В чужой монастырь со своей корпорацией.
«Если Азиатско-Тихоокеанский регион хочет поддерживать статус мирового центра экономического развития, то он никак не сможет обойтись без российского Дальнего Востока. Мы географически связаны берегами Тихого океана и граничим с «Большой тройкой» Северо–Восточной Азии: Китаем, Кореей, Японией. Сейчас как никогда ситуация благоприятствует вхождению экономики ДВ региона в азиатско-тихоокеанский экономический клуб с собственными программами», – считает председатель НП «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин.
Одним из таких членских «взносов» может стать разработанный министерством экономического развития проект «О развитии Сибири и Дальнего Востока», все плюсы и минусы которого сейчас активно обсуждаются в СМИ.
Мы попросили Александра Ивашкина поделиться своим мнением с читателями «В», каким образом создание Восточной корпорации повлияет на реализацию заявленной руководством страны как приоритетной цели превратить Владивосток в международный центр сотрудничества России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
– К проблемам Сибири и Дальнего Востока каждое новое правительство РФ обращается периодически, и все понимают их важность, – рассказывает Александр Владимирович. – Однако впервые федеральные власти подошли так близко к созданию структуры, которая занималась бы этими вопросами каждый день, реализуя вместе с региональными властями и местным самоуправлением крупные инвестиционные проекты. Если, к примеру, во Владивостоке появится госкорпорация по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока, то ее роль в будущем будет трудно переоценить!
Тем методом всенародной стройки, как построили БАМ, осваивать восточные окраины нашей огромной родины уже не удастся. А вот если по-умному привлечь весь мировой потенциал и механизмы функционирования финансового рынка (имею в виду прежде всего функционирование во Владивостоке регионального или зонального МФЦ – международного финансового центра), то совместно с нашими соседями по АТР появится огромный шанс на развитие Дальнего Востока.
Хотя следует заметить, что все инструменты для создания МФЦ находятся в руках правительственных ведомств РФ, а не госкомпании, даже такой могучей, как предполагается сделать. Очевидно также и то, что создание МФЦ во Владивостоке не может поддерживаться одними лишь административными мерами воздействия, оно должно сопровождаться совершенствованием в том числе и местного законодательства в инвестиционной сфере, повышением прозрачности и снижением госрегулирования в экономике. Именно это необходимо для реального увеличения ликвидности и повышения устойчивости рынка, для формирования в регионе благоприятной с точки зрения крупного иностранного капитала бизнес-среды.
– В какой сейчас ситуации, на ваш взгляд, находятся Дальний Восток и приграничное Приморье?
– В ожидании команды «старт» экономика как бы начала подниматься с колен! Географическое расположение Дальнего Востока, а также «восточное направление» правительства дает право использовать предоставленный Приморью единственный шанс на развитие не только своего главного города, но и всей тихоокеанской России. На мой взгляд, председательство нашей страны в 2012 году на саммите АТЭС и те 620 млрд рублей госинвестиций, вложенных в инфраструктуру Владивостока за последние 4 года, нацелены на главное – экономическое вхождение нашего региона в азиатские страны. А если удастся за год председательства подписать соглашения о зоне свободной торговли с соседями по АТР, то можно считать, что реализация стратегии экономического развития страны «на восток» началась успешно.
Сотрудничая с различными финансовыми институтами Азии в сфере финансового консалтинга, могу констатировать тот факт, что регион пока слабо участвует в тех процессах, которые происходят в АТР. Хотя компании соседних государств испытывают объективную заинтересованность в расширенном присутствии дальневосточных компаний у себя на рынке, рассчитывая прежде всего на поставки топливных, энергетических и минеральных ресурсов, а также крайне заинтересованы в нашем рынке потребительских товаров и услуг.
– Благодаря кардинальным переменам в Приморье многие уже называют Владивосток третьей столицей России…
– Ну, столица у нас была, есть и будет всегда одна. Это – Москва. Гораздо полезней для Владивостока и всего Дальнего Востока, если бы Владивостоку присвоили статус МФЦ – международного финансового центра. Потому как функционирование предполагаемой Восточной корпорации без механизма самогенерации денег на инвестиционные инфраструктурные проекты – это большой риск. Это как яхта без паруса или корабль без винта – далеко не уплывут! А те 500 млрд рублей, якобы обещанных для начала деятельности госкорпорации, поверьте, освоятся через год-два. А МФЦ – это прежде всего эффективный финансовый инструмент, позволяющий привлекать инвестиции на проекты.
– Дальний Восток и Восточная Сибирь могут стать лишь сырьевым придатком «азиатских драконов»?
– Нет ничего зазорного в том, чтобы быть сервисной экономикой АТР. Надо просто честно смотреть, на какие рынки Дальний Восток может поставлять свою продукцию. И куда нам поставлять свою продукцию, те же полезные ископаемые. С нынешними железнодорожными тарифами вся прибыль производителя от выпуска продукции, да еще и с нашими-то ценами на электроэнергию, доехав до Европы, испарится. Почему-то сервисной экономикой для Европы быть не зазорно, можем ту же роль играть в Азии, там огромный рынок, несопоставимый даже с Европой.
– Реализация сценария вплетения Дальнего Востока в азиатско-тихоокеанский экономический клуб связана с определенными трудностями. Назовите их.
– Есть объективные причины таких трудностей, ведь регион является весьма разнородным, у каждой из стран – соседей по Тихому океану свои планы-стратегии, а также свои культурные пространства, кроме того, нельзя забывать, что присутствуют и территориальные претензии, это не единая Европа. И все же основой интеграции наших азиатских соседей являются быстрые темпы экономического роста, их региональная торговля и инвестиции, а также региональные производственные цепочки и сети транснациональных корпораций. Возьмите, к примеру, Китай, который занял место самой динамичной азиатской экономики, принадлежавшее ранее Японии.
А вообще любая встреча руководителей стран, подобная той, которая произойдет во Владивостоке 89 сентября, – это прежде всего стремление к преодолению противоречий и сохранению курса на широкое взаимодействие в различных сферах деятельности. Поэтому так важен настрой дальневосточников на позитивные изменения в обществе.
В таком случае новая исполнительная власть в Приморье может опираться на общественное мнение, которое ох как важно при принятии партнерами бизнес-решения. Ведь, по сути, если удачно пройдет сентябрьский форум АТЭС, то за ним могут последовать и другие форматы проведения международных форумов, которые будут способствовать интеграции нашей страны в АТР.
– Назовите их.
– Их так много, и каждая из стран соседей всегда за высокую честь считала прием и проведение международных форумов на своей территории: начиная с неформальных экономических форумов, таких как экономические конференции Северо-Восточной Азии, газовый форум Северо-Восточной Азии, и заканчивая форумами АСЕМ (Азия-Европа), форумом АРФ (региональный форум АСЕАН).
– Как наши дальневосточные соседи воспринимают финансовую систему Дальнего Востока?
– Убежден в том, что финансовый сектор должен быть всегда базовой частью всей инфраструктуры региона, так как состояние и вектор развития финансового рынка определяет не только текущее положение местных компаний, но и задает тренд экономическому росту региона. Применяя известные методики экономического и статистического анализа, тенденций развития Дальневосточного региона, беря их из открытых отчетов и публикаций, действительно можно сделать вывод: определенного экономического рывка региону эти цифры не предвещают. Пока создание госкорпорации по развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири обрастает все новыми слухами и догадками, российский фондовый рынок продолжает терять ликвидность и привлекательность для инвесторов. Об этом знают и наши соседи. И хотя в регионе и присутствуют представительства, филиалы и отделения первой десятки основных российских игроков из базовых финансовых секторов, но, по большому счету, они мало влияют на финансовый климат Дальневосточного региона. Скорее просто поддерживают ситуацию, не давая ей стагнировать. Ситуация естественна и проста: нет длинных денег, необходимых для кредитования каких-то инфраструктурных проектов – нет и инвестиций в крупные проекты.
– Вопрос теперь как к финансисту. Какой, на ваш взгляд, нужно держать ориентир – на Токио или Пекин?
– Вообще-то деньги не пахнут. Специфика региона состоит в том, что восточноазиатский путь интеграции строится с учетом крупного финансового регионального лидера – Японии и почти сформировавшегося лидера – Китая. Это две равновеликие державы, с которыми должны строиться самые тесные и глубокие взаимодействия, если хотим развивать Тихоокеанский регион.
Автор:Александр КАРАСЁВ «Владивосток»
http://vladnews.ru/3134/Ekonomika/V_chuzhoy_monastir_so_svoey_korporatsiey