильных ударов мирового финансового кризиса, переживает и сейчас экономический кризис. До мирового кризиса литовская экономика демонстрировала с конца 1990-х годов стабильные и высокие темпы экономического роста. Показатели роста реального ВВП в 2000-2007 гг. в разы превышали средний уровень ЕС. ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС), увеличился за эти годы практически в 2 раза, с 7,5 до 14,8 тыс. евро. Существенные изменения в структуре производства ВВП Литвы, произошедшие в ходе переориентации на рынки стран Евросоюза, привели к тому, что во второй половине 2000-х годов большую часть ВВП (60-70%) и его роста обеспечивала сфера услуг. Для развития экономики Литвы большое значение имеет приток иностранных инвестиций. К началу2006 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) соста вил 33,6% ВВП, на начало2008 г. — 36,7% (10,9 млрд долл.). К концу2010 г. задолженность Литвы составляла 35,5 млрд долл., более чем в 4,4 раза превышала резервы (свыше 8 млрд долл.), что связано с бесконтрольным наращиванием внешних долгов в годы экономического бума.
Резкое снижение экономических показателей началось с середины 2008 г. Это связано в большой степени с оттоком прямых инвестиций западных партнеров, усугубившим проблемы, которые проявились в полной мере, поскольку был взят курс на присоединение к зоне евро (привязке национальной валюты к общеевропейской). Сильная зависимость литовской экономики от прироста объемов кредитов наблюдалась уже в конце 2006 г.
Следует отметить, что перегрев кредитного рынка стал ощущаться еще в 2003 г., когда доля кредитного портфеля в отраслевых активах литовских банков составила 57%.
С развитием с 2008 года мирового кризиса усиливался экономический кризис в Литве. По мнению местных экономистов, в первые месяцы 2009 г. экономика Литвы находилась в самой худшей ситуации с 1991 г., которая является точкой отсчета для независимости этого государства в новейшей истории. Величина падения ВВП в I кв. 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составила 13,6%. Ни один из крупных секторов хозяйства Литвы не избежал тогда спада. Самый быстрый и большой спад наблюдался в строительстве (42%), отрасли, более других пострадавшей от кризиса. Инвестиции в недвижимость составили 2423 млн литов и были на 37% меньше. В торговле, на предприятиях транспорта, услуг связи спад составил 20,9%, в промышленности и энергетике — 13,5%. В целом объем ВВП в 2010 г. по сравнению с 2009 г. уменьшился на 15%. При этом незначительный рост был зафиксирован лишь в аграрном секторе, лесном хозяйстве и рыболовстве (1,6%). Наиболее глубоким было падение в строительстве — на 43,3%, торговле, на транспорте и в связи (17,3%), энергетике (14,4%). Спад промышленного производства составил 8,3%. Инвестиции в основной капитал сократились на 38,4%. По данным Министерства финансов Литвы, к концу 2010 г. дефицит госбюджета страны достиг 9,5% ВВП (в 2009 г. — 3,2%), а государственный долг составил 7,86 млрд евро, приблизился к рекордным для Литвы 36% ВВП (в 2008 г. — 15,6%). Долг международным организациям вырос в 9,6 раза, с 87,6 млн до 842,2 млн евро. Дополнительная неустойчивость литовской экономики создавалась внешним долгом частного сектора, достигшего к тому времени, по оценке МВФ, 70,6% ВВП. Для получения дополнительных доходов неизбежной была реорганизация налоговой системы. Были подняты налоги, в частности НДС с 18 до 21%, отменены практически все ранее предоставляемые льготы. В результате налоговой реформы в национальный бюджет поступило дополнительно около 1,5 млрд литов (435 млн евро). Правительство подготовило эмиссию облигаций на 500-600 млн евро. Успешно распространенный пакет еврооблигаций позволил экономике Литвы одолжить на международных рынках. Доверие к стране в определенной степени повышалось. Усилия, направленные на обеспечение финансовой стабильности и приостановку экономического спада согласовывались со стремлением поощрять оживление экономики. Осуществлялся целый пакет мер, которые должны были облегчить возможность кредитования бизнеса, сохранения рабочих мест и тем самым снижения социальной напряженности в обществе.
Экономика Литвы является малой открытой экономикой, производящей примерно 60% ВВП на экспорт, имеющей фиксированный валютный курс, жесткую привязку к евро (3,45 лита за евро), и зависящей от потоков иностранного капитала. Больше всего иностранного капитала вложено в предприятия обрабатывающей промышленности — 27,7%, недвижимость, транспорт и связь — 14,5, финансовое посредничество — 13,4, оптовую и розничную торговлю — 13,4%. В структуре ПИИ на страны ЕС приходится 78,7%, на государства СНГ — 7,0%. Самыми активными были инвесторы Швеции, их доля в общем объеме накопленных Литвой зарубежных инвестиций составила 11,8%, Польши — 10,5, Дании — 10,4, Германии — 10,4, Нидерландов — 6,8, Эстонии — 6,5, России — 6,5%. Литовские предприятия довольно активно инвестировали капитал за рубежом. Прямые инвестиции Литвы в 27 государств ЕС составили 1,22 млрд евро, или 75,5% их общего объема. Больше всего — 29,9% было инвестировано в Нидерланды, 19% — в Латвию, 7,7% — в Польшу. На страны СНГ приходится немногим меньше 20% (1,1 млрд литов), в том числе на Россию — 9,5%, в Украину — 6,9%, литовских капиталовложений. Наибольший объем инвестиций приходился на недвижимость и соответствующую предпринимательскую деятельность (41,4%), оптовую и розничную торговлю (16,9%), финансовое посредничество (14,3%), обрабатывающую промышленность — химическую, и пищевую отрасли (12,7%), транспорт, складское хозяйство и связь (8,5%). С закрытием основных рынков как на Востоке, так и на Западе кривая литовского экспорта быстро упала, как следствие, возник огромный внешнеторговый дисбаланс — превышение импорта над экспортом достигало 20%.
В частных беседах с гражданами и Латвии и Литвы, которые мы вели, посещая своих партнеров , организации, учреждения, да и просто в кафе, как-то сложилось впечатление, что определенная часть граждан утверждала ,что в составе СССР жилось совсем не плохо . Конечно, если вдуматься, то этому есть объяснение. Наверное, первая причина — в разочаровании курсом развития страны и ее экономикой. Хотя большинство высокопоставленных менеджеров и чиновников это понимают и вероятно уже сейчас делают далеко идущие выводы, но по нашему мнению причины почему люди с приятной ностальгией оглядываются на СССР те же что и у нас во Владивостоке. Во-первых, это потерянное чувство стабильности, защищенности, наличие социальных гарантий. Как-то сразу вдруг вспомнили американского психолога русского происхождения Абрахама Маслоу, который стремился доказать, что создать идеальное общество, где все люди в максимальной степени удовлетворены и счастливы, возможно. В пирамиде Маслоу все вещи являются менее важными, чем самореализация. Человек может размышлять о демократии только тогда, когда он сыт, имеет крышу над головой и чувствует себя в безопасности. Если он голоден или чего-то серьезно боится, ему будет не до этого. Как-то граждане этих прибалтийских стран несколько разочарованы тем, как идет интеграция страны в ЕС, наверное поэтому и вспоминают лозунги «»назад в светлое прошлое». Для роста экономики Литвы очень важен стабильно и ответственно действующий банковский сектор, обеспечивающий достаточные кредитные ресурсы для хозяйства страны, повышения ее конкурентоспособности. Финансовый сектор Латвии «провал» 2008 выдержал.Это было одно из самых больших испытаний кризисом и можно сейчас говорить о том,что финанситы располагают хорошими возможностями для ликвидации его последствий. Поэтому мы очень надеемся,что все наши новые завязавшиеся партнерские отношения дадут хороший результат нашему совместному бизнесу обеим сторонам.