В 2009 г. долги по кредитным картам оказались одними из наиболее проблемных

Яна Мальцева"Золотой Рог", №31 2010г.

Кризис сыграл роль тормоза в деле продвижения кредитных карт в 2009 г. Исходя из общего количества выпускаемых в Приморье пластиковых карт (дебетовых, зарплатных) лишь 7% являются кредитными. Вместе с тем некоторые коммерческие банки предоставляют статистику о том, что в их портфеле 15-18% карт выпущено в рамках кредитного предложения.

По данным ГУ ЦБ по Приморскому краю, на 1 октября 2009 г. было оформлено 86 тыс. 157 кредиток. По-прежнему граждане предпочитают получать деньги из банкомата напрямую, т.е. 81 млн руб., уплачивая при этом комиссию в размере 1-4%. В данном случае совершено 7 тыс. 327 операций. В 6 раз меньше операций проходит напрямую через торговые центры и сервисные точки. Таким образом, приморцы израсходовали со своих кредиток всего 7,4 млн руб.

В 2009 г. долги по кредитным картам оказались одними из наиболее проблемных, во многом этому способствовали и более высокие проценты по сравнению с потребительским кредитованием. Последнее также не прибавило темпов выпуску кредитных карт, более того услуга была приостановлена многими региональными банками на целый год. По данным Агентства финансовой статистики Statbanker.ru, на 1 января 2010 г. объем задолженности по кредитным картам в России составил $5,2 млрд.

Тем не менее специалисты Приморского отделения Сбербанка отмечают, что отказы в выпуске "кредиток" и в 2009 г., и в 2010 г. идентичны. Заемщики не проходили по возрасту или доходам. Причинами для невыпуска карты служила плохая кредитная история, а то и полная "закредитованность" клиента. Информации о неблагонадежности заемщика либо предприятия, на котором он работал, тоже сыграли свою роль в отказе.

Директор по розничному бизнесу филиала "Хабаровский" Альфа-Банка Игорь ГОНЧАРОВ подтверждает, что основные причины отказа в получении кредитной карты были продиктованы негативной информацией, которая поступает в банки из Национального бюро кредитных историй. Зачастую клиент подавая заявку на карту, имел большую кредитную нагрузку. И хотя заемщик по совокупности параметров был вполне "качественным", ему отказывали.

Текущий год, по всей видимости, принесет всплеск в сфере кредитования физических лиц в целом, и выпуска кредитных карт — в частности. Grace период остается вариативным. Традиционное предложение — 50 дней. В то же время Росбанк предлагает кредитоваться без процентов 62 дня. Альфа-Банк — 60 дней. Как рассказывает Игорь Гончаров, обычно клиент использует 50% кредитного лимита и старается закрыть его до окончания льготного периода.

Значительно подросшие ставки по альтернативному потребительскому кредитованию граждан, где процент доходит до 37-39% годовых, сегодня также не идут ни в какое сравнение с предложением по "кредиткам". За последние 1,5 года ставки по кредитным картам выросли в среднем на 2%. Максимальный рост составил 6%, 28 процентных пункта в противовес 22. I квартал 2010 г. также принес снижение ставок по "кредиткам" у некоторых банков — 1-2%. К примеру, Банк Москвы предлагает завести кредитную карту под 19-22% годовых в рублях, тогда как еще в декабре ставки банка находились на уровне 24-27% годовых.

Но в целом, к возвращению к уровню ставок 2007-2008 гг. по всем банкам говорить еще рано.

На кредитном рынке Приморья несомненное лидерство за эмиссией пластиковых карт платежной системы VISA. Такую карту клиенты выбирают в качестве кредитного плеча примерно в 60% случаев, 40% заемщиков оформляют Master Card, хотя по своим функциональным возможностям продукты не отличаются. По наблюдениям специалистов Приморского отделения Сбербанка, чаще всего клиенты запрашивают лимит с суммой от 20 до 60 тыс. руб. Директор Приморского филиала ОАО АКБ "РОСБАНК" Андрей ФРОЛОВ замечает, что в 2009 г. клиенты оформляли в среднем овердрафт или кредитную карту с лимитом кредитования 70 тыс. руб.

Ко-брендинговые кредитные карты также стали ярким предложением уходящего года. К примеру, 80% карт от общего объема кредитных в Альфа-Банке именно совместные, недавно запущен и вовсе гендерный проект "Мужская карта" в противовес "женскому" — VISA-Cosmopolitan. Промсвязьбанк приглашает накапливать мили для полета на Трансаэро, Райффазенбанк — на Австрийских авиалиниях, Сбербанк, Альфа-Банк и Банк "Русский стандарт" предлагают планировать путешествие на крыльях Аэрофлота. Райффайзенбанк и Альфа-Банк приглашают своих клиентов сделать покупки со скидкой, воспользовавшись кредитной картой "МАЛИНА", или накапливать бонусы для оплаты своего мобильного телефона.

Последней новинкой Сбербанка стала кредитная карта с логотипом Олимпиады. На днях запущен новый дебетовый продукт Сбербанк — MasterCard — МТС. Стоит предположить, что для дальневосточников стал бы приятным подарком новый ко-брендинговый проекта VISA — Владивосток-АТЭС. Будем надеяться, что это дело ближайших лет.
 

Адрес статьи в интернете: http://www.zrpress.ru/zr/2010/31/17

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CEST: 2024-05-08 16:36
  • MSK: 2024-05-08 17:36
  • +10: 2024-05-09 00:36
  • IDT: 2024-05-08 17:36
  • +08: 2024-05-08 22:36
  • EDT: 2024-05-08 10:36