Отчет начальника УМВД России по Приморскому краю генерал-майора полиции А.А. Николаева перед Законодательным Собранием «О результатах оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел края за 2011 год».
Уважаемый Евгений Александрович!
Уважаемые депутаты!
Со многими из вас мы совсем недавно встречались на расширенном заседании Коллегии Управления при подведении итогов деятельности органов и подразделений внутренних дел края в 2011 году.
Сегодня я дополнительно проинформирую уважаемое Собрание о результатах деятельности органов внутренних дел края в истекшем году и обозначу приоритетные направления нашей работы на 2012 год.
Сразу скажу, что мое сегодняшнее выступление – это не только показатель открытости и публичности органов внутренних дел, но и дань уважения защитникам интересов жителей края, которыми вы избраны. Для меня важно непосредственное живое общение. Поэтому в рамках своего отчета я отвечу на ваши вопросы, поступившие в адрес Управления, которые свидетельствуют о серьезной заинтересованности депутатского корпуса в решении проблем безопасности и готовности внести свой вклад в общее дело поддержания правопорядка.
* * *
Уважаемые депутаты!
Принимаемые на протяжении нескольких последних лет меры позволили нам в целом сохранить контроль над развитием криминальной ситуации и укрепить тенденцию снижения преступности на территории Приморского края. В абсолютных цифрах число зарегистрированных преступлений с 2008 года уменьшилось почти на 20 тысяч, или на 30,4%. Около половины от этого снижения составили кражи (9 тысяч). Особенно отрадно отметить снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений.
Более чем на треть уменьшилось количество убийств (-37,3%, с 498 до 312), почти наполовину меньше совершено грабежей (-45,5%, с 5310 до 2893) и разбоев (-41,7%, с 729 до 425). Снизилось число фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-16,6%, с 979 до 816).
Это все знаковые, низколатентные преступления, позволяющие объективно утверждать, что жить в крае стало безопаснее. А это, согласитесь, одно из основных условий комфортного проживания.
Эта тенденция сохранилась и в прошедшем году. Регистрация преступлений сократилась более чем на пять тысяч (5290) или на 10,4%. Уровень преступности в расчете на 10 тыс. населения снизился с 341 в 2008 году до 221 в 2011 году.
Хочу заострить внимание – это самый низкий уровень с 1997 года, когда он составлял 231 преступление.
* * *
Действуя в соответствии с приоритетами, определёнными Президентом и Правительством Российской Федерации, а также Директивой МВД России, мы решали главную задачу – защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения его личной безопасности и имущественных интересов.
В прошедшем году сотрудниками полиции края раскрыто более 20 тысяч преступлений, из них 6,5 тысяч серийных и 159 совершенных организованными преступными группами. Выявлено более 16,5 тысяч лиц, совершивших преступления.
Знаю, бытует мнение, что если преступление не раскрыто в течение 2-х месяцев, то дело сдается в архив и никто по нему не работает. Заверяю Вас – это не так. Нами из года в год наращиваются усилия по раскрытию преступлений прошлых лет и за последние 4 года раскрыто 3 тысячи 768 ранее зарегистрированных преступлений (2008 – 932, 2009 – 1015, 2010 – 800, 2011 -1021).
Из года в год снижается число преступлений, совершенных с использованием оружия (в 2008 году – 108, в 2009 — 95, в 2010 -74, в 2011 – 72).
В то же время, несмотря на такую позитивную динамику, количество изъятого из незаконного оборота огнестрельного оружия остается стабильно высоким – порядка полутора-двух сотен единиц ежегодно. В 2011 году в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий из незаконного оборота изъят целый арсенал: 148 единиц огнестрельного оружия, 6,5 тысяч боеприпасов, более 16 кг взрывчатки и 21 взрывное устройство.
Поэтому полагаю целесообразным возродить практику возмездной добровольной сдачи оружия, находящегося в противоправном владении граждан.
Действовавшее до 2010 года постановление Губернатора Приморского края «О мерах по изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» позволяло нам ежегодно изымать до 50 единиц оружия и более 4 тыс. единиц боеприпасов. Необходимо разработать новый нормативно-правовой акт и определить источники финансирования этой работы.
* * *
Несколько слов о состоянии правопорядка на улицах городов и населенных пунктов края.
В 2011 году удалось удержать на прежнем уровне число преступлений, совершенных в общественных местах (0,1%, с 13039 до 13040), при этом снизилось количество разбойных нападений (-20,3%, с 222 до 177), грабежей (-8,6%, с 2138 до 1955). Вместе с тем, на 28,1% (с 6976 до 8933) увеличилось количество преступлений, совершенных на улицах. В основном за счет посягательств на имущество: каждое восьмое – кража из автомашины, оставленной без присмотра; каждое десятое – кража самой автомашины от дома или с улицы. Неужели наши граждане так безответственно относятся к своему имуществу? А может, просто не хватает мест для временного хранения, тех самых охраняемых автостоянок? Я считаю, это наша с вами общая задача – разобраться в ситуации, инициировать проведение инвентаризации земельных участков, выделенных под автостоянки – как они используются, соответствуют ли целям, под которые выделялись. И от нас с вами зависит, оборудует ли предприниматель свой магазин местом для стоянки автотранспорта клиента и обеспечит ли его видеонаблюдением и охраной. Если мы вместе с вами проработаем эти требования и добьемся их выполнения – люди нам скажут спасибо.
Такую же работу необходимо провести и во всех гаражно-строительных кооперативах и отдельно стоящих гаражах с установлением их владельцев. Полиция готова оказать содействие в проведении инвентаризации.
Ведь зачастую именно гаражи становятся схронами оружия, наркотиков, похищенного имущества.
Невозможно поставить полицейского у каждого угла, в каждом переулке. Именно поэтому такое большое внимание мы придаем развертыванию правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Видеокамеры, установленные в местах массового нахождения граждан и на транспортных развязках, в местах наибольшей криминальной напряженности и на путях возможного отхода преступников позволят в режиме реального времени контролировать состояние общественного порядка, дорожной безопасности и незамедлительно реагировать на их осложнение или правонарушение.
Предлагаю Вам, уважаемые депутаты, проработать эти вопросы с главами администраций в ваших избирательных округах и при формировании проектов местных бюджетов на 2012-2014 годы принять меры по пролонгации существующих или утверждению новых программ профилактики правонарушений, предусмотрев в них расходы на расширение сети уличного освещения и на внедрение и эксплуатацию технических средств АПК «Безопасный город» с согласованием расстановки видеокамер с органами внутренних дел на местах.
Со всей ответственностью заявляю, это существенно повлияет на уличную преступность в сторону ее снижения, станет сдерживающим фактором для лиц, замышляющих любые правонарушения и в конечном итоге повысит безопасность наших граждан.
* * *
Одной из основных задач органов внутренних дел было, есть и будет обеспечение экономической безопасности государства, выявление и пресечение преступлений в основных отраслях экономики края.
Должен отметить, что либерализация законодательства значительно сузила возможности и компетенцию органов внутренних дел по пресечению преступлений экономического блока.
Поэтому мы переориентировали свою деятельность, акцентировали внимание на результаты противодействия коррупции и привлечению к уголовной ответственности лиц, совершающих преступления в крупном и особо крупном размере, а также в составе организованной преступной группы. О ряде резонансных уголовных дел писали средства массовой информации. Вместе с тем, результаты нашей работы в данном направлении объективно не соответствуют состоянию дел в экономике края и поэтому находятся под особым контролем МВД России.
В связи с этим, противодействие экономической преступности и коррупции и дальше будет находиться под нашим самым пристальным вниманием и контролем.
На протяжении нескольких лет органы внутренних дел края работают в условиях подготовки к проведению Саммита АТЭС в 2012 году. Во время своего визита в г. Владивосток в июле прошлого года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что предстоящий Саммит в Приморье очень важен для нашей страны, как признание Российской Федерации в качестве существенного элемента экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В связи с этим, оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел, на территории обслуживания которых находятся объекты Саммита, строится с учетом необходимости обеспечения их безопасности от террористических посягательств, а также выявления и предотвращения угроз социального и экономического характера.
В 2011 году по материалам, собранным нашими подразделениями в рамках сопровождения строительства объектов Саммита АТЭС возбуждено 4 уголовных дела, а всего за период с 2008 года возбуждено 18 уголовных дел, связанных с Саммитом, ущерб по которым превысил 220 млн. рублей, в том числе 147 млн. по фактам хищений.
В 2011 году зарегистрирован ряд конфликтов с участием иностранных рабочих, задействованных на строительстве объектов саммита АТЭС на о. Русский. Все конфликты носили бытовой характер или были связаны с невыплатами заработной платы.
В связи с этим в целях контроля над ситуацией, нами проведены рабочие встречи с представителями подрядных и субподрядных строительных организаций, а также служб безопасности по вопросам обмена информацией о фактах недовольства рабочих, связанных с плохими условиями проживания, невыплатами заработной платы, конфликтами на национальной или религиозной почве.
Руководство и личный состав подразделений УМВД края в полной мере осознают важность задач, связанных с подготовкой Саммита. Подчеркиваю, ситуация в этой сфере находится под нашим постоянным контролем.
Немаловажно и то, что наши наработки, особенно по обеспечению правопорядка и безопасности охраняемых лиц в период проведения Саммита, лягут в основу при подготовке и проведении уже в январе 2013 года XXI сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума.
* * *
Актуальной остается задача профилактики экстремизма и терроризма, пресечение возможности сращивания объединений экстремистского толка с коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами. Оперативная обстановка по линии противодействия экстремизму в крае в целом остается стабильной.
В 2011 году нами задокументировано 9 преступлений экстремистской направленности (-10%). Террористических проявлений, а также фактов межэтнической розни не зарегистрировано.
В то же время, я неоднократно поднимал вопрос об обязательном оборудовании всех предприятий с массовым пребыванием людей – рынков, торговых центров, мест проведения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий – качественными системами видеонаблюдения высокого разрешения, позволяющими не только отслеживать ситуацию в помещениях и на прилегающей территории, но и при необходимости обеспечить опознание правонарушителя. В ряде субъектов Российской Федерации эти вопросы уже решены, и установленные системы вошли в единый правоохранительный сегмент.
Считаю, что необходимо разработать и принять соответствующие нормативно-правовые акты, обязывающие предпринимателей-владельцев этих зданий и сооружений в кратчайшие сроки провести необходимую работу. Это позволит укрепить антитеррористическую защищенность, повысить личную и имущественную безопасность граждан.
Кроме этого, на протяжении нескольких последних лет ряд граждан, в том числе депутатов Законодательного Собрания Приморского края, одновременно являющихся лидерами отделений политических партий, под предлогом встреч с избирателями фактически проводят публичные мероприятия в форме собрания или митинга. Наличие пробелов в нормативно-правовом регулировании на муниципальном уровне вопросов организации и проведения публичных мероприятий, позволяет им избежать ответственности за нарушения действующего законодательства.
В этой связи полагал бы целесообразным внести дополнения
в Закон Приморского края от 20.03.1995 года № 2-КЗ «О статусе депутата Законодательного собрания Приморского края» в части нормативного закрепления понятия «встреча с избирателями», определив форму и порядок ее проведения, возможный круг рассматриваемых вопросов, а также рекомендовать главам муниципальных образований Приморского края определить собственными нормативно-правовыми актами перечень специально отведенных или приспособленных мест для проведения публичных мероприятий, в том числе для проведения встреч депутатов с избирателями.
Реализация этих предложений позволит в дальнейшем избежать нарушений конституционных прав граждан (ст.31 Конституции РФ) собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
* * *
Уважаемые депутаты!
Безусловно, преступность – явление социальное, и ставить ее уровень в прямую зависимость только от деятельности органов внутренних дел, на мой взгляд, не совсем корректно.
Нам действительно есть чем гордится, однако мы не можем останавливаться и успокаиваться на том, что уже сделано и достигнуто. У нас еще много проблем.
Ключевой задачей по-прежнему остается формирование действенной системы профилактики правонарушений, нацеленной, прежде всего, на решение острейших вопросов современности – противодействие подростковой преступности, алкоголизации населения, ресоциализации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. И здесь мы вправе рассчитывать на вашу помощь.
На учетах в органах внутренних дел края состоит почти 24 тысячи профилактируемых лиц.
Более 27 тысяч жителей нашего края или ранее привлекались к уголовной ответственности, или осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Кроме этого, ежегодно из мест лишения свободы освобождается более 5 тысяч отбывших наказание (в 2011 году освобождено 5748 человек). К сожалению, далеко не каждый из них стремится найти работу – в 2011 году в центры занятости населения по вопросу трудоустройства обратился один из семи освободившихся после отбытия наказания, и лишь каждый третий из них трудоустроился. Редкий руководитель предприятия, как государственного так и частного, изъявит желание взять на работу судимого.
Сами понимаете – не имея работы – я намеренно говорю – не источник существования, а работа – не имея жилья, эти люди, уже имеющие криминальный опыт, более других склонны к совершению правонарушений и преступлений. Однако они такие же граждане нашей страны, как и мы с вами, и в силу жизненных обстоятельств нуждаются в повышенном внимании.
Принимаемыми мерами нам удалось снизить повторную преступность на 8,6% (с 13898 до 12704). Но для обеспечения большей защищенности жителей Приморья от проявлений рецидива, необходим ряд мер законодательного характера.
Часть из них уже реализована государством – это Закон об административном надзоре, а часть предстоит разработать нам с вами – я имею в виду нормативно-правовой акт, определяющий размер квоты рабочих мест на предприятиях края для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, порядок ее формирования и меры по стимулированию предпринимателей.
Необходимо в полной мере использовать возможности учреждений Федеральной службы исполнения наказаний в Приморском крае для подготовки находящихся в них осуждённых к жизни в обществе.
Обладая мощной производственной базой, они способны, по согласованию со службой занятости населения, обеспечить потребности края в рабочих специальностях – слесарей, токарей, плотников. А при наличии учебных классов – и повысить образовательный уровень отбывающих наказание.
* * *
Объектом особого внимания всех субъектов профилактики, в т.ч. органов внутренних дел являются несовершеннолетние правонарушители. Несмотря на снижение в целом числа преступлений, совершенных подростками или при их участии (1872), их удельный вес в общем массиве раскрытых преступлений недопустимо высок (9,3%).
Каждое 10-е преступление совершается подростками, а на территории девятнадцати муниципальных образований удельный вес подростковой преступности превышает краевой. Особенно беспокоит ситуация в Хорольском, Черниговском, Ханкайском и Пограничном муниципальных районах.
В общей структуре подростковой преступности почти 75% (1387 из 1872) составляют кражи, а в Октябрьском, Михайловском, Яковлевском и Чугуевском муниципальных районах их доля превышает 80%. Однако до сих пор никто не задался вопросом – а на что же тратится приобретенное воровством? И почему уровень так высок именно в сельских районах?
Полагал бы целесообразным с вашей помощью, уважаемые депутаты, провести опросы среди подростков 10-12, 14-16 лет. Чего они ждут от мира взрослых? Какие проблемы, в том числе и материальные, их беспокоят? Как они предпочитают проводить досуг, и насколько этот самый досуг им доступен?
Ведь в прошедшем году каждый третий несовершеннолетний (462) на момент совершения преступления не учился и не работал. А в городах Артеме (41), Спасске-Дальнем (39), Лесозаводске (19), в Надеждинском (15), Кировском (13) и Анучинском (10) муниципальных районах – каждый второй подросток совершил преступление по причине «избытка» свободного времени.
Откуда образовался этот «избыток»? Чем мы, взрослые, ответственные люди, можем заинтересовать и заполнить свободное время ребенка?
И почему не дают положительных результатов меры профилактики в отношении подростков так называемой «особой категории», то есть ранее совершавших преступления?
Прошу своим авторитетом и иными возможностями оказать содействие главам муниципалитетов в организации профилактической работы с подростками. Это позволит сократить базу воспроизводства преступности и повысить уровень безопасности в крае.
Необходимо, чтобы в центре всей системы профилактики во главе с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав был конкретный несовершеннолетний, с его конкретными проблемами и заботами.
Ведь как бы то ни было, а они все – наши дети, друзья и знакомые наших детей. И от нашей неравнодушной позиции зависит, какими вырастут последующие поколения, на какие ценности они будут ориентированы, и, в конце концов, от этого во многом зависит будущее нашей страны.
* * *
Серьезную озабоченность вызывает алкоголизация населения, пагубные последствия которой известны всем. Состояние алкогольного опьянения увеличивает тяжесть совершаемого преступления – при общем росте «пьяной» преступности на 8% (с 5688 до 6157), количество умышленных причинений тяжкого вреда здоровью увеличилось на четверть, в том числе на треть – повлекших смерть потерпевшего.
Уважаемые депутаты! Я уже неоднократно говорил, что эту проблему нужно решать комплексно всем заинтересованным ведомствам. Сил и средств одной полиции здесь недостаточно. К слову сказать, не все руководители понимают важность этой задачи и настоятельную необходимость ее решения.
В подтверждение этому несколько слов о ситуации в Хасанском муниципальном районе по результатам моего выезда в декабре прошлого года.
О какой профилактике пьянства и алкоголизма может идти речь, когда на территории района с населением 35 тысяч человек, с детьми и стариками, алкогольная продукция реализуется в 95 предприятиях торговли и общепита.
В селе Андреевка, на земле, выделенной под жилищное строительство, построено кафе «Два дельфина», на территории которого в период летнего курортного сезона совершено наибольшее количество преступлений и административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. Несмотря на это, администрация Хасанского района не принимает меры к сносу незаконного строения и прекращению спаивания населения.
Складывается впечатление, что должностные лица муниципалитета не знают о существовании закона Приморского края от 02.12.2009 года № 536-КЗ «О регулировании розничной продажи алкогольной продукции и профилактике алкоголизма на территории Приморского края», а предприниматели не желают его выполнять. Другого объяснения выявленным фактам практически повсеместной торговли спиртными напитками после 22.00 часов я не нахожу.
К сожалению, депутатский контроль за выполнением принятых Законодательным Собранием законов не реализуется в полной мере.
Поэтому, уважаемые депутаты, прошу совместно с нашими территориальными подразделениями проанализировать состояние «пьяной» преступности в муниципальных образованиях, выявить «очаги», из которых она расползается и совместно с местными администрациями принять меры реагирования в соответствии с законом.
Бытовая и подростковая преступность, пьянство и наркомания – проблемы социальные, требующие комплексного подхода.
Только совместными усилиями исполнительной и законодательной власти, при помощи общественности можно им противодействовать.
* * *
Важной сферой профилактической работы является обеспечение безопасности дорожного движения.
Ситуация на дорогах оставляет желать лучшего. Рост аварийности зарегистрирован по всем основным показателям, тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий выросла с 8,3 до 9,0 погибших на 100 пострадавших.
Наиболее тревожная ситуация в г. Дальнегорске (17,7 погибших на 100 пострадавших), Пожарском (23,2), Кировском (19,9) и Тернейском (18,6) районах. Как видите, опять впереди отдаленные сельские районы, где все друг друга знают, где привыкли «по-соседски» закрывать глаза на нарушения – сами по себе мелкие, но приводящие к тяжелым последствиям.
Плохая различимость и отсутствие горизонтальной разметки; неудовлетворительное состояние покрытия проезжей части; отсутствие наружного освещения и необходимых дорожных знаков; неудовлетворительное состояние и обустройство пешеходных переходов – вот неполный перечень причин совершения трагедий на дорогах. В прошедшем году каждое пятое ДТП произошло при наличии различных недостатков в содержании улично-дорожной сети. Количество дорожно-транспортных происшествий, которым сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия, возросло на 29,5%, а погибших от их последствий участников ДТП на 58,5%. Все это, по моему мнению, должно стать предметом самого пристального внимания со стороны депутатского корпуса.
Хочу обратить внимание, что полиция не строит дороги, не обслуживает их. Должностные лица дорожно-эксплуатационных организаций и руководство большинства муниципальных образований края, ответственные за содержание улично-дорожной сети, ссылаясь на недостаточное финансирование, не принимают должных мер по организации работ, связанных с обустройством дорог на территории Приморского края. Ответственность за организацию и обеспечение безопасности дорожного движения возложена не только на исполнительную власть, но и на органы законодательной власти и местного самоуправления.
Только совместные усилия, направленные на повышение безопасности дорожного движения, позволят нам достичь желаемых результатов снижения аварийности на дорогах Приморья.
* * *
Уровень преступности, общественная и личная безопасность граждан, их защищенность от угроз различного характера является одним из важных факторов, влияющих на все сферы общественной жизни, в том числе на социально-экономическое развитие Приморья.
Граждане должны быть уверенными в том, что в своих городах и посёлках они живут в атмосфере безопасности и их покой гарантирован сотрудниками МВД, которые незамедлительно придут им на помощь и адекватно отреагируют на нарушение их прав и законных интересов.
В связи с этим, хочу отметить, что одним из главных оценочных критериев деятельности органов внутренних дел является общественное мнение, уровень удовлетворённости предоставляемыми правоохранительными услугами.
Результаты изучения общественного мнения о работе органов внутренних дел в Приморском крае, проведенного в 2011 году ВЦИОМ, свидетельствуют, что уверенность в защищенности своих личных и имущественных интересов выразили 38% опрошенных. Этот показатель практически соответствует среднему уровню по стране и превышает уровень 2009 и 2010 г.г. (32% и 27% соответственно).
Оценивая эффективность деятельности полиции как государственного института по защите личных и общественных интересов граждан, 61% опрошенных выразили удовлетворение работой органов внутренних дел. При этом показатель заметно увеличился по сравнению с 2009 г., когда доля положительных оценок в числе опрошенных составила 40%, и особенно по сравнению с 2010 г. — 28%.
56% респондентов в целом доверяют или скорее доверяют ОВД в обеспечении личной и имущественной безопасности, 30% скорее не доверяют или в целом не доверяют. Нам предстоит поработать, чтобы снизить последнюю цифру.
Вместе с тем стоит отметить, что показатель доверия демонстрирует положительную динамику по сравнению с двумя предыдущими годами (36% — в 2009 г. и 33% — в 2010 г.) и в целом немного превышает среднее значение по стране.
Чаще всего, по мнению респондентов, нарушают права граждан сотрудники ГИБДД (56%), патрульно-постовой службы (31%) и дежурной части (11%).
Говоря о том, какие меры необходимо предпринять для укрепления безопасности граждан и повышения эффективности работы ОВД, респонденты называют повышение качества отбора сотрудников (67%), их профессиональной квалификации (54%), борьбу с коррупцией в полиции (51%).
Несмотря на ряд негативных моментов, готовность оказать ту или иную помощь ОВД выразили 88% опрошенных, что является более высоким показателем, чем в предыдущие два года (80% — в 2009 г. и 81% в 2010 г.).
А теперь информация к размышлению. В основном граждан в регионе беспокоят социально-бытовые проблемы – бедность, низкие зарплаты (76%), высокие тарифы на жилье и коммунальные услуги (73%), наркомания и алкоголизм (72%), ограничение возможности досуга детей и молодежи (63%).
В первую очередь, по мнению граждан, угрожают их личной безопасности пьяные водители (84%), далее идут наркоманы (77%), иные представители криминала (70%), экстремистские молодежные группировки (67%) и алкоголики (56%).
Обо всем этом я говорил в своем докладе. Это те болевые точки, на которые нам с вами надо обратить особое внимание.
* * *
Уважаемые депутаты! Прежде чем я перейду к ответам на ваши вопросы, поступившие в адрес Управления, позвольте коротко прокомментировать результаты приведенного исследования, особенно касающиеся нарушений прав граждан и коррумпированности полиции.
Ситуацию с коррупцией я напрямую связываю с освобождением полиции от несвойственных ей функций.
Ранее, вы помните, в нашей системе действовали медицинские вытрезвители – сколько было нареканий на их работу! И незаконно поместили, и обобрали. Закрыли медвытрезвители – прекратились нарекания.
По требованию Президента «прекратили кошмарить бизнес», расформировали подразделение по борьбе с правонарушениями на рынке, перенацелили сотрудников экономической безопасности – прекратились жалобы от предпринимателей.
Находился технический осмотр в ведении ГИБДД – только ленивый не пнул нас за должностные преступления в этой сфере. Передали его Российскому союзу автостраховщиков – и нет жалоб на сотрудников полиции. Сейчас жалуются, что вымогают деньги на дороге сотрудники ДПС – ответственно вам заявляю, что все возбужденные уголовные дела по таким фактам выявлены нашими собственными силами, ни один из взяткодателей в полицию не обратился. Вывод напрашивается сам собой – не нарушай и не давай взятку. А если дал – то ты такой же преступник, как тот, кто взял.
Еще один повод – регистрация автотранспорта. Так и она скоро уйдет из нашего ведения. Исчезнет причина жаловаться.
При этом прошу иметь в виду и несовершенство законодательства. Короткий, но злободневный пример – вы купили машину. Для того, чтобы ее зарегистрировать, необходимо получить полис ОСАГО, а для этого надо пройти технический осмотр. Но вы не можете приехать на ПТО, так как движение без номерных знаков запрещено и карается ощутимым штрафом или лишением прав. Замкнутый круг. Законопослушный автовладелец повезет свою машину на эвакуаторе, а другой плюнет на все это безобразие да и купит талон техосмотра.
Не наша это вина, не мы пишем законы, мы их только исполняем. И мы во все колокола бьем, пишем в МВД – разрешите ситуацию. Пока ответа нет.
Сотрудники органов внутренних дел такие же граждане своей страны, живут точно теми же заботами и проблемами, что и большинство жителей края. Это ваши знакомые, знакомые ваших знакомых. И вы поддерживаете с ними нормальные человеческие отношения. Почему же на основании единичных фактов мы огульно судим целую социальную группу!
* * *
Несколько слов о прошедшей реформе системы МВД России и органов внутренних дел Приморья в частности.
Как сказал Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев «…наше общество ждет позитивных изменений в работе органов внутренних дел. В связи с этим хотел бы еще раз специально подчеркнуть, что создание полиции – это не ребрендинг милиции в полицию. Речь идет о новом правоохранительном институте, который должен отвечать всем современным требованиям, — это главное. О единой, мобильной, эффективной и технически оснащенной структуре, которая укомплектована специалистами самого высокого уровня, — в этом цель преобразований МВД»
Прошедший год стал этапным и наиболее ответственным периодом в реализации этих мероприятий. Заложена основа для создания новой системы органов правопорядка, соответствующей современным требованиям к правоохранительным институтам, реализована вертикаль управления, приведено в соответствие современным требованиям организационное построение системы МВД России.
В Приморском крае в ходе реформирования число территориальных органов внутренних дел уменьшилось с 36 до 25, часть из них, исходя из численности населения, получили статус межмуниципальных. Это отделы МВД России в городах Арсеньев, Дальнегорск, Дальнереченск, Лесозаводск, Спасск-Дальний, Б. Камень, а также в Кавалеровском и Партизанском районах. Преобразованы в отделения полиции отделы внутренних дел в Анучинском, Яковлевском, Кировском, Спасском, Тернейском, Красноармейском, Ольгинском и Лазовском районах.
На 22% сокращена общая численность сотрудников, что соответствует сегодняшним потребностям государства и общества для выполнения задач обеспечения правопорядка и противодействия преступности, в абсолютных цифрах численность сотрудников органов внутренних дел края сократилась с 18 до 14 тысяч (14222).
В рамках реформирования мы провели огромную работу по переаттестации личного состава. Она стала серьезным экзаменом и позволила отчасти очистить органы внутренних дел от тех, кто скомпрометировал себя, а также тех, кто по своим профессиональным качествам не готов работать в новых условиях.
По результатам аттестации на новые должности назначены 13,3 тыс. сотрудников, 410 переведены на нижестоящие должности, еще почти триста сотрудников (288) переведены в другие службы.
По сокращению штатов из органов внутренних дел в прошлом году уволилось 1473 сотрудника, из них 861 сотрудник в связи с отказом от прохождения внеочередной аттестации (по личной просьбе); 299 сотрудников – с правом на пенсию; 167 сотрудников – по состоянию здоровья.
Во всех ОМВД края организованы комиссии по трудоустройству сотрудников и справочно-консультационные пункты для оказания помощи уволенным в профессиональной ориентации и выборе будущего места работы.
47 сотрудников, имеющих большой опыт работы, назначены на вольнонаемные должности, и 42 – на должности федеральных государственных служащих, введенных в штатное расписание ОМВД края с 01 января 2012 года.
В центры занятости населения края обратилось только 132 сотрудника, из них 104 уже трудоустроены, 8 человек направлены на переобучение.
Надеюсь, я ответил на вопрос о социальной востребованности сотрудников, уволенных в рамках реформирования органов внутренних дел.
Что касается вопросов кадрового обеспечения ведущих служб ОМВД края, могу ответить, что в рамках реформирования в подразделениях предварительного следствия сокращено 225 должностей (20,3%), и в уголовном розыске 201 (17,6%). За последние 3 года из органов внутренних дел с правом на пенсию уволилось 47 сотрудников предварительного следствия (2009 — 15, 2010 — 16, 2011 – 16) и 42 сотрудника уголовного розыска (2009 – 9, 2010 – 21, 2011 – 12).
На сегодняшний день средний стаж службы в органах внутренних дел сотрудников данных подразделений составляет 8 -10 и 10-12 лет соответственно.
Хочу еще раз подчеркнуть, что сокращение численности личного состава проводилось на основе анализа, с учетом нагрузки на каждого сотрудника и состояния преступности на обслуживаемой территории. Вместе с тем, сокращая управленческий аппарат, мы максимально сохранили тех сотрудников, которые непосредственно осуществляют охрану общественного порядка,
работают в прямом контакте с людьми, а также укрепили дежурные части территориальных органов, в том числе увеличили количество водителей-полицейских.
На сегодняшний день штатная численность подразделений полиции составляет 85,4% (12139), от общего числа сотрудников органов внутренних дел края, а численность подразделений управления и обеспечения составляет только 7,6% (1084).
Ежедневно на обеспечение общественного порядка в Приморском крае заступают 1411 сотрудников подразделений патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, вневедомственной охраны.
На территории 5-ти муниципальных образований края сформированы 9 мобильных взводов патрульно-постовой службы со штатной численностью 225 единиц (г. Владивосток — 3 взвода, г. Находка – 2, г. Уссурийск – 2, г. Спасск-Дальний – 1, г. Б. Камень – 1). Мы активно внедряем передовые технологии – 921 служебный автомобиль оборудован бортовыми системами позиционирования ГЛОНАСС с выводом данных на монитор дежурных частей органов внутренних дел.
Это дало нам возможность более оперативно маневрировать силами и средствами, своевременно реагировать на сообщения о происшествиях и преступлениях и повысить на 2% количество раскрытых преступлений в общественных местах и на улицах. И это в условиях реформирования.
Я прекрасно понимаю желание некоторых депутатов Законодательного Собрания и глав муниципальных образований иметь подразделение полиции в каждом населенном пункте (особенно это касается Кировского, Михайловского, Хасанского районов, пос. Заводской), но согласиться с Вами не могу. Нет возможности держать целые отделы там, где регистрируется не более десятка происшествий в неделю, а содержать высокооплачиваемого «спящего» полицейского нецелесообразно ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения оперативной необходимости.
Вместе с тем, прекращая деятельность отделений полиции, мы не тронули такие должности как участковые уполномоченные полиции, оперуполномоченные, следователи, дознаватели – они переданы в штат территориального органа, но физически остались на ранее обслуживаемой территории.
* * *
Самый наболевший вопрос, касающийся обеспечения жилищных условий сотрудников полиции и их семей.
В очереди на улучшение жилищных условий зарегистрировано 2 309 сотрудников, 400 из них стоят в очереди более десяти лет, 13 имеют многодетные семьи, 99 являются участниками контртеррористических мероприятий на территории Северо-Кавказского региона. Но и эти цифры не отражают реальной картины нуждающихся в жилье, так как постановка на очередь в системе МВД прекращена в 2005 году.
К сожалению, вопросы обеспечения жильем сотрудников ОМВД края долгое время не решаются в связи с отсутствием специализированного жилищного фонда. Местными органами власти жилье практически не предоставляется, а приобрести его сотрудникам не под силу.
С 2006 года жилищные сертификаты получили лишь 12 сотрудников, уходящих на пенсию, и в очереди еще 18.
В 2007 году мы закончили строительство дома на Партизанском проспекте и получили свою долю – 26 квартир. На этом все закончилось. Особенно неблагоприятная ситуация с квартирами для участковых уполномоченных – только по г. Владивостоку примерно половина из них нуждается в жилье. При этом ни одной квартиры администрация не выделила. Все решается только через суд – выносится решение или о выделении квартиры, или о выплате компенсации на ее приобретение.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в рамках реформирования системы МВД, впервые за многие годы на законодательном уровне определен порядок улучшения жилищных условий сотрудников органов внутренних дел. С 1 января 2012 года вступила в действие новая форма обеспечения жильем — предоставление единовременной социальной выплаты на покупку жилого помещения или его строительство, сотрудникам, прослужившим более 10 лет. В настоящее время разрабатывается порядок и механизм реализации данного требования. Отдельно закреплён порядок предоставления служебных помещений и жилья, в том числе участковым уполномоченным полиции. Предусмотрены компенсационные выплаты за поднаем жилых помещений (в Приморском крае эта выплата составляет от 2700 до 3600 рублей).
Уважаемые депутаты! Перспективой строительства жилья может являться выделение земельных участков под строительство жилых домов для сотрудников полиции.
Жилищный вопрос является одной из причин текучести кадров, в том числе и сотрудников служб ГИБДД.
В 2011 году уволено из ОМВД края 414 сотрудников ГИБДД (15% от общего числа уволенных), из них 244 сотрудника — по сокращению штатов, 124 – с правом на пенсию. Не замещено 253 должности. Данная ситуация обусловлена в первую очередь повышением квалификационных требований, а именно обязательное наличие высшего юридического образования для сотрудников ГИБДД, осуществляющих рассмотрение дел об административных правонарушениях.
В настоящее время нами реализуется комплекс мер по модернизации и дальнейшему совершенствованию профессионального обучения сотрудников, включающего первоначальную подготовку и дополнительное профессиональное образование.
* * *
Наболевшим является и вопрос отсутствия в городе Владивостоке специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
В 2008 году Администрацией Приморского края принято решения о строительстве такого учреждения, выбран земельный участок под строительство (по адресу: г. Владивосток, ул. Фадеева, 51). В связи с тем, что земельный участок стоит на балансе муниципалитета г. Владивостока и до настоящего времени не оформлен в собственность Администрации Приморского края, строительство объекта не начато по независящим от УМВД России по Приморскому краю причинам.
В целях обеспечения исполнения административного законодательства в части исполнения судебных решений об административном аресте, временно местом содержания административно арестованных лиц определен 4-й этаж изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Владивостоку.
Надеюсь, уважаемые депутаты на помощь в решении данного вопроса и с Вашей стороны.
* * *
Много вопросов поступило по организации работы участковых уполномоченных полиции края.
Да, действительно проблемы есть, особенно в части поддержания порядка на административных участках и в жилом секторе.
Участковый уполномоченный – лицо полиции. В настоящее время, с учетом требований Указа Президента РФ № 209-1993 г. один участковый уполномоченный обслуживает административный участок, на территории которого проживает 3-3,5 тысячи человек.
К сожалению, для нашего края эти цифры явно завышены. Судите сами, регистрация происшествий растет, мы регистрируем любое заявление гражданина. Большую часть этих сообщений (85-90%) рассматривает участковый уполномоченный полиции. В итоге практически не хватает времени на профилактическую работу на участке.
Однако во всех отделах (отделениях) полиции органов края на информационных стендах размещены списки участковых, номера их телефонов
с указанием обслуживаемых ими административных участков и часов приема граждан. В обязательном порядке предусмотрен прием в один из выходных дней в утреннее и вечернее время.
В отдаленных районах Приморья участковый уполномоченный полиции обслуживает несколько населенных пунктов, которые находятся на значительных расстояниях между собой и соответственно не имеет возможности вести три раза в неделю прием граждан.
Но и эту проблему мы частично решили. У всех глав местных поселковых администраций имеются контактные номера телефонов участковых уполномоченных полиции.
Кроме того, их контактные номера телефонов имеются во всех дежурных частях ОМВД края, где любой гражданин может спросить номер телефона своего участкового.
В то же время, в ряде населенных пунктов, участковые уполномоченные не имеют возможности осуществлять прием граждан, так как отсутствуют необходимые для этого помещения. На расширенной коллегии я обратил на это внимание глав Надеждинского, Хасанского, Хорольского и ряда других муниципальных образований края.
К сожалению, на некоторых административных участков отсутствуют участковые уполномоченные. В том числе на улицах Тухачевского, Уральская и Гамарника в г. Владивостоке. Причина – некомплект в данной службе – 52 сотрудника, примерно пятая часть от необходимого количества.
Но могу сказать, что за этими участками временно закреплены другие сотрудники отдела полиции № 4, обслуживающего территорию Первореченского района г. Владивостока. Так, за административным участком, обслуживающим улицу Тухачевского закреплены майор полиции Павлюк Оксана Евгеньевна и старший лейтенант полиции Акперов Сайяр Али, а за улицами Гамарника и Уральская закреплен старший лейтенант полиции Прокудин Константин Викторович.
Также могу пояснить, что за административный участок, на территории которого находится Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, закреплен капитан полиции Дьячек Александр Викторович, определено время приема граждан (вторник, четверг с 18 до 20, суббота с 10 до 12). Обеспечить его постоянное присутствие в кампусе пока не представляется возможным.
Как уже было сказано ранее, нагрузка на участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних в соответствии с требованиями закона, рассчитывается от числа населения, проживающего на территории обслуживания.
В отделении полиции № 14, обслуживающем территорию пос. Пластун, предусмотрено 3 должности участковых уполномоченных. Введение дополнительной единицы участкового уполномоченного или инспектора по делам несовершеннолетних, для постоянного присутствия в образовательной школе, не представляется возможным. Считаю целесообразным рассмотреть вопрос о введении в штат общеобразовательной школы пос. Пластун должности социального педагога или психолога.
* * *
Отвечая на вопрос, касающийся выявления так называемых «заказных» дел, могу сказать, что по линии экономической безопасности к таким делам можно отнести факты рейдерства. В период с 2009 года по настоящее время возбуждено 4 уголовных дела, по одному из которых вынесен обвинительный приговор, 1 в настоящее время находится в суде, еще по 2 продолжается расследование.
Что касается дел общеуголовной направленности, к категории «заказных» можно отнести преступления, предусмотренные ст. 105 УК РФ – убийство с признаками совершения по найму, расследование которых ведет Следственный комитет. Возбуждено 15 уголовных дел, из них 4 направлены в суд, 10 планируются к направлению в суд (в марте 2012), 1 расследуется.
* * *
Уважаемые депутаты!
Основная часть вопросов поступивших в мой адрес касается ситуации, складывающейся с прохождением технического осмотра, регистрации автотранспорта и выдачи водительских удостоверений.
Начну с вопроса, набившего оскомину всем жителям Приморья – это прохождение ежегодного технического осмотра.
В 2011 году изменилось законодательство в области технического осмотра транспортных средств. Сотрудники ГИБДД не занимаются вопросами проведения технического осмотра транспортных средств,
эти функции переданы Российскому союзу автостраховщиков, который и несет за это ответственность.
Вместе с тем, продолжаются вопросы к сотрудникам полиции, в том числе по стоимости техосмотра.
В связи с этим, хочу четко разграничить понятия – диагностирование технического состояния автотранспортного средства, то есть непосредственно техосмотр, и подготовка транспортного средства к прохождению технического осмотра.
Если стоимость первого в соответствии с действующим законом определена постановлением Администрации Приморского края и составляет 983 руб. 14 коп., то стоимость второго определяет станция технического обслуживания, производящая комплекс регулировочных и наладочных работ, или оказывающая услуги по оформлению документов. Как видите, ни к первому, ни к второму полиция отношения не имеет. Все действует в соответствии с законами рынка – не хотите платить за технические работы – готовьте машину сами и проходите техосмотр по цене, установленной администрацией края. Прецедентов достаточно. Нет сил или возможности – платите деньги и после проведения регламентных работ проходите техосмотр. Вмешиваться в коммерческую деятельность полиция не имеет права.
В соответствии со статьей 5 названного Федерального закона технический осмотр с 01 января 2012 года проводится операторами технического осмотра, аккредитованными профессиональным объединением страховщиков. На сегодняшний день на территории Приморского края зарегистрировано 37 таких операторов, работающих на 47 ПТО.
Между тем, стали выявляться случаи недобросовестного исполнения операторами технического осмотра обязанностей по проверке технического состояния с применением средств технического диагностирования, либо выдачи талона о прохождении государственного технического осмотра без осуществления проверки, что создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.
Нам стало известно о распространении оператором технического осмотра ЗАО «Техосмотр» талонов технического осмотра среди офисов продаж данной страховой организации для первичного заполнения без проведения технического осмотра.
Эти действия не только являются нарушением требований законодательства в области прохождения технического осмотра, но и влекут за собой участие в дорожном движении заведомо неисправных транспортных средств.
Учитывая, что рассматриваемая ситуация начала приобретать массовый характер и потребовала незамедлительного принятия мер, в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий по причине технической неисправности транспортных средств, нами проводятся проверки законности выдачи предоставляемых заявителями страховых полисов, посредством проверки наличия талонов технического осмотра в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, а также проверки оснований их получения, выяснения обстоятельств прохождения технического осмотра с фиксацией обстоятельств в письменной форме.
В случае выявления признаков совершения преступления, связанного с предоставлением полученных незаконным путем страховых полисов и талонов о прохождении государственного технического осмотра, такие факты незамедлительно регистрируются в территориальных подразделениях полиции. С начала года возбуждены 4 уголовных дела. Применение данной процедуры будет осуществляться до получения официального разъяснения из ГУОБДД МВД России.
Теперь что касается регистрации транспортных средств.
Изменение законодательства в области проведения Государственного технического осмотра напрямую повлияло на обострение социальной напряженности в области регистрации АМТС.
До февраля прием граждан по вопросам регистрации транспортных средств в подразделениях МОГТО и РАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю осуществлялся в административных зданиях и филиалах, как в порядке живой очереди, так и посредством предварительной записи через единый портал государственных услуг (WWW.GOSUSLUGI.RU) (приложение №3).
Ежедневно в филиалах (зданиях операторов технического осмотра) обслуживалось граждан в разы больше, чем в подразделениях, расположенных в административных зданиях ГИБДД.
Это обусловлено тем, что на территории операторов технического осмотра граждане могли получить полный комплекс услуг, включающий в себя проведение технического осмотра, обязательное страхование и регистрацию транспортных средств.
Существовавший порядок и график приема граждан по вопросу проведения регистрационных действий был наиболее оптимальный и не вызывал недовольства граждан.
Теперь прием граждан по вопросам регистрации автотранспорта осуществляется исключительно в административных зданиях Госавтоинспекции.
Для осуществления Госавтоинспекцией функций по регистрации автомототранспорта необходимо соответствующее обеспечение площадками для осмотра автотранспорта, помещениями надлежащего технического и эстетического состояния, оборудованными рабочими местами, высокоскоростными каналами связи с обязательным обеспечением защиты от несанкционированного доступа, а также соответствующими помещениями для хранения специальной продукции, исключающими ее порчу и хищение, и, что немаловажно – помещениями для ожидания гражданами приема.
Я уже обращался в адрес глав муниципальных образований края с просьбой изыскать помещения для организации регистрационной работы сотрудников ГИБДД.
Прошу и Вас, уважаемые депутаты, подключиться к решению данного вопроса. Вместе мы сможем решить эту проблему.
И, наконец, что касается приема экзаменов на получение водительского удостоверения.
На территории Приморского края зарегистрировано 107 учебных организаций, обучающих граждан навыкам управления транспортными средствами.
Проведенный анализ за 2011 год показал, что только 28% выпускников (2010 год – 49%) сдают квалификационные экзамены с первого раза. Это говорит, в первую очередь, о снижении качества подготовки водителей. Автошколы не предоставляют достаточное количество часов обучения практическому вождению в соответствии с примерными программами подготовки водителей, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации в 2010 году. Посмотрите на дороги города – много вы видите «учебных» автомобилей»? А если и видите, то там, где нет интенсивного движения – работники автошкол боятся выпускать своих учеников на дороги.
В свою очередь в процессе реорганизации служебной деятельности ГИБДД мы привели в строгое соответствие с действующей нормативной базой процесс приема квалификационных экзаменов. Оптимизировали испытательные маршруты второго этапа практического экзамена в соответствии с требованиями Методики проведения квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, усилили контроль за деятельностью сотрудников, осуществляющих прием экзаменов и выдачу водительских удостоверений.
И это привело к положительным результатам. Число дорожно-транспортных происшествий по вине начинающих водителей (со стажем до 2-х лет) в 2011 году сократилось на 20,8% (с 470 до 372), число погибших уменьшилось на 7,5% (с 40 до 37), а число раненых на 23,2% (с 719 до 552).
В настоящее время, в целях снижения социальной напряженности и упорядочения приема экзаменов, в связи с отсутствием в экзаменационных подразделениях необходимого количества транспортных средств всех категорий, возобновлена практика формирования графика приема экзаменов на основании заявок, поданных учебными организациями, с привлечением в процесс приема квалификационных экзаменов транспорта автошкол.
В январе этого года количество лиц, допущенных к сдаче квалификационных экзаменов, увеличилось и как следствие возросло число выданных водительских удостоверений.
* * *
Уважаемые депутаты!
В рамках предоставленного мне времени невозможно ответить на все Ваши вопросы, которые, в большинстве случаев носят частный характер, но я постарался ответить на большую часть из них.
Мы самая многочисленная и открытая правоохранительная структура, и мы готовы с Вами сотрудничать. Любые Ваши обращения будут рассмотрены в установленном законом порядке.
Благодарю за предоставленную возможность довести до Вашего сведения основные результаты нашей работы и выражаю уверенность в наращивании совместных усилий на благо жителей Приморья в наступившем году.
Спасибо за внимание.