Сбербанк видит в своих клиентах мошенников
Некоторые приморцы намерены защищать свое доброе имя в суде
В редакцию РИА «Дейта» поступило несколько обращений граждан, которые недовольны как с ними обошлись в «старейшем российском банке». В частности, во время совершения платежа, получения денег или осуществления иных операций, где требуется паспорт, кассир-оператор может просто уйти с документом на 10-15 минут, невзирая на очередь. После этого, сотрудник банка задает клиенту ряд совершенно неуместных вопросов из разряда — «Сколько Вы должны нашему банку? Почему не выплачиваете кредит? Сколько раз выступали поручителем?», притом, что иногда гражданин вообще не имел никаких дел со Сбербанком. В ряде случаев отмечались совершенно нелепые вопросы и утверждения («Вы жили в Перми и там что-то натворили», «Вас разыскивает налоговая» и так далее).
Кассир-оператор же не считает нужным извиняться и крайне неохотно дает объяснения, что же все-таки происходит. В итоге теряется драгоценное время, нервничают люди в очереди, да и посетителю не вполне приятно вдруг оказаться мошенником.
Попытки граждан выяснить недоразумение непосредственно в Сбербанке редко заканчиваются успешно. Как сообщила РИА «Дейта» сотрудник отдела потребительского кредитования банка, «Вероятно, данные этих людей занесены в так называемый спот-лист, компьютер автоматически предупреждает об этом, и операция просто не может быть выполнена, пока все не будет проверено». Но, по словам «невольных мошенников» из числа клиентов Сбербанка, они неоднократно звонили в банк, просили все проверить, получали ответ, что «с вами все в порядке», но при следующем посещении Сбербанка снова подвергались допросам с отбиранием паспорта.
Как прокомментировал РИА «Дейта» президент Лиги кредитных брокеров Александр Ивашкин, «банки часто используют практику спот-листов для отслеживания должников, но никакие нормативные акты не регламентируют в каких пределах это можно использовать, и полностью исправить ситуацию может лишь создание общего информационного банка данных в соответствии с федеральным законодательством».
По словам представителей Приморской краевой коллегии адвокатов, «в России уже есть прецеденты, когда граждане выигрывали процессы у банков, которые по ошибке выставляли их должниками или мошенниками. Причем сумма компенсации нередко превышала 100 000 рублей. В этом случае, можно попробовать защитить свои честь и достоинство в суде, поскольку никаких решений в отношении клиента банка со стороны прокуратуры и прочих органов нет».