Наступление на оффшоры

Кольцо вокруг бенефициаров, засевших в оффшорах, сужается. Оффшорная прописка давно стала привычным делом и для владельцев среднего бизнеса России. Согласно данным Банка России, за 11 месяцев 2011 года отток капитала из России составил $ 74 млрд, продемонстрировав самый высокий уровень с времен финансового кризиса 2008-2009 годов.

Однако вспомним 2010 год, когда после кризиса самыми крупными странами-«инвесторами» на Дальнем Востоке стали неожиданно Нидерланды и Кипр.

Кстати, эксперты так и не могут определиться: оффшоры для российского экономики — благо или напасть?

1 января 2012 года вступили поправки в закон об акционерных обществах, на подходе поправки в соглашение об избежании двойного налогообложения между Кипром и Россией (вероятно, такой шаг ускорит кредит в 2,5 млрд евро, который 30 декабря 2011 года правительство Кипра согласилось принять от России), а также предполагаемые поправки в Гражданский кодекс РФ. Редакция статьи 51 обяжет компании, «зарегистрированные на территории иностранного государства, предоставляющего льготный режим налогообложения и (или) не требующего предоставления или раскрытия информации при проведении финансовых операций», депонировать в уполномоченном госоргане (Федеральной налоговой службе) информацию об учредителях и выгодоприобретателях.

Как отразятся внесенные в законодательство поправки на участниках рынка, бизнес которых связан с Приморьем и Дальним Востоком в целом? К слову, многие крупнейшие компании края уже давно переведены в Москву как налогоплательщики и нередко имеют основного акционера в лице оффшорных компаний. В свое время они прятались от криминала, потом от государства, так и не решив, какой «черт» страшнее.

«Например, в финансовую группу БКС входит компания БКС Кипр, которая успешно функционирует там с 2004 года и будет продолжать свое функционирование, не смотря на изменившиеся условия. Что касается Дальнего Востока и Приморья, то здесь Соглашение затронет прежде всего судоходные компании. И, наверняка, их собственники также пойдут на новые условия не смотря на некоторый дискомфорт», — замечает Алексей ИСАКОВ, директор Владивостокского филиала Финансовой группы БКС.

Сегодня реально действует лишь требование Банка России от 2009 года публиковать сведения о бенефициарах коммерческих банков (указав всю цепочку взаимосвязей от рядового акционера до конечного владельца) на собственных сайтах либо на www.cbr.ru. Банки должны предоставлять сведения об акционерах, владеющих более 1% голосов. Станет ли прозрачнее структура капитала и собственников в акционерных компаниях?

Как разъяснил «ЗР» генеральный директор ООО «Финам-Владивосток» Иван НАГИБИН, с 1 января 2012 года вступили в действие законодательные нормы, обязывающие депозитарии предоставлять акционерным компаниям-эмитентам списки владельцев ценных бумаг и ADR иностранного эмитента. И эта мера вполне реализуема, поскольку обеспечена дополнением в закон об АО: «Общество не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акции, права в отношении которой удостоверяются ценными бумагами иностранного эмитента, если информация о владельце указанных ценных бумаг иностранного эмитента не предоставлена обществу в соответствии с требованиями законодательства РФ о рынке ценных бумаг. При этом обязанность общества по выплате таких дивидендов прекращается, и их сумма восстанавливается в составе нераспределенной прибыли общества через месяц по истечении срока, установленного для выплаты дивидендов».

Заведующая кафедрой государственного и муниципального управления ВГУЭС, кандидат экономических наук Марина КУЗЬМЕНКО полагает, что анализ законодательства не дает оснований делать вывод о резких изменениях в отношении оффшорных компаний. Требования о раскрытии информации для всех компаний-резидентов не новы и до 2004 года были доступны для любого круга лиц, умеющих работать с сайтом СКРИН (система комплексного раскрытия информации). Не стоит забывать, что оффшор — всего лишь зона с особым режимом регистрации и деятельности, позволяющая оптимизировать налоговое планирование с учетом информационной прозрачности и прохождения аудита. Компании, зарегистрированные в оффшорах, которые предоставляют информационную закрытость, характеризуются сомнительной репутацией и ненадежностью на мировом рынке. Видимо, этим объясняется стремление правительства РФ укрепить престиж российских компаний в связи со вступлением России в ВТО. По ее мнению, вести речь о контроле или существенном ограничении деятельности оффшорных компаний в российской экономике нет оснований.

Кризисные явления в экономике, как правило, провоцируют утечку капитала из страны, часть которой приходится на оффшорные и тесно связанные с ними (спарринг-оффшорные) юрисдикции. Председатель Некоммерческого партнерства Лига финансовых институтов Александр ИВАШКИН считает, что, пожалуй, использование оффшоров бизнесом имеет только этот негативный момент, но, одновременно, тот же самый фактор свидетельствует об усиливающейся интеграции в мировую экономику нашего бизнеса, выступая элементом глобализации. Ведь бизнес стремится не только к налоговой минимизации, но и думает о новых слияниях и поглощениях, а также о привлечении международных инвесторов путем выпуска облигаций, проведения IPO на западных биржах и других международных операций, что выгоднее осуществлять через компании, зарегистрированные за пределами России, в частности, в зарубежных оффшорах.

«Могу точно сказать, что зарубежные страховщики не страхуют фирмы из тех безналоговых зон, где трудно получить достоверную информацию об их финансовом состоянии для оценки финансовых рисков. Использование оффшоров при структурировании бизнеса не только усиливает правовую защищенность активов, но и повышает их международную привлекательность. Поэтому иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в Россию путем покупки актива, владельцем которого является зарегистрированная в оффшорной юрисдикции компания», — подчеркивает Александр Ивашкин.

Именно поэтому эффективная антиоффшорная политика для России потребует создания экономических и политических гарантий для института собственности. В их числе — наличие политической воли и последовательности, поскольку «антиоффшорная» политика затрагивает интересы многих влиятельных граждан регионов.

«Вот если бы виднелись реформы, направленные на улучшение общего инвестиционного климата в Приморье или России, включая совершенствование налоговой политики, снижение административных барьеров и создание других благоприятных условий для ведения бизнеса, альтернативных оффшорным, то изменилось бы и сознание предпринимателей. Иными словами, от направленности антиоффшорной политики и ее эффективности в решающей степени будет зависеть, станут ли оффшоры одним из инструментов повышения международной конкурентоспособности нашего бизнеса или останутся преимущественно каналами трансграничной миграции налоговых доходов и утечки капиталов», — уверен Александр Ивашкин.

Яна МАЛЬЦЕВА, «Золотой Рог». 

Постоянная ссылка на статью: http://www.zrpress.ru/zr/2012/3/50555/?print=Y

НАШИ ПАРТНЕРЫ
ZRP_logo_final
МИРОВОЕ ВРЕМЯ
  • CET: 2024-11-25 18:46
  • MSK: 2024-11-25 20:46
  • +10: 2024-11-26 03:46
  • IST: 2024-11-25 19:46
  • +08: 2024-11-26 01:46
  • EST: 2024-11-25 12:46