Проблемная доля
Если два года назад в крае не было проблемных дольщиков, то сегодня, по неофициальным данным, их число превышает 300 человек. Об этом было заявлено во время круглого стола на тему «Как решить квартирный вопрос».
По словам Евгения Децика, заместителя председателя Приморского регионального отделения «Союза заемщиков и вкладчиков России», только за последние месяцы в организацию за помощью обратились 50 дольщиков, хотя раньше такого вообще не было. Александр Ивашкин, председатель НП «Лига кредитных брокеров Приморья», считает, что это не предел. По его информации, в настоящее время у одной строительной компании во Владивостоке «зависли» сразу три объекта. Потенциальных жертв здесь насчитывается по меньшей мере 300 человек.
Александр Коваль, директор департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства администрации края, прямо сказал: «В Приморье нет обманутых дольщиков, есть проблемные соинвесторы».
Пусть так. Но если предположить, что средняя площадь квартиры в новостройке составляет 60 м2 (как правило, это «однушка»), а за квадратный метр во Владивостоке соинвесторы платят в среднем по 50 тыс. руб., то получится, что 300 человек могут потерять 900 млн руб. При этом вернуть эти деньги практически нереально.
Формы договоров соинвесторов с компаниями-застройщиками носят самые различные названия: подряда, долевого участия в строительстве, совместной деятельности, приобретения квартиры по возмездному договору, купли-продажи квартиры, уступки требования, инвестиционного вклада и т.д. При этом, по мнению юристов, содержание договоров является практически одинаковым: на инвестора возлагается обязанность оплатить строительство жилого помещения, а застройщик обязуется возвести дом и передать гражданину в собственность квартиру по окончании строительства. Не получив жилье, соинвесторы могут обратиться в суд или прокуратуру с просьбой вернуть деньги либо просто разобраться в ситуации. Проблема в том, что, как правило, на банковских счетах застройщика ничего нет, а руководителей организаций еще попробуй найди. Можно попытаться вернуть деньги через инициирование процедуры банкротстства. Но закон о банкротстве не выделяет дольщиков с договорами по ФЗ №214 в отдельную касту кредиторов, они становятся в третью очередь.
Анна Варкулевич, начальник правового отдела ООО «Приморская Бизнес-палата»: «В каждой конкретной ситуации, связанной с проблемным застройщиком, применяется один из способов защиты прав дольщиков или их совокупность. Сказать, почему нужно выбрать тот или иной способ и отказаться от другого, можно, только зная конкретную ситуацию. По поводу обращения взыскания. Так как ст. 15 ФЗ №214 является специальной нормой, связанной с удовлетворением прав кредиторов-дольщиков, то при банкротстве застройщика будет применяться именно она. Согласно ст. 15 ФЗ №214 денежные средства, вырученные от реализации заложенного имущества, после удержания сумм, необходимых для покрытия расходов в связи с обращением взыскания на такое имущество и его реализацией, направляются на удовлетворение требований участников долевого строительства и залогодержателей, указанных в ч. 6 и 7 ст. 13 настоящего ФЗ».
Наиболее эффективным способом получить квартиры, по мнению Елены Вегеры, председателя ТСЖ на Океанском проспекте, 133, будет собраться всем дольщикам, скинуться и до-строить дом: «Мы так и поступили два года назад, когда было объявлено о банкротстве «Примстройинвеста». Дом достроен, жильцы получили квартиры. Единственная проблема — получить акт ввода в эксплуатацию жилого комплекса. Приходится заново собирать всю разрешительную документацию».
Евгений Децик: «Обманутые дольщики — больная тема. Масса случаев, когда люди заплатили деньги, а строительство дома не ведется. Опыт разрешения проблем участников долевого строительства есть, пожалуй, только в Москве да еще в нескольких центральных областях. В Приморье до сегодняшнего дня с этим явлением были мало знакомы. Надо защищать права дольщиков, причем государственные структуры должны в оперативном порядке разрешать вопросы».
В свою очередь представитель госвласти Александр Коваль парировал: «Если люди платят по 3-3,5 млн рублей за квартиры в новостроях, то они могут найти еще пару тысяч на консультацию юристов, чтобы провести правовую оценку договоров долевого строительства. А по поводу строек: если у компании нет документов, то как мы можем позволить ей строить дом или давать разрешение на строительство?».
Егор БАТАЛОВ