В чьих руках сегодня «ключи от Востока»?

gong_kong187

Гонконг можно смело назвать миниатюрным примером нашего времени — историческим, архитектурным, но прежде всего экономическим. Город, основанный пиратами и рыбаками, развитый «английским правом» (монеты с профилем молодой королевы Елизаветы выдаются до сих пор в качестве мелкой сдачи), координируемый коммунистическим Китаем, всем своим развитием был создан для предпринимателей и финансистов! Приглашение от «Землячества трейдеров биржевой торговли Юго-Восточной Азии», впервые позвавшего в гости финансиста с русского Дальнего Востока, мной было принято с одним условием – показать изнутри механизм функционирования финансо-экономической составляющей мегаполиса.

Ведь схема перманентного возрождения, которой воспользовалось правительство этой бывшей (до 1997 г.) британской территории, а ныне – специального (до 2047 года) административного района Китая (Hong Kong SAR) неоднократно доказала свою эффективность. Эта схема выглядит с виду довольно-таки просто-«правильная» и понятная бизнесу правовая и нормативная база сумели завести в город финансы, технологии и практически все крупные компании мирового бизнеса. Как это получилось?

Знакомство с финансово-экономической составляющей САР Гонконга и его поступательного, а кое-где и бегущего галопом, продвижения вперед на мировой арене бизнеса началось с самой успешной действующей бизнес-модели, которая является, на мой взгляд, своего рода ключиком к пониманию долгосрочной устойчивости контента САР Гонконга.

Как известно азартные игры это общепризнанный фактор национальной одержимости китайцев. Вот и был придуман легальный вариант для азарта и для любителей конных бегов с воплощением принципа «ma zhao pao»-«ма чжао бао» (мой свободный перевод с китайского: эффективное использование скачек с долгосрочной выгодой для всех) с крупной некоммерческой организацией, основанной в 1844 году британцами — «Королевского Жокейского клуба Гонконга» («Hong Kong Jockey Club»), которая управляет штатом в 27 000 человек и включает в себя огромную сеть общественного питание (кафе, рестораны, закусочные),магазины, гостиницы, ипподромы для проведения бегов («Happy Valley Racecourse» и «Sha Tin») и самое главное — организация лотереи и тотализатора.

Сегодня «Королевский Жокейский клуб Гонконга», это не просто скачки на лошадях, работодатель, большой бизнес и ключевой источник доходов для государственной казны. Это бренд, визитная карточка Гонконга. За прошлый год клуб заработал около 120 млрд. гонконгских долларов (1$ HK = 4 рубля РФ), или около 15,0 млрд.$ США, собирая только на конные состязания на приз «Кубок Гонконга» с призовым фондом в 2 ,5 млн $ HK на своих трибунах 2 млн.болельщиков со всего мира. С 1975 года Жокейский клуб проводит лотерею Марк 6 (Marks Six), чем-то напоминающее «советское спортлото», в ходе которой участники могут выбрать шесть цифр и, в случае совпадения цифр со случайным выбором, получают приз. А с 2002 года Клуб стал принимать ставки во время проведения чемпионата мира по футболу.

Самые крупные предприятиями, они же налогоплательщики САР Гонконга, всемирно известные компании, такие как «Чайна Мобайл», «Хатчисон Вампу», «Джардин Матисон», «Эй-Ай-Эй Груп», «Суньхункай Пропертиз», «Си-Эл-Пи Холдингс», «Суайр Пасифик», «Чункун Холдингс», «Ли энд Фэн» и «Уэрф Холдингс». В восточном округе Гонконга расположены промышленный парк Чай-Ван, штаб-квартиры корпораций «China Taiping Insurance», «Shangri-La International Hotel Management», «Swire Properties», «Kerry Properties» и «PCCW», кинокомпании «Mandarin Films», офисы международных компаний «IBM» и «KPMG», отели «Эксельсиор», «Ригал Гонконг», «Харбор Гранд», «Харбор Плаза Норт Пойнт», «Сити Гарден», «Ньютон». И все же крупнейшим налогоплательщиком САР Гонконга являются вовсе не названные всемирно известные бренды, а как раз «Королевский Жокейский клуб Гонконга». На долю которого в прошлом году приходилось около $15 млрд НК (9%) от всех налоговых поступлений в бюджет Гонконга. На пожертвования (более 100 различных благотворительных общественных проектов в области здравоохранения, культурные, спортивные и различного рода зрелищные мероприятия ) «Королевский Жокейский Клуб» выделяет от 1 млрд. $HK до 1, 5 млрд. $HK (прибл. 6 млрд.рублей), что составляет, для сравнения, половину годового бюджета такого города, как Владивосток.

Принцип работы клуба (как пояснили гонконгские коллеги) состоит в том, чтобы — вдумайтесь! — «…заплатить огромные налоги, а проигранные суммы отдать на благотворительность..» При этом в скачках задействованы 1400 лошадей и более 1100 владельцев.

Вообще для жителей Гонконга, гонки не просто игра, это, что-то большее. Мои коллеги финансисты называли это действо «игра и гимнастика ума одновременно». Прежде чем прийти на стадион люди часами внимательно изучают таблицы, графики и прогнозы на запланированные скачки. Каждой предстоящей скачке посвящается около восьми страниц текста в местных газетах! Это немного похоже на изучение трейдерами «The Wall Street Journal» с ценами на акции, но вместо получения своего профита, у участника азартного шоу есть шанс успеха, ведь минимальная ставка на тотализаторе – 10$ НК, а денежный фонд часто достигает нескольких миллионов $HK.

Гонконг – это настольная книга и блистательная витрина самого настоящего экономического чуда. В условиях почти полного отсутствия природных ресурсов, с незначительным количеством пригодной для обработки земли (в основном холмы и горы, из-за чего продовольствие, воду, топливо и сырьё приходится ввозить) его жители смогли создать преуспевающий «город будущего». А теперь пройдусь по некоторым параметрам Гонконга или, как говорили мои гонконгские коллеги, образцовым примерам капитализма laissez-faire:

– Гонконг занимает первое место в списке стран с самым высоким уровнем экономической свободы (Heritage Foundation) и лидирует в нём уже 17-й год подряд;

– по данным Всемирного банка, Гонконг занимает 3-е место по условиям ведения бизнеса;

– занимает 10-е место в мире по объёму торговли, а общая стоимость импорта и экспорта Гонконга превышает его ВВП. (Надо указать размер ВВП).

Гонконг, наряду с Южной Кореей, Сингапуром и Тайванем, входит в четвёрку так называемых «малых азиатских драконов», то есть в группу стран, которые в предельно сжатые сроки (почти в 4-е раза быстрее, чем Япония) превратились в страны с высоким технологическим уровнем развития. При этом на старте во всех четырех вышеперечисленных странах определённое время существовала авторитарная власть (или «политическая стабильность» — кому как нравится называть), которая именно твёрдой рукой (как российский император Петр) проводила экономические реформы, а заодно и гарантировала иностранным инвесторам высокую степень защиты их инвестиций.

Когда в Китае начались реформы Дэн Сяопина, именно Гонконг стал основным источником инвестиций в китайскую экономику, во всяком случае, первая в КНР особая экономическая зона (Шэньчжэнь) возникла недалеко от его границ. Объединение Гонконга с Китаем произошло по формуле «одна страна, две системы», то есть капиталистическая экономика и широкое самоуправление. До 2047 года Гонконг сохранит своё правительство, герб, флаг, законы, валюту (гонконгский доллар) и полную экономическую независимость. Половина членов парламента Гонконга избирается на всеобщих выборах, остальные выбираются представителями крупного бизнеса, адвокатами, финансистами, а главу исполнительной власти до сих пор выбирают 800 представителей гонконгской деловой элиты.

Как и другие «азиатские драконы», Гонконг прошёл через структурную перестройку своей экономики, характерную для экспортно-ориентированных стран. Стоит особо рассказать про «этапы большого пути» маленького Гонконга.

Все начиналось здесь с производства текстиля и одежды, оно и сегодня даёт около 30% всего экспорта. Затем, в силу отсутствия собственного сырья, Гонконг обменивал выпущенные товары на ресурсы у других стран, одновременно привлекая иностранный капитал и технологии из развитых стран.

Затем, большую часть промышленных предприятий Гонконг постепенно перевез на материковый Китай, результатом чего стало то что вклад промышленности в экономику составляет сегодня всего 9%. И то, сегодня около 90% всей промышленной продукции идёт на экспорт. Затем Гонконг перешёл к выпуску наукоёмкой продукции и превратился в один из ведущих мировых технологических и инновационных центров. Одновременно, сделав основой экономики сектор услуг — туризм, телекоммуникации, операции с недвижимостью, страхование, коммунальные услуги, ресторанный и гостиничный бизнес и пр.. Этот сектор составляет более 90% ВВП, и в нём занято около 85% самодеятельного населения.

О туризме – особый разговор. Хотя бы потому, что в прошлом году крохотный Гонконг принял 36 миллионов гостей (!), то есть за год в нем побывало впятеро больше туристов, чем составляет его собственное население. Апогеем развития Гонконга стали 90-е годы, когда Гонконг стал признанным Международным финансовым центром (МФЦ). Вот так, из страны-производителя дешёвых галстуков и зонтов, благодаря динамизму и гибкости экономической политики, Гонконг превратился в центр управления заводами, конструкторскими бюро, расположенными на материковом Китае, и чужими финансами. В результате неустанных поисков он нашёл на международном рынке собственную нишу и приоритеты.

В ходе изучения Гонконга «изнутри», я не раз задавался естественным в этом случае вопросом, какие же факторы сделали гонконгский капитализм «образцовым»? Далее приведу доводы, при этом они не являются каким-то закрытым фактором, скорее наоборот. В результате огромной, как мне показалось, заинтересованности моих гонконгских коллег дальнейшим продолжением дружбы с большим северным регионом России – Дальним Востоком.

— Свободное движение капитала, товаров и труда. Сегодня почти вся экономическая деятельность Гонконга находится в частных руках. Отсюда уникальная его способность к адаптации в изменчивых экономических условиях.

— Благоприятная для ведения бизнеса налоговая система. Налоговое бремя в Гонконге минимально: отсутствует НДС, таможенные пошлины, налог с оборота, налог на дивиденды, социальные взносы, здесь территориальный принцип налогообложения (из-за чего его порой называют оффшором) и т.д. Так что совсем не случайным является тот факт, что в ежегодном рейтинге индекса налогового бремени (Tax Misery Index), публикуемом в Forbes, Гонконг неизменно оказывается в небольшой группе стран с оптимальной налоговой нагрузкой на бизнес. Далее изложу в виде сравнения налоги РФ и Гонконга. Итак:

1. Налог на прибыль (corporate income rate) предприятия — 16,5% , а эффективная ставка налога — 4,95 % (effective withholding tax rate). В РФ-20% .

2. НДС  налога с продаж(GST ) в Гонконге — 0% .В РФ НДС — 18%).

3. Подоходный налог (income tax) с физлица — 17% (максимальная эффективная ставка 15%). В РФ НДФЛ — 13 %.

4.Налог на социальное обеспечение в Гонконге — 0%, в РФ — 30,2% от ФЗП (Включает в себя: ПФР-22%,ФСС- 3,1%, ФОМС-5).

5.Налог на недвижимость (property tax) — 15%, в РФ — 2,2%.

6.Налог на выигрыш от ставки на скачках и футбольные матчи – 25 — 75%.

Налог на наследство — 0%,налог на дарение — 0%. Таможенные пошлины (customs duty) на ввоз-вывоз — 0%. Кстати, налоговые убытки предприятия могут быть перенесены на неопределенное время, но не могут перенесены на предыдущие годы. И еще, одной из главных задач в работе Гонконгского налогового управления (HK Тax Governance) кроме сбора налогов, поставлена и та, которой наше Некоммерческое партнерство «Лига финансовых институтов « занимается уже 5 лет. А звучит эта задача так для налоговиков « … поощрять добровольное соблюдение налогоплательщиками, путем их финансового образования, выполнение ими своих налоговых обязательств».

— Безупречное соблюдение законов, что служит надёжной гарантией для иностранных инвесторов. Среди несомненных плюсов гонконгского рынка эксперты дружно называют отлаженность бизнес-процессов, накопленную экспертизу, конфиденциальность, прозрачную систему регулирования, неподкупные суды и один из самых низких в мире уровней коррумпированности. Между тем, ещё в первой половине 70-х годов коррупцией здесь было пронизано чуть более 90% всего государственного сектора. Но в 1974 году власти начали бескомпромиссную антикоррупционную войну: отменили презумпцию невиновности для чиновников (принцип «докажи, что купил на заработанные деньги, а не за взятки»), создали независимую Комиссию по борьбе с коррупцией, которая подчинялась напрямую губернатору, организовали круглосуточную «горячую линию», и коррупция в государственном аппарате была сведена к минимуму.

Как результат — сегодня, согласно рейтингу Transparency International, Гонконг занимает высокое 13 место в мире по борьбе с этим злом. Причём, здесь решили проблему коррупции не прибегая к расстрелам. Достаточно было воли, решимости и последовательности в этой борьбе «власть предержащих».

— Совершенная инфраструктура. В Гонконге создана мощнейшая в Азии финансовая, офисная и транспортная инфраструктура, причём она поддерживается в идеальном состоянии: все части Гонконга соединены между собой сетью мостов, эстакад и тоннелей. Действует суперсовременный аэропорт, грузовой терминал которого занимает 1-е место в Азии и 2-е в мире по грузоперевозкам. Самолёты здесь взлетают каждую минуту. Международный аэропорт Гонконга (МАГ) Hong Kong International Airport (HKIA) входит в первую десятку загруженных аэропортов мира. За 2012 год обслужил 56,5 млн авиапассажиров и 4,03 млн. т грузов, аэропорт связан по 170 направлениями, ежедневно 1000 авиарейсов, около 100 авиакомпаний мира.

Добавьте крупнейший беспошлинный контейнерный порт мира, морской торговый флот насчитывающий около 700 судов, и ещё почти 600 судов зарегистрировано в других странах. Гонконгский морской порт за 2012 год принял 205,7 тыс. судов, обработал 24,4 млн.т. грузов. Сегодня в гавань Гонконга ежедневно в среднем заходят около 500 различных судов, по объёмам перевозок он является 4-м в мире. На рейде Гонконга насчитал около 3 000 кораблей, прилетев в родной Владивосток увидел всего около 200 кораблей на рейде… Здесь же находятся около 250 банковских учреждений. Более 70 из 100 крупнейших банков мира имеют свои представительства в Гонконге. Есть даже свой аналог Силиконовой долины – Science & Technology Park, в котором созданы все условия для фирм, занимающихся перспективными идеями: новейшие лаборатории, оборудование и офисные площади на льготных условиях.

— Особый и благоприятный инвестиционный климат. Гонконг считается самым лучшим местом для видения бизнеса в мире, он предоставляет инвесторам, банкам и трейдерам неограниченные возможности: действуют британские нормы законодательства (та самая «Magna Carta Libertatum»), для решения спорных вопросов действует собственный международный арбитраж. Правительство Гонконга предоставляет на своем уровне финансовые гарантии, стабильная собственная валюта, местные банки не осуществляют валютный контроль, маленький уровень инфляции, и наконец,  -Гонконгская фондовая биржа, самая активная в Азии! Рыночная капитализация фондового рынка Гонконга составляет $1,8 трлн.

И хотя во время пребывания в Гонконге мне довелось поговорить с разного рода экспертами, которые в том числе, утверждали, что всё благополучие гонконгской экономики зиждется на тесных связях с материковым Китаем — не готов согласится. Гонконг, конечно, получает значительную выгоду от особых отношений с материковым «родителем». Но какие надо создать экстраординарные условия, чтобы заставить разместиться азиатские штаб-квартиры всех крупных транснациональных корпораций (более 60% из 6440 компаний Гонконга, представляющих иностранные фирмы, являются региональными офисами или штаб-квартирами).

По уровню концентрации штаб-квартир Гонконг превосходит всех в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в рейтинге глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index 2010-2011) Гонконг занимает 11 место.

Но мой рассказ будет неполным, если не рассказать о самих гонконгцах. Они работают, что называется, от рассвета до заката, в Гонконге – одна из самых продолжительных рабочих недель в мире (50 часов). Здесь 12-часовой рабочий день с одним выходным является, конечно, не повсеместной нормой, но достаточно распространённым явлением, а главный их жизненный принцип –работать, работать, работать. Как бы там ни было, но сегодня Гонконг является одним из процветающих регионов планеты, более того, когда центр «экономической тяжести» медленно, но уверенно смещается с Запада на Восток, он, находясь в эпицентре экономической активности последнего, безусловно, не упустит выгоды для себя. А что касается модели «идеального капитализма», то в Гонконге она, как минимум, доказала своё право на существование.

Находясь в Гонконге, вдруг вспомнил морскую истину — «как корабль назовёшь, так он и поплывёт». У людей, живущих возле морей-океанов, слова формируют настоящее и создают будущее. Не преувеличивая влияние нейминга (от англ.name — имя) на жизненный успех, всё же следует отметить то, что жители морских побережий отмечают во все времена везет тому кораблю в море-океане, которого правильно назвали. Гонконгу с этим сказочно повезло. Слово «Гонконг» буквально означает «благоухающая гавань» (они прежде торговали благовониями).

Но разве российскому Владивостоку, отделенному от Гонконга всего-то пятью с лишним тысячами километров, не повезло с таким именем и славным прошлым? Ведь с 1862 по 1909 год, забытый Б-гом и начальством порт на далёкой окраине империи как по мановению волшебной палочки преобразился, введя режим порто-франко.

Кто знает, может экономический климат, который создается в Приморье ценой неимоверных споров и мнений на разных уровнях РФ, будущие перспективы гарантий и экономическая стабильность сделают «нашенский» Владивосток важным направлением для инвестиций? Особенно сейчас, когда город и край настолько сильно в них нуждаются.

А те инвесторы, которым хватит смелости и прозорливости, разместить свои средства в регионе на этом этапе развития и получат объемы прибыли, которые наверняка останутся в учебниках политэкономии!

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-25 23:03
  • MSK: 2024-11-26 01:03
  • +10: 2024-11-26 08:03
  • IST: 2024-11-26 00:03
  • +08: 2024-11-26 06:03
  • EST: 2024-11-25 17:03