«Примсоцбанк» ущемляет права потребителей
9 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда отказала в удовлетворении кассационной жалобы ОАО СКБП «Примсоцбанк», поданной на решение Ленинского районного суда Владивостока от 17.09.2010 по иску супругов Лариных о признании недействительными условия договора, ущемляющие права потребителей.
Противостояние между крупнейшим региональным банком и обычной владивостокской семьей, воспитывающей троих несовершеннолетних детей, длится вот уже два года.
Напомним вкратце суть конфликта, описанного рядом СМИ: в 2008 году Руслан и Ирина Ларины, родители троих детей, взяли в банке ипотечный кредит в 5 млн рублей сроком на 20 лет под 14,5% годовых. Ежемесячно многодетная семья должна выплачивать банку 64 тыс. рублей. Все было бы нормально, только начался финансовый кризис, и Ларины с удивлением узнали, что теперь они должны платить по кредиту уже не 14,5 а 28% годовых, т.е., отдавать Банку 120 тыс. рублей ежемесячно. При совокупном доходе многодетной семьи порядка 90 тыс. рублей.
Как отметил советник руководителя Приморского регионального отделения СЗВ России Александр Ивашкин, «к сожалению, сотрудники банка не только не проинформировали Лариных обо всех особенностях подписываемого ими кредитного договора, но и грубо нарушили «Закон о защите прав потребителей».
Случайно или намеренно, но банк ввел в заблуждение недостаточно финансово грамотных заемщиков. (Более того – вопреки существующей Инструкции ЦБ РФ, Лариным до сих пор не сообщили общую сумму, которую придется отдать за эти 20 лет по кредитному договору в виде процентов. По нашим подсчетам, даже выплачивая банку 60 тыс. рублей ежемесячно на протяжении 20 лет, многодетная семья отдаст банку в три раза больше, чем взяла – более 15-ти млн рублей.)
Разумеется, столкнувшись с требованиями ежемесячно отдавать банку не 2/3 своего дохода, а вообще полностью заработную плату плюс еще 30 тыс. рублей сверху, в январе 2009 года Ларины обратились в суд. Третьей стороной в этом судебном заседании выступило Приморское региональное отделение Общероссийской общественной организацией «Союз заемщиков и вкладчиков России».
Ответчики затянули судебный процесс на целых 10 месяцев, и не случайно: за это время по переменной ставке семье Лариных были насчитаны повышенные проценты, неустойки на общую сумму более 500 тыс. рублей.
Именно это обстоятельство послужило причиной нового обращения заемщиков в суд.
Кроме того, по жалобе семьи Лариных Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю как уполномоченный государственный орган привлек Примсоцбанк к административной ответственности по факту нарушения законодательства о защите прав потребителей и подверг Банк административному штрафу.
Гражданский кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей, иные федеральные законы не предусматривают право банка на одностороннее изменение процентной ставки по кредитным договорам, заключенным с гражданами-потребителями.
Только законом, а не договором могут быть установлены случаи изменения банком в одностороннем порядке процентных ставок по кредитному договору с гражданином, не являющимся индивидуальным предпринимателем.
Следовательно, включение банком в кредитный договор, заключаемый с гражданином, условий о возможности изменения процентных ставок без оформления дополнительных соглашений ущемляет установленные законом права потребителя.
Оспариваемое условие нарушает права потребителей на стабильность и неизменность договорных отношений и противоречит установленному Гражданским кодексом РФ порядку изменения и расторжения договора.
Введенная Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» № 46-ФЗ обязанность определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику-физическому лицу, очевидно, направлена на то, чтобы предоставить гражданину максимально полную информацию и позволить ему реально планировать свои будущие расходы.
Ровно год назад Примсоцбанк подавал в арбитражный суд иск к информационному агентству «Восток-Медиа», которое первым опубликовало острый материал о том, что один из коммерческих банков Приморья судится с многодетной семьей, требуя взыскать с сетевого СМИ 100 тыс. рублей за «моральный ущерб». Теперь Примсоцбанк сам должен возместить такую же сумму за моральный вред, причиненный потребителям. Однако руководство Примсоцбанка вновь обратилось в арбитражный суд, на этот раз, подав иски на информационное агентство «Дейта» и Общероссийскую общественную организацию «Союз заемщиков и вкладчиков России» о взыскании 3-х и 2-х млн рублей с каждой организации за «моральный ущерб».
Дело в том, что издание «Дейта» позволило критические публикации в адрес банка, а ПРО СЗВ России в соответствии со своим Уставом вступилось за многодетную семью, ставшую жертвой недобросовестных сотрудников отдела ипотечного кредитования Примсоцбанка, что уже доказано судом.
Руководство ПРО СЗВ России готовы пойти с банком на мировое соглашение, прекрасно понимая, что данный иск банк проиграет, и как следствие, данное событие больно ударит по престижу кредитно-финансового учреждения. Но главным условием такого соглашения могут быть только следующие шаги банка: полный и безоговорочный отказ от судебного преследования как СМИ «Дейта», так и семьи Лариных.
Для этого ПРО СЗВ России готово подключить банковское сообщество Приморья и России, депутатов Государственной Думы, ЗАКСа Приморского края, Антимонопольный комитет, Центробанк России, общественные организации, международные правозащитные структуры.
ПРО СЗВ России продолжает внимательно следить за развитием событий.
www.fingramota.com/news/szvr/item/15462/